Новости раздела

Альберт Гильмутдинов: «Важно с какими баллами ЕГЭ приходит абитуриент, конкурс троечников нам не нужен»

Ректор КНИТУ-КАИ считает, что создания 10 кафедр на казанских предприятиях недостаточно и просит развернуть 50

Альберт Гильмутдинов: «Важно с какими баллами ЕГЭ приходит абитуриент, конкурс троечников нам не нужен»
Фото: Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Гостем онлайн-конференции «Реального времени» стал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. В прямом эфире он заявил, что задуманный музейный комплекс на борту сверхзвукового самолета Ту-144 не является ни коммерческим проектом, ни туристической точкой, из которых вуз мог бы извлекать постоянный доход. Он нацелен исключительно на техническое просвещение подрастающего поколения. Главным вызовом для высшей школы ректор называет все еще сохраняющийся разрыв между наукой и производством. Подробнее — в материале «Реального времени».

КНИТУ-КАИ станет третьим, скрепив вокруг себя «Зарницу» и «Самрух»

В самом начале онлайн-конференции ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов прокомментировал несостоявшиеся итоги нашумевшего конкурса проектных работ по созданию музея сверхзвукового самолета Ту-144. Почему ректор КНИТУ-КАИ, будучи председателем жюри конкурса, «зарубил» проекты финалистов, отправив их на «второй круг» доработки? Как будет определяться победитель на заключительном этапе? Эти вопросы так или иначе продолжают обсуждаться после того, как 25 июля были объявлены не победители, а только финалисты конкурса.

Ректор КНИТУ-КАИ обозначил дальнейшую траекторию событий следующим образом. «Для дальнейшей работы мы определи двух финалистов (из четырех претендентов) — это «Зарница» и «Самрух» И здесь возможно два варианта: либо кто-то один их них станет единоличным победителем, либо это будет концепция, которая объединит обе компании», — сообщил он. И добавил, что лично он хотел бы объединить производственные мощности ПО «Зарница» и творческие идеи бюро «Самрух» и создать вместе с ними принципиально новую концепцию музея.

«Ситуация не такая прямолинейная: кто из них двоих выиграет. Это будет не «Самрух», не «Зарница». Мы их берем в работу, но с нашем собственным участием создаем принципиально новое качество проекта. Это будет нечто третье. Это сплав двух компаний и собственно КНИТУ-КАИ должен привести к финишному варианту проекта. В нем-то и будет воплощено самое лучшее из представленных идей», — сказал он.

Не называя плюсы и минусы проектов конкурсантов, он объяснил, почему стремится объединить усилия трех участников в одном проекте. «Мы должны иметь на старте безупречную концепцию, потому что на выходе вы вряд ли получите то, что было на входе (т. е. в окончательном виде проект будет сильно отличаться от первоначального). Потому что во время работы проект неизбежно ухудшится, — уверен он. — Поэтому я попросил обе компании, чтобы они не ограничивали себя в полете фантазий. Ведь потенциал у проекта уникальный: это будет единственный в мире интерактивный музей, где технические экспонаты располагаются внутри сверхзвукового самолета, — так обозначил он задачу перед будущим тройственным союзом. — То, что мы увидели, это только начало. У них есть две недели, мы с ними встретимся. В принципе, та концепция, которую мы задумали, она даже более смелая, чем предложили они».

realnoevremya.ru
Потенциал у проекта уникальный: это будет единственный в мире интерактивный музей, где технические экспонаты располагаются внутри сверхзвукового самолета

О внешней инфраструктуре музея, или Почему вход будет платным

Альберт Гильмутдинов поделился своим видением музейного комплекса. Он считает, что вокруг самолета должна быть построена внешняя инфраструктура для комфортного пребывания гостей. «Я не буду вдаваться в детали, но скажу, что должен быть самолет и прилегающее к нему здание, — сообщил он. — Салон самолета — узкий. Ведь он — сверхзвуковой. Поэтому все вспомогательные службы — это гардеробная, интерактивная аудитория, где мы будем читать лекции, связанные с авиацией, космонавтикой, физикой и техникой, инженерные системы жизнеобеспечения борта, — все это нужно выводить в пристроенное здание. Но его нужно будет очень красиво вписать, чтобы оно не подавляло самолет. В моем понимании, оно будет как бы «утоплено» в землю, как цокольный этаж. Мы видим некий стеклянный купол над этим зданием. Он будет выступать буквально на метр от земли, чтобы не выбивалось из общего вида самолета. Это важно. Здесь дети могут раздеться, если это холодное время года, и прямо оттуда по трапу поднимаются в собственно самолет. И дальше самое интересное — как развернуть этот интерактивный комплекс. Но пока я все секреты выдавать не буду».

Ректор КНИТУ-КАИ развеял предположения о коммерческом предназначении проекта. «Реализуя этот проект, КНИТУ-КАИ не ставит перед собой зарабатывать на проекте. Главное — зажечь интерес детей к технике», — заверил он. Он указал, что «это легко сделать только в определенном возрасте, поэтому нужно делать вовремя». Альберт Гильмутдинов хочет сделать так, чтобы «попадая внутрь музейного комплекса, ребенок выходил из него с ощущением, что техника — это круто. Что этим можно заниматься, что я могу это делать!». А что дальше? Конечно, ректору хотелось бы, чтобы дети захотели учиться в КАИ, но это точно не главная задача. «Нужно поднять общий интерес нашей молодежи к технике, ведь у нас потрясающе одаренная нация», — уверен он.

Вход в музей будет платным, но доступным для детей. «Я предполагаю, что мы установим цены на билеты такие, чтобы просто содержать инфраструктуру. Будет минимальная цена на входные билеты».

realnoevremya.ru
Нужно поднять общий интерес нашей молодежи к технике, ведь у нас потрясающе одаренная нация

Откликнется тот, кому не нужна быстрая отдача от вложений

Правда, спонсоров у проекта пока не нашлось. Ректор намерен их искать по двум фронтам: среди государственных структур и крупных авиационных корпораций, и благотворительных фондов.

«Так как музей интерактивный, познавательный, мы надеемся, что Министерство образования и науки РФ найдет возможность поддержать. Потенциально проект интересен Минпромторгу РФ, ОАК, Роскосмосу. С их стороны у нас нет обещаний, но мы будем обращаться», — настроен ректор. Он допускает, «что кто-то откажет, но кто-то и откликнется».

«Понимаете, сейчас многие готовы вложить рубль, чтобы получить отдачу в 2 рубля. А у нашего проекта будет отдача в 1000 рублей, но не сразу — может через 5, 7, 10 лет. Те, кто это понимают, откликнутся», — считает он. Всего ректор рассчитывает привлечь 100 млн рублей за несколько лет.

«Нам не нужен конкурс троечников»

Говоря о ходе приемной кампании в КНИТУ-КАИ, ректор выделил две основные тенденции. Во-первых, повысился конкурс — на одно бюджетное место подано восемь заявлений от абитуриентов. Но ректор считает, что важно не количество, а качество. «Гораздо важнее, с какими баллами ЕГЭ приходит абитуриент, нам конкурс троечников не нужен», — заметил он. По предварительным данным, средний балл поднялся, но точную цифру ректор на назвал… Во-вторых, увеличится бюджетный прием в магистратуру — с 450 до 600 мест. По распоряжению Минобнауки РФ закрыт бюджетный прием на гуманитарные специальности в технические вузы, поэтому набор в институт экономики управления социальных технологий ведется только на платные места.

Ректор рассказал и об итогах приема в инженерный лицей КНИТУ-КАИ для старшеклассников (7—11 классы). По его словам, на открывшиеся в этом году 80 новых мест было подано 500 заявлений из 16 субъектов РФ, включая Санкт-Петербург. Половина из зачисленных оказались иногородними детьми. Всего обучается 160 ребят, стоимость содержания одного обходится бюджету в 90 тысяч рублей.

realnoevremya.ru
Гораздо важнее, с какими баллами ЕГЭ приходит абитуриент, нам конкурс троечников не нужен

Про индустриальных партнеров КАИ

КНИТУ-КАИ продолжает сотрудничать с ведущими предприятиями ОПК и машиностроительного комплекса России, участвуя в инвестиционных проектах компаний по созданию новой техники. По словам ректора, КНИТУ-КАИ работает в Татарстане с КВЗ, КАЗ им. Горбунова, КАМАЗом, «Казанским электроприбором». КНИТУ-КАИ участвует в проекте восстановления Ту-160, а на вертолетном заводе занят внедрением лазерных аддитивных технологий. Продолжается сотрудничество с московским институтом ВИАМ по разработке авиационных материалов. Кроме того, вуз выполняет большой объем заказов для предприятий Урала и Сибири. Точные объемы контрактов ректор не называл…

Недавно специалисты квантового центра КНИТУ-КАИ разработали технологию защиты передачи данных на основе квантовых технологий, которые на 100 процентов защищают банковскую сферу от кибератак. Эта первая в России четырехузловая квантовая сеть. Для ее масштабирования вуз видит в качестве индустриального партнера Сбербанк Поэтому разработка была презентовала главе Сбербанка Герману Грефу во время его недавнего приезда в Казань. Как сообщил Альберт Гильмутдинов, сейчас вуз ожидает приезда IT-специалистов Сбербанка для оценки ее возможностей. Кроме того, в вузе продолжает работу центр Siemens в составе германо-российского института КНИТУ-КАИ, несмотря на международный скандал с поставками турбин в Крым.

Как сделать выпускников востребованными на рынке труда

Главным вызовом для высшей школы ректор КНИТУ-КАИ считает преодоление разобщенности вузов и предприятий в подготовке квалифицированных и востребованных специалистов. Он считает, что предприятия, как заказчики, должны формировать требования работодателей к обучению студентов.

«Если предприятия говорят, что их не устраивает подготовка выпускников, то минимум 50 процентов претензий нужно адресовать самим себе, — говорит Альберт Гильмутдинов. — Мы готовы отвечать требованиям предприятий, но они не всегда четко их артикулируют. Сейчас университетом создана создана сеть базовых кафедр на предприятиях, но их 10, а должно быть 50, — указывает на проблему ректор. — По ним мы как вуз четко знаем, сколько и по каким компетенциям готовить студентов, а по оставшимся 40 кафедрам (которые не созданы, — прим. ред.) у нас такого понимания нет», — объяснил ректор.

realnoevremya.ru
Если предприятия говорят, что их не устраивает подготовка выпускников, то минимум 50 процентов претензий нужно адресовать самим себе. Мы готовы отвечать требованиям предприятий, но они не всегда четко их артикулируют

В качестве успешного примера, он назвал недавний выпуск 12 студентов с кафедры радиоэлектроники, которая была открыта вузом на казанском «НПП им. Шимко». К моменту защиты диплома выпускники были приняты на работу, т. к. с третьего курса совмещали учебу и работу на этом предприятии. «Только в первые два года студент должен учиться только в вузе, создавать себе фундамент академических знаний. А с третьего курса должна начинаться специализация. Так, на КВЗ с утра слушают лекции, а после обеда спускаются в реальный цех. Это мы называем обучающее производство», — таким ректор видит процесс подготовки специалистов.

Несмотря на проблемы, показатель трудоустройства выпускников по выбранной ими специальности ректор считает высоким. Точную цифру он не назвал, но заверил, что их востребованность остается высокой, т. к. бренд КАИ по-прежнему авторитетен среди работодателей.

Официальные партнеры:

Луиза Игнатьева
МероприятияOnline-конференцииОбществоОбразование

Новости партнеров