Новости раздела

Эльмира Зарипова: «Доходы мы сегодня администрируем все, и мы их видим, скрытые доходы в том числе»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с министром труда, занятости и соцзащиты РТ. Часть 2

Эльмира Зарипова: «Доходы мы сегодня администрируем все, и мы их видим, скрытые доходы в том числе»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Первая половина беседы с Эльмирой Зариповой касалась больше вопросов трудоустройства, вторая — соцзащиты. Министр подробно остановилась как на профессиональном образовании людей с ограниченными возможностями, так и на их занятости. Особо Зарипова остановилась на реализации проекта «Доступная среда», по которому Татарстан оказался в числе регионов-лидеров. Одним из самых сложных вопросов оказалась проблема получения льгот и справедливости их предоставления.

  • Эльмира Зарипова — министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
  • Ангелина Панченко — модератор, корреспондент интернет-газеты «Реальное время».

«В сложной экономической ситуации кто наиболее уязвим? От женщин с детьми стараются избавиться и от людей с ограниченными возможностями»

— Давайте тогда обратимся к теме инвалидов: до 1 февраля работодатели традиционно обязаны предоставить данные о создании мест в рамках установленных квот для людей с ограниченными возможностями. Известно, что число работающих людей с ограниченными возможностями здоровья — 41% от общего числа трудоспособных. В условиях общего экономического спада удалось ли в республике сохранить для них рабочие места?

— Да, в прошлом году мы стали одним из субъектов, который занял лидирующие позиции по трудоустройству инвалидов. В Татарстане доля трудоспособных инвалидов выше, чем в среднем по стране. Если в среднем по России 32% людей с ограниченными возможностями, у нас, как вы отметили, 41%. Но у нас высока и доля трудоустройства: если в целом по России 42% инвалидов находят себе применение на рынке труда, то у нас уровень трудоустройства — более 50%. Наша цель — достичь уровня трудоустройства людей с ограниченными возможностями, равного уровню трудоустройства всех безработных граждан, а это 62%.

Понимая, что в сложной экономической ситуации инвалиды — это наиболее уязвимая категория, над их трудоустройством мы работаем более предметно. В прошлом году мы очень плотно взаимодействовали с работодателями. В рамках программы по снижению напряженности на рынке труда мы реализовывали направление «социальная занятость инвалидов». В мероприятии, направленном на сохранение рабочих мест, занятых инвалидами, а также стимулирование работодателей при трудоустройстве инвалидов, приняли участие более тысячи граждан с ограниченными возможностями.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Для нас важно не просто трудоустроить инвалида и заключить договор с работодателем, но и то, чтобы он на протяжении как минимум трех лет сохранил это рабочее место

Кстати, у нас расширены категории работодателей, которым устанавливается квота. Если раньше она устанавливалась только организациям с численностью 100 и более человек, то сейчас мы можем устанавливать квоту для трудоустройства инвалидов и в организациях с численностью от 35 до 100 человек.

Кроме того, мы оказывали поддержку работодателям, которые оснащали рабочие места для граждан с ограниченными возможностями, осуществлялась компенсация понесенных затрат на оснащение рабочих мест для них в размере 72,7 тыс. рублей за одно оборудованное рабочее место. Так, в прошлом году было оснащено или оборудовано 469 рабочих мест, на которые были трудоустроены 480 инвалидов. Такая работа продолжается и в текущем году.

И для нас важно не просто трудоустроить инвалида и заключить договор с работодателем, но и то, чтобы он на протяжении как минимум трех лет сохранил это рабочее место.

— А какие это отрасли?

— Самые разные. Конечно же, бухгалтерские услуги, юридические, все услуги, связанные с неким консультированием, дистанционное консультирование, услуги в сфере образования, много рабочих мест были оборудованы на предприятиях обрабатывающего производства, на предприятиях сельского хозяйства, в сфере строительства, на предприятиях транспорта и связи.

И, кстати, есть очень хороший проект на базе КНИТУ-КАИ, где отдельно обучается группа слабослышащих студентов, и там есть подростки с серьезными нарушениями слуха, они обучаются инженерным специальностям, радиомеханике и самолетостроению. Есть некоторые традиции, которые были заложены еще в советское время: конструкторское бюро Миля, где, вероятно, на конструкторских должностях работали люди с нарушениями слуха.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Есть очень хороший проект на базе КНИТУ-КАИ, где отдельно обучается группа слабослышащих студентов, они обучаются инженерным специальностям, радиомеханике и самолетостроению

И сегодня эти традиции возобновляются. Отрадно, что здесь обучаются дети не только из Казани и Татарстана, но и из других регионов РФ: из Ростовской и Амурской областей. Им предоставляются места в общежитии, и они получают ту специальность, которая будет востребована. Конечно, возникают вопросы подготовки таких специалистов, потому что рядом с педагогом должен стоять сурдопереводчик, который знает те же термины. Тем не менее в КАИ над этим работают, и этот проект очень хорошо известен в России, широко транслируется, мы всячески поддерживаем его со своей стороны.

— То есть сюда и из других регионов?..

— Да, приезжают молодые ребята из других регионов, зная, что есть такая возможность. Там конкурс очень хороший, высокий балл нужно иметь, чтобы туда пройти, но среди этих людей очень высокая мотивация, потому что они понимают, что они обретут такую профессию, с которой они смогут достойно зарабатывать, жить и быть конкурентоспособными.

— По реализации программы «Доступная среда» (раз уж мы говорим об инвалидах): Татарстан вошел по итогам прошлого года в тройку лучших регионов России, уступив Москве и Краснодарскому краю, к сожалению. Что необходимо еще сделать в республике, чтобы стать абсолютным лидером?

— Сегодня мы в лидерах. Мы, во-первых, преодолели планку по созданию безбарьерной среды с точки зрения доступности объекта. Прежде всего — доступности объектов социальной инфраструктуры, где оказываются государственные и муниципальные услуги, то есть доступность больниц, поликлиник, женских консультаций, организаций и учреждений социальной защиты и соцобслуживания, спорта, культуры, центров занятости, — государственный и муниципальный сектор. Сегодня важно охватить еще и частный сектор — это, например, те аптеки, которые на первом этаже. Нам очень много приходит жалоб, что «аптека в нашем доме недоступна», причем не только инвалиды пишут — пишут даже мамы с колясками, маломобильные группы (пенсионеры). Им просто сложно передвигаться, и они говорят, что нет пандуса, по которому было бы легче подняться. И вы знаете, сегодня ведь люди голосуют ногами — они просто прекращают ходить в эти аптеки, благо, выбор большой. И сегодня аптечный бизнес, бизнес, который парикмахерские услуги оказывает, какие-то продуктовые магазины шаговой доступности понимают это и, в общем, выправляют свои здания с точки зрения физической доступности.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Поверьте, люди с ограниченными возможностями очень активны и тоже хотят увидеть Россию, и сегодня есть возможность: у нас доступные аэропорты, вокзалы — можно сесть и поехать в любую точку

Но есть еще очень большой второй элемент — это изменение менталитета наших граждан. Понимаете, когда в СМИ есть такие истории, когда девочку с ДЦП не пустили в дельфинарий, не пустили в торговый центр, в театр, цирк, кафе, — такие нашумевшие, скандальные истории привлекают внимание и тоже заставляют задуматься владельцев такого бизнеса с тем, чтобы подготовить и свой персонал. Это вопрос методологической, методической подготовки кадров, которые работают: если ты продавец, то ты должен быть готов к тому, что когда-то тебе придется обслужить и такого человека, и ты должен уметь это делать, не отмахиваясь, потому что это тоже твой клиент. И кстати, сегодня 419-й федеральный закон предписывает, что с 1 июля 2016 года все новые объекты строительства и транспортные средства не могут быть недоступными и неадаптированными.

Для бизнеса сегодня, если он работает в уже имеющихся помещениях, тоже должны быть составлены некие дорожные карты о том, когда и в какой части планируется обеспечить доступность: в этом году, например, мы обеспечим доступность входной группы, на следующий год мы обеспечиваем доступность там, где получают услуги; третий элемент — это доступность санитарно-гигиенического помещения. И самое главное — это обучение персонала. Сегодня по обучению персонала мы проводим семинары совместно с органами здравоохранения, культуры там, где оказываются государственные и муниципальные услуги, с тем, чтобы обучить людей. Причем обучаем даже глубоко специальным знаниям, например жестовому языку, и специалистов туриндустрии, потому что мы понимаем, что Казань становится туристической Меккой, но доступность гостиниц для людей с ограниченными возможностями — это очень актуальная тема. И сегодня бизнес сам выразил желание, чтобы мы провели семинары, обучили их и рассказали им, что должно быть доступно в гостинице. Прежде всего это парковка, входная группа, зона ресепшен, санитарно-гигиенические комнаты рядом с рестораном и в номере.

Есть специальные проекты; поверьте, люди с ограниченными возможностями очень активны и тоже хотят увидеть Россию, и сегодня есть возможность: у нас доступные аэропорты, вокзалы — можно сесть и поехать в любую точку. По крайней мере, из Москвы в Казань ты точно приедешь, даже будучи на коляске. Но важно, чтобы ты имел еще и возможность где-то здесь разместиться, и сегодня гостиницы тоже над этим очень работают и понимают, что это некий элемент их конкурентоспособности. Даже в этом году уже у нас проходят семинары с турбизнесом совместно с госкомитетом по туризму. Сам турбизнес вышел на нас, сказал, что есть такая потребность, нужно обучить людей, чтобы понимали и то, что мы можем помочь такому человеку, и то, что есть уже целая группа: из Санкт-Петербурга приезжает целая группа колясочников, из Москвы очень активно, потому что это некие сообщества молодых инвалидов, которые хотят увидеть, в частности, Казань, и такая возможность у них должна быть.

«Бывают случаи, когда приносят и поддельные документы, желая получить какую-то льготу»

— К сожалению, время у нас заканчивается, но хотелось бы затронуть еще одну тему: чтобы получить льготу на оплату ЖКУ, надо каждые полгода оформлять документы, а потом проходить «девять кругов ада» в соцзащите. Нельзя ли как-то упростить эту процедуру?

— Прежде всего, необходимо отметить, что порядок и условия предоставления субсидии на ЖКУ в соответствии с ЖК РФ определяет правительство РФ. Именно решением правительства РФ установлено, что субсидия назначается на 6 месяцев. То есть чтобы получить данную меру социальной поддержки, семья должна доказать нуждаемость в ней, предоставив информацию о всех видах получаемых ею доходов, которые объективно не позволяют оплачивать услуги ЖКУ.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Вообще, существует 79 видов выплат и пособий, из них по девяти услугам реализована возможность подачи заявлений в электронном виде. Это затрагивает примерно 20% от всех получателей наших услуг

Руководством республики в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ направлены предложения по усовершенствованию порядка предоставления субсидии на ЖКУ, в том числе в части предоставления субъектам права самостоятельно определять порядок учета доходов. Если наши предложения будут приняты, мы постараемся максимально оптимизировать схему предоставления субсидий.

«Мы должны семь наиболее востребованных услуг перевести в электронный вид»

— Эльмира Амировна, у нас пять минут, и последний вопрос: на последней коллегии перед министерством президентом республики была поставлена задача убрать административные препоны, упростить клиентские социальные центры, увеличить число электронных форм и возможностей дистанционного общения. Ваши задачи на этот год?

— Мы должны семь наиболее востребованных услуг перевести в электронный вид. За полтора года мы провели очень большую работу: перевели девять услуг в электронный вид. Это снизило число тех, кто приходит в соцзащиту. Вообще, существует 79 видов выплат и пособий, из них по девяти услугам реализована возможность подачи заявлений в электронном виде. Это затрагивает примерно 20% от всех получателей наших услуг. Перевод семи услуг полностью в электронный вид даст еще некоторый объем тех, кто будет получать эти услуги дистанционно, не приходя к нам. Чтобы получить пособия, нужно принести некоторый набор документов, сегодня мы получаем 17 запросов автоматизировано, еще в этом году мы хотим автоматизировать запрос из бюро медико-социальной экспертизы, чтобы сведения о продлении инвалидности поступали к нам автоматически.

Затем для нас важно автоматизировать обмен информацией с фондом соцстраха. Так или иначе, все мы ходим на больничный, сведения о нетрудоспособности, о той выплате, которая была осуществлена фондом ФСС, тоже будут поступать к нам автоматически. К сожалению, когда люди предоставляют нам сведения о доходах, то забывают об этой выплате, а она может иногда существенно повлиять на доход, и ты уже, может быть, не становишься получателем этой субсидии. Но если мы будем видеть информацию в электронном виде, то это упростит нашу работу и позволит избежать каких-то неприятных ситуаций: человек уже на выходе, а забыл указать некоторые свои доходы. То есть все направлено на то, чтобы освободить наших граждан от ненужных, избыточных хождений.

Диляра Ахметзянова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров