Новости раздела

Эльмира Зарипова: «Пока массовых переходов на неполную занятость нет, может быть, чуть попозже»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с министром труда, занятости и соцзащиты РТ. Часть 1

Эльмира Зарипова: «Пока массовых переходов на неполную занятость нет, может быть, чуть попозже»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Если при первой встрече в студии «Реального времени» министр труда и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова из-за ограниченного времени не успела ответить на все вопросы читателей, то второй «онлайн» с министром был почти полностью посвящен ответам на присланные обращения. Больше всего читателей волновал рост безработицы и скрытой безработицы. Рассказала Эльмира Зарипова и о переориентации молодежи на новые рынки труда и о переподготовке женщин после долгих декретных отпусков.

  • Эльмира Зарипова — министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
  • Ангелина Панченко — модератор, корреспондент интернет-газеты «Реальное время».

«У нас уровень так называемой скрытой безработицы тоже не высок»

Давайте начнем с общего: каково сегодня состояние рынка труда, и какое влияние оказывает сложная экономическая ситуация в республике, в мире, в России на это состояние?

— Сегодня ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная, несмотря на те сложности, которые есть в банковском секторе и в целом в экономике. Численность безработных составляет 18 656 человек, уровень регистрируемой безработицы 0,9% — это менее 1%, при том, что в РФ данный показатель составляет 1,3% на начало 2016 года.

У нас и уровень так называемой скрытой безработицы тоже невысокий. Это я говорю о режимах неполной занятости, о простоях. Все-таки те предприятия (автомобилестроение, оборонный комплекс), которые действуют у нас в республике, достаточно обеспечены заказами. У нас есть неполная занятость на предприятиях группы «КАМАЗ» порядка 17 тысяч человек. Над этим мы работаем.

Отрадным фактом является то количество вакансий и предложений, которое мы фиксируем со стороны работодателей — это порядка 23-24 тысяч вакансий. И их число меняется незначительно, т.е. мы видим, что оно достаточно стабильно. Вакансии самые разные: рабочие специальности, предложения по менеджерскому и директорскому корпусам, соответственно, разный уровень оплаты, т.е. если человек ищет себя, то может найти, потому что сегодня очень активно работают интернет-ресурсы, в нашей работе появляются новые формы.

— Но ситуация, наверняка, неравноценна, например, в Казани, в крупных промышленных городах — там число вакансий преобладает над количеством безработных, а вот есть какие-то «провальные» города, районы в республике?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сегодня рынок диктует некоторые свои правила для работника, но, прежде всего, это готовность быть мобильным, т.е. трудовая мобильность ставится во главу угла. Если ты молод, только окончил учебное заведение, ты должен быть готов трудиться. Не факт, что ты будешь жить и работать там, где родился

— В республике у нас создаются условия для развития промышленного производства в рамках промышленных площадок, появляются новые резиденты. Сегодня в городах и районах действует 51 промышленная площадка муниципального уровня. Это широкомасштабная программа, когда на освобождающихся площадях реализуется возможность для создания и развития бизнеса, создается необходимая инфраструктура: дороги, сети, электро- и теплоснабжение, подводятся вода и газ, решается вопрос транспортного обеспечения, логистики. И, зайдя в эти помещения на базе промплощадок, предприниматель уже может развертывать свое производство, даже создавая по 1-2 рабочих места. Для сельского района даже это важно, потому что если умножить это на коэффициент семейственности, то уже получается, что, в принципе, семья достаточно обеспечена, так как глава семьи и 1-2 человека из состава семьи работают на той же промышленной площадке.

И, конечно же, мы работаем сегодня в рамках крупных инвестиционных проектов и планируем в текущем году создать 4 тысячи новых рабочих мест. Конечно же, мы используем новые формы и методы работы. Вообще, практика показывает, что сегодня очень активно люди обращаются в службу занятости и не только, они ищут работу через знакомых, по объявлениям.

С июля прошлого года работает всероссийский интернет-портал «Работа России». Каждый желающий может посмотреть вкладку «Найти работу», задать вопрос о профессии, либо об уровне оплаты труда, о месте нахождения работы, — в общем, найти то, что ему нужно. Можно увидеть и то, какая инфраструктура создана рядом.

Сегодня рынок диктует некоторые свои правила для работника, но, прежде всего, это готовность быть мобильным, т.е. трудовая мобильность ставится во главу угла. Если ты молод, только окончил учебное заведение, ты должен быть готов трудиться. Не факт, что ты будешь жить и работать там, где родился, ты можешь найти работу в соседнем районе или даже в соседнем городе или субъекте РФ. И этот портал раскрывает подобные возможности. Если у тебя семья, то ты можешь посмотреть, а есть ли рядом с твоей будущей работой детский сад, а где будет работать супруга — есть ли что-то для нее, т.е. мы видим на карте всю инфраструктуру, весь спектр услуг, которые важны для молодой семьи.

«Если ты молод, то, может быть, надо устраивать свою жизнь на новом месте»

— Все-таки получается такая ситуация: вакансий больше, чем соискателей, значит, существует дефицит каких-то профессий?

— Да, дисбаланс тоже имеет место быть. Вот мы говорим: есть 18 тысяч безработных на сегодняшний день и 23 тысячи вакансий. Есть, конечно, некоторые структурные и территориальные диспропорции. И вы правильно отметили, что в Казани, например, больше предложений, и, в принципе, можно быстро найти себе работу. В Нижнекамске на одного безработного приходится по две-три вакансии, в Менделеевске у нас довольно широкий спектр предложений. Но в то же время есть и сельские районы. Например, недавно я была в Рыбной Cлободе, там, в частности, есть проблемы с женской безработицей. Т.е. женщины с высшим и средним специальным образованием не могут найти себя на территории именно этого района, и поэтому там организована доставка работников вахтовым методом на Казанский жиркомбинат, находящийся на границе Лаишево и Казани. И такие варианты решения проблемы тоже есть.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Много таких историй, когда нам говорят: «Я хожу на в центр занятости, состою на учете, но не могу найти то, что мне хотелось бы». А, может, нужно посмотреть по-другому. Искать не то, что тебе хотелось бы, а то, что ждет от тебя работодатель?

Но есть еще и дисбаланс между тем, что ждет работодатель (какой ему нужен специалист) и тем, что может предложить человек. Много таких историй, когда нам говорят: «Я хожу в центр занятости, состою на учете, но не могу найти то, что мне хотелось бы». А, может, нужно посмотреть по-другому. Искать не то, что тебе хотелось бы, а то, что ждет от тебя работодатель? Вот у тебя есть некоторое базовое образование, допустим, высшее, хорошее инженерное образование, но работодателю необходимо, чтобы ты владел еще какими-либо ИТ-технологиями, знал какие-то компьютерные программы или иностранный язык. И ты, немножко «дополнив» свои компетенции, может, где-то доучившись, пройдя дополнительную профподготовку, будешь более востребован. Т.е. рынок труда сегодня, помимо трудовой мобильности, требует от работника еще и гибкости в своих предложениях и желаниях, готовности постоянно обучаться.

Вот в той же Рыбной Слободе, когда я проводила прием, пришла 19-летняя девушка. Она закончила обучение по специальности повар-кондитер, училась в местном техникуме и сейчас получает заочное образование, т.е. тоже не выезжая за пределы своего муниципального образования. Конечно, может быть, такой потребности в поварах-кондитерах в Рыбной Слободе нет. И в ближайшей перспективе предвидится, только если какой-то бизнес откроется. И мы с вами понимаем, что такое кондитерский бизнес на селе. Там все женщины сами пекут, это не город, где такого рода бизнес может быть успешным. У нее есть некоторые идеи по развитию собственного бизнеса, но должен быть спрос: только спрос может рождать предложение. Ты можешь быть прекрасным кондитером, но если твои ватрушки никому не нужны, то, в принципе, наверное, надо уже лепить пельмени, а не стряпать пироги.

После беседы мы изучили рынок подобных услуг. К примеру, в том же Лаишево есть потребность в ее компетенциях: там есть предложения по повару-технологу и для работы в детском саду и в школе. Но на работу придется ездить. Современный человек должен быть более мобильным, быть готовым к переезду, к тому, что, может быть, надо будет устраивать свою жизнь на новом месте.

«Наибольшая потребность у нас по строительству и инженерным специальностям»

— Лет пять назад, я знаю, что была такая ситуация, на рынке был переизбыток экономистов и юристов, сейчас какие профессии наиболее востребованы?

— Прежде всего, мы должны понимать, что наибольшая потребность в квалифицированных специалистах по инженерным специальностям — нужны специалисты в сфере строительства инженерных сетей и коммуникаций. Я уже не говорю о таких рабочих профессиях, как маляр, слесарь, штукатур. Следующее по востребованности — это обрабатывающее производство.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Мы должны понимать, что наибольшая потребность в квалифицированных специалистах по инженерным специальностям. Я уже не говорю о таких профессиях, как маляр, слесарь, штукатур

Вообще, если ты мастер своего дела, то сможешь найти себе работу. И, конечно, мой совет, прежде всего, молодым людям: сегодня профессия юриста и экономиста может стать некой второй профессией для повышения конкурентоспособности. Т.е. если ты отличный инженер и у тебя есть еще и юридическое образование, то цены тебе не будет. Поэтому молодым людям нужно все-таки стремиться овладевать профессией технического плана.

Современная динамичная жизнь постоянно выдвигает и новые требования к нашей работе и им нужно соответствовать. Понимая это, мы меняем систему работы и службы занятости, внедряем новые формы работы. Только современная, востребованная как населением, так и работодателями, служба занятости будет успешна и конкурентоспособна.

Сегодня работники центров занятости все чаще выходят в народ. На территории больших торговых центров проводятся масштабные ярмарки вакансий. Недавно наши коллеги устроили «экспресс-ярмарку вакансий» в общественном транспорте города. Жители и гости Казани имели возможность познакомиться с услугами, предоставляемыми центрами занятости, вакансиями работодателей города, пройти экспресс-анкетирование и получить услуги по профориентации. И, знаете, от таких публичных акций, очень большая отдача, широкий общественный резонанс. Если человек оставляет свои контакты для связи, значит он действительно готов к взаимодействию с нашей службой. И сейчас мы предметно работаем с этими «неравнодушными» людьми: встречаемся, приглашаем на встречи, чтобы помочь «раздвинуть» некие кадровые горизонты и по возможности найти им другую работу.

— А в какой еще сфере не хватает специалистов?

— Еще у нас не хватает кадров в сфере образования, в основном в дошкольных организациях: это воспитатели, это младшие воспитатели. Т.е. это результат того, что в определенное время в педагогических вузах произошел некий отток, и туда шли, девочки с не очень высоким уровнем образования, потому что абитуриенты с более высокими баллами по ЕГЭ уходили в сферу экономистов, юристов, бухгалтеров и прочее. А педагогика в себя забирала именно этот контингент. Сегодня, как показывают результаты набора на 2015 год, ситуация уже кардинально поменялась и беседы с ректорами педагогических вузов говорят, что именно на педагогические специальности поступают как раз те, кто должен быть учителем по призванию. Вновь формируется тот образ учителей, у которых мы с вами учились. Первый учитель — это учитель с большой буквы, который тебя всему научит. Такие изменения нас радуют.

— У нас летом в гостях был министр здравоохранения, и он сказал, что в здравоохранении тоже очень большой дефицит кадров. И я знаю, что в Нижнекамске, чтобы привлечь врачей (там не хватает около 100 специалистов), они предлагают выпускникам медицинских вузов 1 млн рублей как президентский грант на получение жилья.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сегодня, даже выходя на рынок, оканчивая школу, полный курс обучения, идя в СПО, в высшее учебное заведение, необходимо понимать кем ты будешь

— Президентский грант в 1 миллион рублей действует не только в Нижнекамске, а на всей территории республики. И действительно, существует проблема дефицита врачей, особенно узких специалистов, в том числе в сельской местности. И, как правило, благодаря гранту семьи врачей возвращаются на село.

Современная инфраструктура в районных центрах и муниципальных образованиях тоже расширяется, строятся дороги. Реализуется более 30 различных программ, в том числе и по строительству спортивных комплексов, клубов. Это меняет образ жизни на селе, делает его более комфортным.

«Надо учить химию, математику, физику. Стать экономистами, гуманитариями всегда успеете».

— В связи с бурным развитием промышленности в ближайшие пять лет какой-то прогноз ведется по тому, какие профессии будут востребованы, чтобы сориентировать сегодняшних выпускников, которые выйдут в этом году из школы?

— Да. Но, прежде всего, надо сказать, что на уровне РФ создается 50 топ-профессий, и в этом топе первая пятерка — это инженерные специальности, которые будут востребованы в ближайшее время. В республике тоже формируется такой топ. И сегодня, даже выходя на рынок, оканчивая школу, полный курс обучения, идя в СПО, в высшее учебное заведение, необходимо понимать кем ты будешь. Возвращаясь к девушке из Рыбной Слободы, на мой вопрос «Как она решила пойти на кондитера, изучила ли прежде рынок труда?» она ответила: «Нет, просто это училище было рядом».

— Наобум, да?

— Да. Т.е. такого выбора наобум быть не должно, и, конечно, здесь важна роль родителей. Служба занятости оказывает профориентационные услуги, мы работаем с учащимися, приглашаем пройти какие-то тесты, которые позволяют сориентироваться и понять, что профессия должна быть по душе, ты должен с удовольствием идти на работу, и понимать, кем ты станешь.

Начальный выбор будет сделан при помощи соответствующих служб, путем элементарных тестов, но далее это должен быть осознанный выбор с точки зрения востребованности рынка труда. Информацию о востребованных вакансиях можно получить, зайдя на тот же портал «Работа в России». И вот эту траекторию можно выстроить. Сегодня для молодых людей реализуются инвестиционные проекты «Нефтехимия — это наше будущее». Будут востребованы все профессии, связанные с нефтехимией. Поэтому надо учить химию, математику, физику и овладевать теми профессиями, которые вокруг этого. Стать экономистами, гуманитариями всегда успеете.

«Человек, который учится в вузе, помимо основных знаний по специальности должен получить некоторые знания по основам предпринимательства»

— Еще вопрос по безработице: в целом по России растет безработица среди молодежи. У нас в республике такая же тенденция?

У нас были годы (2008, 2009), когда 30% безработных составляла молодежь. Сегодня этот показатель снизился до 20%. И я полагаю, что это благодаря тем инвестиционным проектам, которые реализуются в сфере промышленности, нефтехимии. Все-таки наша молодежь– выпускники вузов нефтегазохимического профиля, авиационного профиля — находят себя именно на этих предприятиях. Посмотрите на Зеленодольск — это же моногород, где были серьезные проблемы в конце 90-ых годов, в кризис 2005 года, в 2006 году. Сегодня совершенно другая ситуация: найти работу возможно.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Надо учить химию, математику, физику и овладевать теми профессиями, которые вокруг этого. Стать экономистами, гуманитариями всегда успеете

Можно привести в пример Казань, в особенности заявления экономического блока города о том, что будет проводиться очень серьезная поддержка малого и среднего бизнеса. Совместно с Министерством образования и науки РТ и Министерством экономики РТ мы приступили к проекту «Основы предпринимательства». Студент, который учится в вузе или в среднем учебном заведении профессионального образования, помимо основных знаний по специальности должен получить знания по основам предпринимательства, чтобы понимать, как открывать свое дело. И проект «Фабрика предпринимательства», прошедший на базе Казанского федерального университета, безусловно, имел большой успех, в нем приняли участие многие молодые ребята, даже те, которые учились на географическом или историческом факультете.

«Это не гендерная дискриминация, это некоторые особенности»

— А вот еще по статистике вопрос: по статистике среди безработных преобладают женщины. Получается, на лицо гендерная дискриминация, или просто женщины…

— Это нельзя назвать гендерной дискриминацией. Мы с вами понимаем, когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком на три года (даже по законодательству), она просто «выпадает». Возвратившись из декрета, женщина перестает быть для работодателя высококвалифицированным специалистом, так как быстро меняются технологии и методики работы. Понятно, что даже если она быстро вольется в коллектив, освоит все компетенции, быстро будет дальше работать, но наличие детей будет подразумевать частые больничные, особенно пока ребенок маленький. Это не гендерные особенности в любом случае, и не дискриминация.

Мы очень активно работаем с такими женщинами. Если женщина, находясь в декретном отпуске, понимает, что ей неинтересно возвращаться на прежнее рабочее место, то мы готовы предложить ей некоторые программы переобучения. У нас есть очень широкий спектр программ дополнительного профессионального образования, когда женщина может получить специальность, которая позволила бы ей работать, ненадолго отвлекаясь от своего дома. По линии служб занятости ежегодно мы обучаем порядка тысячи таких женщин.

Вставая на учет в центр занятости, женщине предстоит принять ряд решений. Во-первых, определиться, хочет ли она сменить место работы; во-вторых, решить какие компетенции она желает приобрести; в-третьих, как она будет совмещать уход за ребенком с обучением.

Диляра Ахметзянова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров