Новости раздела

Основатель «Автодории»: «До сих пор наши акционеры не получали дивидендов»

Основатель «Автодории»: «До сих пор наши акционеры не получали дивидендов»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Новым участником традиционной online-конференции «Реального времени» стал генеральный директор компании «Автодория» Антон Куховаренко, который рассказал о том, чего автомобилистам ждать от новых ГОСТов по системам фото- и видеофиксации, будет ли «Автодория» бороться с «липовыми» полисами ОСАГО и по кому ударит ее «Меч лучезарный».

«Когда мы увидели в первый раз проект этого ГОСТа, мы ахнули»

Первым и самым актуальным вопросом к Антону Куховаренко стало введение новых ГОСТов фото- и видеофиксации, которые должны быть приняты уже в ближайшее время. Именно они должны привести к единообразию все многочисленные камеры, стоящие на дорогах России.

— Большой плюс в том, что вообще появились такие ГОСТы. Сделан первый шаг в направлении стандартизации фотофиксации в России. Определены требования к самим приборам, к тому, какие материалы готовятся такими приборами для привлечения к административной ответственности, и, что наиболее интересно, определены правила размещения таких приборов, — говорит генеральный директор «Автодории».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Фактически новый документ был подготовлен под стандарты «Автодории». При этом впервые было официально зафиксировано понятие «средней скорости». Отсутствие этого понятия в законодательстве давало повод ставить под сомнение законность работы системы «Автодории», ведь она фиксировала скорость не в конкретном месте, а на отрезке пути

Напомним, именно произвольная установка передвижных камер типа «Крис-П», которые могли «прятать» фактически в кустах у обочины на уровне дорожного полотна, вызывала больше всего недовольства автомобилистов. И именно такая установка позволяла оспаривать решения ГИБДД о вынесении штрафа. Новые ГОСТы должны раз и навсегда поставить точку в этих спорах и устранить возможности обхода законодательства как со стороны водителей, так и со стороны компаний, обслуживающих камеры. Однако сама подготовка ГОСТов ведется уже второй год, и эксперты «Автодории» приняли непосредственное участие в составлении документа.

«Когда мы увидели в первый раз проект этого ГОСТа, мы ахнули, — вспоминает Куховаренко. — В нем просто отсутствовал зональный контроль, хотя мы на тот момент уже больше года активно работали. Мы подготовили соответствующие поправки». Фактически новый документ был подготовлен под стандарты «Автодории». При этом впервые было официально зафиксировано понятие «средней скорости». Отсутствие этого понятия в законодательстве давало повод ставить под сомнение законность работы системы «Автодории», ведь она фиксировала скорость не в конкретном месте, а на отрезке пути.

«Жирной точкой в вопросе законности «Автодории» стало решение Верховного суда РФ»

Впрочем, Антон Куховаренко уверен, что и без ГОСТов работа системы законна:

— Вопрос законности стоит с момента зарождения идеи «Автодории». (…) Да, действительно, никакой «средней скорости» в КОАПе нет, но там нет и требований к тому, какими методами должна измеряться скорость. Какие требования там выставляются? Можно привлекать к административной ответственности с использованием показаний специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, к которым относятся средства измерения утвержденного типа, прошедшие метрологическую проверку. Вот по этому пути мы и пошли. Мы сертифицировали нашу систему в Росстандарте. Первый сертификат был получен в 2012 году.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Можно привлекать к административной ответственности с использованием показаний специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Вот по этому пути мы и пошли. Мы сертифицировали нашу систему в Росстандарте

По словам Куховаренко, получить подтверждение законности работы «Автодории» помог IT-парк, резидентом которого являлась компания. Одной из делегаций, посетивших бизнес-инкубатор IT-парка, была группа министерства внутренних дел во главе с Рашидом Нургалиевым, на тот момент министром внутренних дел, который и заметил казанскую разработку. МВД дало заключение о том, что для использования «Автодории» не требуется внесения изменений в законодательство.

Тем не менее после начала работы камер в 2013 году компания столкнулась с целой серией судебных исков. Правда, как уверяет Куховаренко, ни один штраф через суд не был отменен. «Жирной точкой в этом вопросе стало решение Верховного суда РФ в октябре 2014 года, который оставил без изменения решения Верховного суда РТ».

«Мне как автомобилисту хотелось бы, чтобы страховые компании умерили свои аппетиты»

Еще одним вопросом, который волнует автолюбителей, стало расширение функционала камер. Уже сейчас известно, что ГИБДД планирует использовать системы фото- и видеофиксации, например, в борьбе с поддельными полисами ОСАГО. По мнению Куховаренко, «Автодория» уже готова к реализации этой функции. Введение такой проверки не повлечет за собой переделку системы.

— Мы уже передаем информацию о всех проезжающих автомобилях нашим заказчикам. Здесь никакого удорожания не будет. Но реализация самой системы сопоставления госномера проехавшего автомобиля с базой действующих полисов ОСАГО, как мне кажется, будет достаточно сложной. Получится высоконагруженная система. Ее реализация может стоить значительных средств.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Мы уже передаем информацию о всех проезжающих автомобилях нашим заказчикам. Здесь никакого удорожания не будет

Интересно, что сам Антон Куховаренко сталкивался с проблемой поддельных полисов, когда его знакомые по ошибке оформили такую страховку. И борьбу с подделками он считает оправданной, но с пониманием относится и к проблемам автолюбителей. «Мне как автомобилисту, действительно, очень бы хотелось, чтобы страховые компании умерили свои аппетиты», — шутит Антон.

«До сих пор наши акционеры не получали дивидендов»

Несмотря на постоянные госконтракты, компания, существующая с 2011 года, только в этом году впервые рассчитывает получить прибыль. К слову, в 2013-2014 годах только в Татарстане «Автодория» заключила госконтрактов на сумму 95 млн руб. По словам Куховаренко, в течение первых 2 лет компания занималась только разработкой своего продукта. А первый контракт был заключен лишь в 2013 году. При этом компания не вкладывалась непосредственно в создание производственных мощностей. Все приборы «Автодории» производит татарстанская же компания «Инфомат».

Долгий выход на окупаемость Куховаренко объясняет, в том числе, и спецификой работы с государством как с заказчиком: «Все контракты очень долгие. С момента решения о проведении «пилота» до момента закупки может пройти несколько лет». Кроме того, компания работает по «сервисной модели», не продавая оборудование разово, а получая ежемесячно платежи за его обслуживание. «При такой модели за один год мы просто не можем окупить наши вложения», — поясняет Куховаренко.

— 2015 год мы назвали годом возврата долгов. Цель наша — вернуть в течение года все заемные средства, которые были выданы компании ранее. Мы имеем все шансы это выполнить. До сих пор акционеры не получали дивидендов. То есть говорить о какой-то окупаемости пока рано, — отметил глава «Автодории».

Роман Хасаев/realnoevremya.ru

По нарушителям ударят «Мечом лучезарным»

В ответ на вопрос о возможных ошибках в определении номеров Антон Куховаренко заверил, что такие факты есть, но их немного. А аппараты нового типа позволяют практически вообще избегать ошибок. Второе поколение системы, «Автодория 2.0», может работать на криволинейных участках. Новые приборы также оснащены видеосистемой «Меч лучезарный». «Теперь наша камера более четко настраивается на госномера, работает при любых погодных условиях, при затенении или, наоборот, «засветке» номеров», — поясняет директор «Автодории».

Кроме того, «Автодория» рассчитывает увеличить покрытие дорог в Татарстане своими камерами за счет тех участков, где раньше установка аппаратов была невозможна из-за отсутствия точек их подключения: «Здесь могут помочь наши автономные приборы, которые сейчас тестируются в Тюлячинском районе. Прибор устанавливается без подключения к внешним источникам питания, работает автономно до 10 дней. После этого проходит его плановое обслуживание». Как рассказал Куховаренко, единственный регион, где подобные приборы уже работают — это Ульяновская область, и там система за год уже хорошо зарекомендовала себя.

Полную стенограмму online-конференции читайте в ближайшее время на сайте «Реального времени».


Официальные спонсоры online-конференции:

Дмитрий Семягин, фото Романа Хасаева
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров