Новости раздела

РАЭК: «Через 5 лет интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны»

В прошлом году объемы российского рынка, по оценкам экспертов, интернет-торговли впервые превысили 1 трлн рублей. Рынок on-line торговли стремительно развивается, несмотря на непростую экономическую ситуацию, и уже забрал заметную часть покупателей из off-line. При этом, по оценкам участников рынка, e-commerce в России имеет огромный потенциал: доля рынка on-line ретейл не превышает 3%, хотя темпы роста этой отрасли сопоставимы с общемировыми.

В конце февраля в Казани состоится III ежегодный бизнес-форум «Зачем бизнесу e-сommerce», организованный интернет-газетой «Реальное время», на котором речь пойдет не только о правилах игры на данном рынке, но и его перспективах в Татарстане. Одним из спикеров выступит Иван Кургузов, руководитель кластера РАЭК «Электронная коммерция», который согласился в преддверии форума рассказать в интервью об основных тенденциях рынка и проблемах развития.

— Иван, начнем со статистики. Каков, в принципе, текущий объем рынка e-commerce в России? Какое положение у России в общемировой картине?

— Сфера электронной коммерции является одной из самых стремительно развивающихся в отечественном сегменте интернет-бизнеса. Российский e-commerce исследован в четырех сегментах: онлайн-ретейл в объеме 315,3 млрд рублей (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд рублей (прирост 23,5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд рублей, прочие — 147,20 млрд (30%).

Прогноз на 2015 был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.

Почему это происходит? Во-первых, рост «интернет-стажа» интернет-пользователей: если в 2010 году он был менее 3 лет, то сейчас более 6 лет. Во-вторых, все больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете: безналичными способами оплаты в интернете пользовались 69%. В-третьих, доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным. В-четвертых, доставка стала быстрее, надежнее и дешевле. И, наконец, офлайновые магазины закрываются или существенно сократили ассортимент.

Кроме того, эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.

«Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствования Почты России». Фото e-pepper.ru

— Насколько в России развита интернет-торговля, если сравнивать с другими странами, и каков потенциал развития?

— В России очень хорошо все развито в городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Москву в этом плане можно сравнивать с другими мировыми столицами — очень высокое проникновение интернет-торговли. Единственное отличие — малая доля предоплаты картами.

— С какими вызовами столкнется интернет-торговля, по вашему мнению?

— Уже сейчас мы видим, что будет наблюдаться рост трансграничной торговли: посылки из Китая составляют уже почти четверть всех доставок. А это вызов не только для онлайн, но и для офлайн-торговли. Также возможный взрыв внимания государства к регулированию, который может закончиться сложным для отраслевых игроков форматом СРО или даже лицензированием этого вида деятельности.

Что касается основных барьеров за 10 лет, то они не изменились, развитие e-commerce затрудняют тонкости законодательства, неоднозначность трактовок норм и временами странные инициативы законодательного характера. А также проблема с доверием потребителей и сложности с логистикой в большой стране.

— Иван, а как сказывается на развитии интернет-торговли падение доходов населения? Существует ли угроза ухода отдельных игроков с рынка в связи с этим?

— Само по себе падение доходов существенно ситуацию в интернет-торговле не изменило — люди просто стали покупать более дешевые вещи, но в интернете, поэтому общий оборот растет. Гораздо сильнее экономическая ситуация влияет в других смыслах, в первую очередь, в финансовом. У интернет-магазина очень большая потребность в оборотном капитале, а сейчас деньги стали дороже. Так что текущий кризис в отрасли электронной коммерции выступил натуральным санитаром леса.

— По вашим данным, какие товары наиболее интересны для торговли через Сеть сейчас и в перспективе?

— Если разрешат торговлю алкоголем, то начнет буйно расти торговля продуктами питания. В остальном я не думаю, что будут радикальные изменения в ближайшие пару лет.

«Само по себе падение доходов существенно ситуацию в интернет-торговле не изменило — люди просто стали покупать более дешевые вещи, но в интернете». Фото ptzgovorit.ru

— Какие интернет-магазины самые прибыльные в России?

— Средние. Большинство крупных интернет-магазинов операционно убыточны.

— Есть ли в отрасли понимание, что за стратегию развития интернет-торговли разрабатывает Минпромторг? Принимало ли профсообщество участие в ее обсуждении, и нужна ли такая стратегия по интернет-торговле в принципе?

— Отрасль интернет-торговли не вполне понимает, зачем ей эта стратегия. Но представители профильных ассоциаций хорошо понимают, что это мост для диалога с представителями регулирующих органов, и активно участвуют в разработке стратегии.

— К чему приведет введение пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах? Какими будут быстрые и долгосрочные последствия, позитивные и негативные?

— Это зависит от методики. При правильной «игре» будет остановлен рост доли кроссбордера, но ребенка с водой не выплеснут, и всем станет хорошо — и Почте России, и внутренним продавцам. Если вообще ничего не вводить, то постепенно внутренние продавцы вымрут. А если ввести неправильно, то можно вызвать большое внутреннее возмущение и еще и обрубить финансовый поток только начавшей вставать на ноги Почте России.

— Насколько прибыльными в России являются «черные пятницы» и «киберпонедельники», которые проводят интернет-магазины? Какова динамика таких продаж?

— Эти акции проводятся не для немедленной прибыли, а с тремя целями: популяризация интернет-торговли, расширение собственной клиентской базы и избавление от стоков.

На мой взгляд, «Киберпонедельник» — это отличная акция, нацеленная не только на пользователей, но и на бизнес. Интернет-магазины заявляют о себе, знакомят потребителей с товаром, безусловно, получают хорошую прибыль в день проведения акции. Уверен, подобные онлайн-распродажи должны и дальше осуществляться в мире российского рынка e-commerce, тем более, что эта область отлично развивается и является одним из драйверов экономики Рунета.

«На мой взгляд, «Киберпонедельник» — это отличная акция, нацеленная не только на пользователей, но и на бизнес». Фото gazeta.ru

— Каковы перспективы в этом году по либерализации интернет-торговли медикаментами, ювелирными изделиями и алкогольной продукцией?

—Я очень надеюсь и прилагаю усилия к тому, чтобы в этом году все дошло до стадии появившегося документа, который уже будет рассматривать правительственная комиссия.

— Уже пять лет РАЭК проводит исследование «Экономика Рунета». Каковы основные выводы последнего исследования? Какие тенденции прослеживаются наиболее ярко?

— Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, который все больше влияет на другие отрасли. Вклад экономики Рунета в ВВП страны в 2015 году составил 2,4%. На мобильный интернет приходится около 25—30% от общего объема рынка. Мобильность остается доминирующим трендом, который вместе с цифровыми сервисами все больше влияет на самые разные сферы деятельности.

Ближайшее будущее — это повсеместное применение интернета и IT в парадигме интернета вещей. К 2020 году количество подключенных к Сети устройств превысит 50 млрд. Проекты с их использованием конвертируются в «умные» города, транспорт или здравоохранение, новое качество жизни, уровень безопасности и др.

Цифровая экономика для нас — это та реальность, в которой мы живем. Нас окружает огромное количество веб-сервисов, основная задача которых состоит в повышении доступности различных услуг и упрощении процессов их получения. На наших глазах экономика Рунета трансформируется во всеобъемлющую цифровую экономику, строительством которой будет заниматься интеллектуальная нация. Наша общая задача на 2017 год — показать первые реальные результаты того, что курс на цифровую экономику взят и активно реализуется на уровне государства, бизнеса и пользователей.

— Вы говорите о динамике роста экономики Рунета, какова ее структура и точки роста?

— Интернет и связанные с ним рынки от года к году составляют все больший эквивалент ВВП страны. Если в 2012 году эта величина была около 1%, то по итогам 2015 года объем интернет-зависимых рынков составил уже 19% ВВП. А объем интернет-рынков (контент и сервисы) в исследовании «Экономика Рунета 2015—2016», которое мы буквально на днях презентовали, составил 1 355,38 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей — 588 млрд рублей, что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России.

«Нас окружает огромное количество веб-сервисов, основная задача которых состоит в повышении доступности различных услуг и упрощении процессов их получения». Фото macdigger.ru

Через 5—6 лет, на наш взгляд, интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны. Исчезнет само противопоставление «цифровой» и «традиционной» экономик, а так успешно используемый нами в ежегодном исследовании «Экономики Рунета» термин «интернет-зависимые рынки» потеряет свой смысл, потому что большая часть рынков и экономик будут к этому моменту «интернет-зависимыми».

Продолжение беседы состоится в рамках III Ежегодного бизнес-форума «Зачем бизнесу e-сommerce». Принять участие в форуме можно, пройдя по ссылке.

Интернет-газета «Реальное время»
МероприятияБизнес-форум

Новости партнеров