Новости раздела

«Еженедельно количество страховых компаний сокращается. Это называется красиво — «консолидация», но...»

Бизнес-бранч «Реального времени» с участниками страхового рынка Татарстана. Часть 1

«Еженедельно количество страховых компаний сокращается. Это называется красиво — «консолидация», но...»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Подводя итоги 2015 года и первого квартала 2016 года, эксперты отметили в целом положительные результаты. Однако их пугает рост выплат, темпы которого опережают темпы роста объемов страховых премий. Большинство компаний стараются делать акцент на добровольных видах страхования, но далеко не все знают, как это делать. При этом абсолютно все озаботились качеством портфеля. На рынке наметилась консолидация, которая идет сразу с двух сторон. С одной стороны, кэптивные компании, имея постоянных клиентов и постоянные доходы, начинают захватывать рыночные сегменты. С другой стороны, регулятор, учитывая серию банкротств, ужесточает требования, которые оказываются непосильными для слабых компаний.

Участники бизнес-бранча:

  • Нэлла Аксенова — руководитель филиала «Зетта страхование» в РТ
  • Марат Асатов — заместитель директора казанского филиала СК «Чулпан»
  • Ранизя Баширова — генеральный директор страховой компании «АСКО»
  • Игорь Волчков — директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ
  • Альберт Ишбулатов — директор филиала компании «Росгосстрах» в РТ
  • Рустэм Сабиров — президент Союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК Казань» Страховой группы МСК
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»

«Когда народ беднеет, естественно, страхование делает шаги назад»

Дмитрий Семягин: Сегодня у нас тема посвящена рынку страхования. Мы хотели бы поговорить с экспертами рынка страхования о том, что сегодня происходит на рынке и что будет дальше. Формат общения — это свободная беседа, но вначале я попрошу каждого представиться, рассказать немного о себе и о той компании, которую он сегодня представляет. И чтобы сразу перейти к делу, прошу ответить на первый вопрос: каковы итоги 2015 года и итоги первого квартала 2016 года?

Рустэм Сабиров: Я представляю Союз страховщиков Татарстана. Параллельно тоже работаю в страховании, но компанию, на которую я работаю, сегодня представляет Нэлла Борисовна Аксенова, моя коллега. Я скажу, наверное, в целом по рынку. Ну, цифры у всех есть на руках, я не буду их повторять. Скажу лишь, что есть определенное падение по имущественному страхованию, абсолютно прогнозируемое, понятное, объяснимое. Есть спорная динамика по рынку ОСАГО. К сожалению, не все представители прессы могут с этими цифрами правильно работать. Если назову эти цифры — сборы по ОСАГО за первый квартал возросли на 38%, — за этим мы можем услышать радостный визг и очередные убеждения в том, что мы на чем-то зарабатываем и кого-то опять ограбили, но надо сказать, что рост выплат составил 36%. Вот это повышение было достигнуто за счет того, что ровно год назад, с 12 апреля 2015 года, начали работать новые тарифы и новые лимиты. Сначала идут взносы, а затем выплаты. Так вот, взносы по новым тарифам в первом квартале были ощутимы, потому что по сравнению с прошлым годом они возросли, а вот выплаты, как правило, идут с отставанием примерно на год. Даже несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом собрали по новым тарифам на 38% больше, уже по выплатам выдано 36%, что не может не вызывать тревоги у страхового сообщества.

Семягин: Я прошу прощения, что перебиваю, но по ОСАГО мы еще перейдем к обсуждению.

Сабиров: Да-да, вот провалы собственно по страхованию основных видов. Это КАСКО — их стали покупать меньше, многие просто переходят на какие-то эконом-продукты, многие гасят кредиты, а новые не берут. Многие начинают сокращать свои затраты: в питании можно в чем-то себя урезать, в отпусках — ездить не в Египет, а, может быть, в Крым. Начинают резать статьи: одежда, новая мебель, квартира, страхование. Режут все, что позволит сегодня кушать, ходить в школу детям, ну и так далее. К сожалению, страхование появляется тогда и растет тогда, когда появляется класс собственников, когда народ получает что-то там в качестве имущества. В богатых странах колоссальные объемы собственности, и, соответственно, ее надо защищать. Когда народ беднеет, собственности становится меньше, он ее меньше приобретает, естественно, страхование делает шаги назад.

Семягин: Спасибо! Нэлла Борисовна.

«Мы не хотим прирастать, нам нужен качественный бизнес, прибыль нужна»

Нэлла Аксенова: Меня зовут Аксенова Нэлла, директор страховой компании. Страховая компания «Зетта» организовалась в прошлом году. Филиал, да. Это интеграция страховой компании «Цюрих». Мы знаем, что «Цюрих» закрыл розницу в России. В общем-то, тут и проблема с геополитикой, и вмешательства имели тоже некоторый момент. И все стандарты, которые были в «Цюрихе», мы продолжаем их придерживаться. То есть могу сказать, что наша компания со швейцарским качеством, высокий уровень сервиса. Всех приглашаем посетить наш филиал на ул. Декабристов, 85б. Клиентов мы принимаем, в тот же день даем им направления на ремонт, то есть нет никаких проблем с урегулированием убытков. Соблюдаем все нормы и стандарты. Рустэм Ильдусович сделал очень подробный анализ рынка, и наша компания нисколько не отличается от других страховщиков. Действительно, идет сокращение расходов — минимизация, оптимизация. Мы сжимаемся по расходам, потому что основная задача акционеров — получить, безусловно, прибыль. Понятно, что компания не ставит перед собой захват рынка. Мы не хотим прирастать, нам нужен качественный бизнес, прибыль нужна. В части по ОСАГО тоже не буду ничего добавлять, и Рустэм Ильдусович все очень правильно отметил. Компания ставит перед собой задачу сохранить свои позиции на рынке путем сохранения сервисных услуг, чтобы наши клиенты были довольны. То есть, мы сохраняем именно свою клиентскую базу.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Нэлла Аксенова: «Действительно, идет сокращение расходов — минимизация, оптимизация. Мы сжимаемся по расходам, потому что основная задача акционеров — получить, безусловно, прибыль»

«Мы начали акцентировать свое внимание на увеличении добровольных видов страхования»

Альберт Ишбулатов: Про компанию, наверное, ничего говорить не буду, потому что многим она известна. Сам я приступил к должности с 18 февраля прошлого года.

По результатам 2015 года в РТ наш филиал выполнил все плановые показатели абсолютно по всем требующимся видам — и по видам, и по направлениям; то есть и по корпоративным, и по партнерским. По всем направлениям плановые задачи были выполнены. Сейчас финансового результата пока еще нет у нас. Но есть большая уверенность, что финансовый результат у нас достаточно хороший. И из большинства филиалов республики финансовый результат будет достаточно хорошим. Связано это с тем, что мы начали акцентировать свое внимание активно на увеличении ДВС — добровольных видов страхования, так как именно они несут большую маржу, нежели обязательные виды, если говорить о массовом виде, как ОСАГО.

В части основных приростов 40% нам дало ОСАГО. Мы понимаем, что это связано с тем, что с 12 апреля увеличились тарифы. Количество клиентов не сильно изменилось по ОСАГО по отношению к 2014 году. Поэтому говорить о том, что мы начали захватывать рынок и долю по ОСАГО в 2015 году, я никак не могу. Более того, если посмотреть на долю, у большинства игроков в РТ доля по ОСАГО увеличилась в 2015 году. Меня это не может тоже не радовать, что коллеги тоже разделяют с нами эту ответственность. Наша доля сократилась до 24% по ОСАГО.

При этом значительно увеличилась доля по другому виду страхования — КАСКО; мы увеличили долю на 24% до 850 млн рублей, таким образом заняв первое место в республике по данному виду, несмотря на то, что рынок по КАСКО просел на 19%. То есть темп роста по отношению к 2014 году по рынку в целом по РТ составил 0,81%. У нас темп роста составил 124%, что на 45% выше, чем рынок. Удалось скакнуть по данному виду. За счет чего? Сделали акцент на партнерский канал. Он был не в полной мере нами охвачен, но сейчас есть уверенность, что в ближайшие несколько лет мы на этом рынке будем также продвигаться и оказывать хорошие услуги клиентам, потому что мы внедрили новые продукты по КАСКО, достаточно интересные, которые даже дешевле, чем ОСАГО. Такие предложения, как антикризисное предложение по КАСКО, защита от ДТП. Стоимость такого полиса на уровне 3-4 тыс. рублей, при этом мы полностью защищаем автомобиль от тотальной гибели. В первую очередь подобные продукты рассчитаны на клиентов, которые умеют хорошо ездить и не попадают в ДТП. Очень много возмущений и комментариев клиентов: если я езжу безаварийно, то зачем я должен переплачивать за КАСКО? Ну, вот как раз мы внедрили такой продукт, который даже дешевле, чем ОСАГО, и видим, что популярностью он начинает пользоваться.

Не произошло роста по имущественным видам страхования физических лиц — мы остались практически на уровне 2014 года. 97% темп роста составил по рынку, но на нашем объеме даже плюс-минус 1% играет очень большую роль и для нас, и для рынка в целом. Видим по рынку, как, несмотря на кризис, страхование жизни очень выросло. Основной рост из розничных сегментов — это страхование имущества физических лиц и страхование жизни.

Мы будем продолжать концентрироваться на добровольных видах страхования. Мы в оценке своей эффективности не смотрим на ОСАГО, мы можем на нем собрать хоть 2 млрд рублей, хоть 3. Мы смотрим, как мы растем на рынке без ОСАГО. Если убрать весь объем ОСАГО, мы на рынке выросли на 108% по отношению к 2014 году. Текущий рост по 2015 году составил 8%. Для нас это дает уверенность, что сегодня мы совершаем совместно с командой правильные действия. Завершая свою речь, могу сказать, что текущие результаты филиала — в целом на «хорошо», потому что еще есть зоны для роста, которые мы не сумели реализовать в 2015 году. В ближайшие три года мы планируем эти зоны роста перекрыть, и в принципе это отразится на всех сервисах не только в республике, но и в России в целом. Спасибо.

«Одни и те же проблемы у нас — это превышение темпов роста выплат над темпами роста по страховой премии»

Ранизя Баширова: Добрый день, коллеги. Я Баширова Ранизя, генеральный директор страховой группы «АСКО». Я в страховании скоро будет вот как два года всего лишь. Что из себя представляет наша группа: это региональная страховая компания с центральным головным офисом в городе Набережные Челны. Имеем 15 филиалов за пределами Татарстана. Компания входит в топ-50 страховых компаний РФ. Прошлый год мы выполнили практически на 100% от заложенных стратегических планов, компания закончила год с прибылью порядка 90 млн рублей. По структуре, естественно, изменения прошли, как увеличение доли ОСАГО. Мы, в принципе, находимся в одном рынке, и, соответственно, одни и те же проблемы у нас, как и у других страховых компаний — это превышение темпов роста выплат над темпами роста по страховой премии. Совершенно точно было подмечено, что, конечно, хотелось бы, чтобы добровольные виды страхования в первую очередь показывали наивысшие темпы роста, но этого пока не происходит, поскольку ДВС не является популярным видом финансовых услуг в нашей стране, и этому большое внимание уделяет и ЦБ, и присутствующие здесь мои коллеги тоже пытаются принимать активное посильное участие в популяризации именно страхования как такового.

«Из негативов 2015 года — по страхованию опасных объектов тарифы изменились почти в три раза»

Марат Асатов: Добрый день. Если в целом по компании говорить, то 2015 год мы закрыли довольно-таки хорошо, с прибылью. А если по филиалу сказать, то тоже поставленные задачи выполнены. Понятно, и за счет ОСАГО, но в течение года бизнес-планы были скорректированы с учетом того, что в апреле был скачок страховых премий по ОСАГО, поэтому результата по увеличению премий по ОСАГО у нас не было как такового. Из негативов 2015 года что можно сказать: из обязательных видов по страхованию опасных объектов тарифы изменились почти в три раза. То есть вступили в силу с 1 сентября, и за счет этого там планы поставленные немножко не выполнились. Поэтому на 2016 год бизнес-план был конкретно скорректирован из-за опасных объектов.

Если смотреть первый квартал текущего года по казанскому филиалу, уже первые цифры в принципе у нас есть, и они довольно-таки хорошие, за исключением КАСКО физлиц. Как коллеги уже сказали, это, наверное, одна из основных проблем страховых компаний. По транспорту план серьезно не выполняется, но в то же время выплаты по ним хорошие, то есть так мы в плюсе пока, несмотря на то, что объемы по ним у нас упали. То есть пока нормально.

«Все страховые компании озабочены этой задачей — это вопрос качества портфеля»

Игорь Волчков: В первую очередь, послушав всех своих коллег, хочу сказать, что я очень рад, что те планы, которые они определили на 2015-й и первый квартал 2016 года, практически выполняются. То есть это значит, что мы можем в этих непростых условиях работать.

Что бы я хотел сказать конкретно об «Ингосстрахе»: по 2015 году передо мной стояло три задачи, первая из которых — повышение производительности труда в филиале. По итогам года производительность составила 147% по отношению к 2014 году. Это задача выполнена. Вторая задача — увеличение доли на рынке практически по всем видам страхования и увеличение объемов сборов по всем направлениям: корпорат, розница, добровольное медицинское страхование. Эти планы тоже были выполнены от 110 до 132% по разным видам.

И третья задача, которая стояла, — это вопрос качества портфеля. И это вопрос, даже не с точки зрения «что брать, а что не брать», а вопрос оценки — «а сколько стоит этот риск?», потому что в последние годы, особенно когда достаточно тяжелая ситуация в экономике, ряд страховых компаний (не буду сейчас конкретизировать — это всем известно) применяют метод демпинга для того, чтобы или остаться на рынке (построение пирамиды), или значительно увеличить свою долю с надеждой, что остальные компании просто не смогут выдержать эту «гонку вооружений». Как у нас было в свое время — Соединенные Штаты и Советский Союз. То есть противостоять тому, чтобы брать в страхование риски, которые не стоят таких денег (занижена стоимость страхования). Потому что не происходит формирование страховых резервов, и все это потом аукнется для клиентов.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Игорь Волчков: «Консолидация страхования в 3-5 компаниях в итоге приведет к Советскому Союзу. Рынок не будет развиваться, скорее всего. Не будут предлагаться новые продукты. Не будет интереса к клиенту как к чему-то такому важному»

То есть эти задачи — в принципе выполнены, плюс очищение портфеля от заведомо убыточных видов страхования.

По первому кварталу этого года в среднем у нас идет по всем направлениям выполнение плана примерно на 92-93%. Если брать в абсолютных величинах, то сборы по всем направлениям увеличились примерно на 105-108%. Есть клиенты с миллионными премиями, которых по итогам трех, четырех, пяти лет мы проанализировали и пришли к выводу, что они ежегодно убыточны. Подход к этим клиентам первоначально был ошибочный с точки зрения тарифообразования. Мы от этих клиентов отказываемся, если они не принимают наши новые предложения по тарифам. Это наша позиция. То есть нам нужен рентабельный портфель. Вот, наверное, вкратце.

Мы продолжаем работать на рынке ОСАГО. Но параллельно компания провела внутренние мероприятия, связанные с усилением юридической службы и других подразделений. Но ОСАГО не является нашим приоритетом. Это условно можно назвать социальной нагрузкой. Вот, наверное, вкратце все по компании.

«Идет серьезнейшая сейчас консолидация рынка в руках кэптивных компаний»

Семягин: Спасибо. Ну, вот Игорь Викторович уже начал говорить о поведении отдельных компаний, которые пытаются либо сохранить позиции на рынке, либо занять какую-то долю. В целом статистика показывает, что в прошлом году компании как раз с рынка стали уходить. То есть я говорю не только об отзыве лицензии, а о фактическом уходе, в том числе и когда мы наблюдаем, что у компании фактически нет приходов никаких, хотя компания формально остается на рынке. Что происходит сейчас с рынком страховых компаний в Татарстане, как он меняется? Можно ли говорить о консолидации рынка?

Волчков: Ну, давайте я отвечу. Для меня никаких секретов здесь нет. Если вы посмотрите по официально опубликованным итогам 2015 года (возьмите не абсолютные, а относительные доли той или иной компании в том или ином виде страхования), то увидите, что идет серьезнейшая консолидация рынка в руках кэптивных компаний. Если взять страхование юридических лиц в Татарстане, то оно сосредоточено именно в кэптивных компаниях. По премиям примерно 80% юрлиц застраховано в трех-четырех кэптивных компаниях, которые имеют у себя такие серьезные структуры, как, например, «Татнефть». «Чулпан» первое место занимает по страхованию имущества юридических лиц с долей около 50%. Второе место, насколько я себе представляю, занимает СОГАЗ со своими нефтехимическими объектами. По памяти — дальше идут «Ак Барс — Страхование», «АСКО» с татэнерговскими активами, «Талисман», «ВТБ-Страхование», «РСХБ-Страхование» и др.

Консолидация страхования в 3-5 компаниях в итоге приведет к Советскому Союзу. Рынок не будет развиваться, скорее всего. Не будут предлагаться новые продукты. Не будет интереса к клиенту как к чему-то такому важному, потому что когда сверху на тебя все страхование как бы сыпется и тебе надо только оформлять полисы, нет драйва для развития.

Поэтому крупные, так назовем их, рыночные компании из топ-20, которые остались сейчас в Татарстане, — «Ингосстрах», «Росгосстрах», ВСК, наверное, «Альфа», «Ренессанс», другие, жизнь заставляет быть той лягушкой, которая взбивает сливки, чтобы получить масло. Заставляет эти компании страховые продукты и отношения с клиентом выстраивать наиболее качественным образом, чтобы клиенты видели, что в принципе-то вопрос решается не только указаниями сверху, но и качеством — как самого страхового продукта, отношением к клиенту, так и качеством финансовой надежности страховой компании…

Если это немножко в преломлении на «Ингосстрах» сказать, то для сильных компаний по большому счету кризис — это возможность укрепить лидерские позиции на рынке. Что я почувствовал? Мой анализ ситуации следующий: когда я раньше общался с юридическими лицами, то порой слышал: «Да ничего не произойдет, я страховаться не буду, а если что-то произойдет и у меня не хватит своих денег, то я возьму кредит в банке и, как бы, что сгорело, то отстрою». Сейчас это уже не срабатывает, и клиенты обращаются в «Ингосстрах» потому, что понимают, что, во-первых, так просто деньги сейчас в банке не взять, второе — деньги сейчас стали почти в два раза дороже, и значительно важнее именно застраховаться, чтобы бизнес не остановился в один момент.

«В основном добровольные виды страхования связаны, если мы берем юридические лица, с залогами юрлиц»

Другие моменты были тоже с юридическими лицами — они говорят: «Ой, нам не важно где и как застраховались. Все страховые компании одинаковые». Сейчас опять, когда они видят, что страховые компании исчезают… Для примера была в России одна из крупнейших компаний в сегменте страхования строительно-монтажных рисков «Гефест». Эта компания — раз, и в «одночасье» лопнула. В течение месяца практически ее не стало. Для профессионалов страхования это не стало удивлением и почва, причины закладывались давно. Еще есть подобные компании. И уже клиент начинает задумываться: «А те деньги, которые я готов отдать на страхование, и которые мне сейчас дороги, потому что я другие нигде не возьму, может, мне отдать их на страхование в более надежную компанию?» То есть, в этот кризис почему мы не почувствовали уменьшения объемов? — потому, что к нам пришли клиенты, которые в принципе раньше или от страхования отказывались, или страховались не в топовых компаниях по уровню ведения страховой деятельности, а сейчас отдали должное надежности Ингосстраха. То есть, вот так ситуация на рынке реально меняется.

Баширова: Я, наверное, не соглашусь в том, что культура страхования выросла. В основном добровольные виды страхования связаны, наверное, если мы берем юридические лица, с залогами юрлиц. Фактически, если предприятие кредитуется, то оно обязательно будет страховаться — это требование кредитного учреждения, иначе оно просто денег не получит. А юрлица, которые, помимо кредитов, готовы страховаться, — это те, кто уже наступал на грабли, кто уже, в принципе, получил какой-то ущерб — пожар или еще что-то. Слава богу, по регионам нашего присутствия с чрезвычайными ситуациями не так страшно обстоят дела, и поэтому…

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Ранизя Баширова: «Если предприятие кредитуется, то оно обязательно будет страховаться — это требование кредитного учреждения, иначе оно просто денег не получит. А юрлица, которые, помимо кредитов, готовы страховаться, — это те, кто уже наступал на грабли, кто уже, в принципе, получил какой-то ущерб»

Волчков: Совершенно верно, у нас добровольное страхование как бы…Ну, если мы 10% из портфеля наберем… Просто одно другому не мешает, потому что, когда компания страхует свой залог банковский, она может, по большому счету, в той или иной вариации выбирать страховую… Не так конечно, как я встречался с одним банком два дня назад, когда нам сказали: «У нас есть акционеры, а у них также есть страховая компания и нам жестко рекомендовано только там страховать залоги». Поэтому в той или иной степени это не противоречит, так как клиент может выбирать, в какую страховую компанию обращаться, ну, из какого-то перечня страховых выбирать.

«Когда 30 компаний в год уходит — это что, нормально?»

Семягин: По этому вопросу кто-то еще хочет дополнить? По поводу ухода с рынка.

Сабиров: Я хочу добавить, что последние два года характерны тем, что и в 2014-м, и в 2015 годах с рынка российского ушли по 100 с небольшим компаний. На сегодняшний день, по-моему, в реестре ЦБ находятся не больше 350 компаний.

Волчков: Извини, я перебью. Я когда в 2004 году пришел в страхование, я точно помню, было 2600 страховых компаний.

Сабиров: Когда я пришел в страхование в 1993 году, на рынке было 5,5 тыс. компаний. Сегодня осталось уже 350. Практически еженедельно количество страховых компаний сокращается. 100 компаний за год — это очень много. Год назад, грубо говоря, на 1 января было 470 где-то компаний, а сейчас уже 360.

С чем это связано? Ну, вот мы о консолидации говорим, о том, что действительно идет ужимание рынка. Это называется красиво, западное слово «консолидация», но есть и другие — монополизация и узурпация. Они более близки по сути многим структурам, которые сегодня показывают фантастический рост прибыли в некоторых отраслях, в том числе и страховании. И сегодня практически норма, когда клиента заставляют страховаться в определенной компании. Такое наблюдалось только во времена Советского Союза. Клиент отказывается, не хочет, а ему тогда говорят: «Тогда газ тебе перекроем, воду, кредит не получишь». Для кого-то это рыночный механизм страхования, который появился в рыночных экономических отношениях, а для кого-то это возможность изъятия денежных средств вполне законным способом из… Используется этот административный ресурс, и изымаются средства. И доля таких договоров с каждым годом, к сожалению, растет.

Я помню, что было в начале 2000-х годов — фактически была свобода выбора. Аналогично тому, что если сегодня, допустим, в городе много магазинов продуктовых, вы можете пойти в любой, а завтра вам оставят, допустим, один магазин и скажут, что вы должны ходить именно в него, причем с 9 до 10 часов — в остальное время еду не получишь. Так было в «совке», талоны давали. Именно к этому ведет такой подход.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустэм Сабиров: «Сегодня практически норма, когда клиента заставляют страховаться в определенной компании. Такое наблюдалось только во времена Советского Союза»

Можно прикрываться красивыми фразами, о том, что это более эффективное использование государственных ресурсов и так далее. Это все хорошо, но что мы видим? Во всем мире количество страховых компаний примерно одинаково — плюс-минус 2%, но когда 30 в год уходит — это что, нормально? Казалось бы, все должно быть наоборот: больше покупается машин, больше строится квартир — должны объемы расти, компаний быть больше. С другой стороны, идет консолидация.

Вот компания, в которой работал я, — СГМСК, которая тоже входила в топ-15. Было принято решение присоединить «Банк Москвы» к ВТБ. Ну, это назовем консолидацией. Соответственно, страховые ресурсы тоже объединяются у акционеров. СГМСК — к компании группы «ВТБ». Это плод того, что компанией исполняются обязательства, даже уходя с рынка, а команда переходит в другую компанию — в частности, СГМСК перешла в «Зетту».

«РТ сегодня остался последним регионом в РФ, где есть большое количество своих страховщиков»

Но не может не вызывать тревоги та информация, которая идет из СМИ, через ЦБ. Прозвучали две цифры, которые мне на днях озвучил директор НАСКО. Ему об этом сказали открыто, что к концу этого года на рынке должно остаться 60 компаний, а к концу следующего года — еще меньше. Ну, как это так? Разнарядка, что ли?

Семягин: Про банки тоже такое говорили.

Сабиров: Пускаются какие-то слухи, общество волнуется, страховщики волнуются, их клиенты.

Вот у нас в прошлом году закрылось сколько-то компаний страховых. В том числе они работали в Татарстане. Например, в мае закрылась «Северная казна». Она начинала очень активно работать в РТ, в том числе, кстати, демпинговала по тарифам. Народ к ним пошел. К чему это привело? Резервы не формировались — компания потеряла лицензию. Компания «Практика» тоже в прошлом году закрылась. Мы приняли ее в Союз страховщиков, вручили сертификаты, строились планы на будущее… И нет компании. Компания «Гефест» тоже. С одной стороны, это применение административного ресурса, с другой — очищение рынка по причинам консолидации и вымывания рыночных, в основном мелких, средних компаний, которые где-то кому-то мешают. РТ сегодня остался последним регионом в РФ, кроме еще Самары немножко, где есть большое количество своих страховщиков.

Волчков: В Самаре еще не так…

Баширова: В Татарстане и по банкам такая ситуация.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустэм Сабиров: «Не хочу говорить, какие компании лучше: маленькие или большие. Я говорю, знаете, самая лучшая компания — финансово устойчивая. Неважно, большая она или маленькая»

Сабиров: «Чулпан», АСКО, НАСКО, «Талисман», «Итиль» — это все наши страховщики. Я могу долго рассказывать, почему это случилось. Много на самом деле факторов. И то, что вовремя правительство нашей республики уделило внимание. Был принят ряд нормативных актов Союзом страховщиков, кстати, которые позволили рынку встать на ноги. И вот результат — у потребителя есть выбор.

Не хочу говорить, какие компании лучше: маленькие или большие. Я говорю, знаете, самая лучшая компания — финансово устойчивая. Неважно, большая она или маленькая. Я месяц стажировался в двух компаниях по линии госдепартамента — в одной брокерской большой, которая страховала в том числе и «Титаник», и в одной маленькой компании, у нее всего два филиала. Снимает офис, как вот наша «Зетта» занимает. Это вот вся компания. И там, и там есть свои клиенты. Люди страхуются в третьем-четвертом поколении. Пришел при мне человек, у которого там дедушка страховался. Вот еще в те годы у него украли кольцо — ему выплатили за это кольцо. И все нужны народу — и маленькие, и большие. Как магазины — супермаркеты должны быть, и магазины шаговой доступности.

Семягин: Может быть, на некоторых рынках такое ограничение целесообразно вводить? Например, введено же ограничение по страховщикам дольщиков.

«Основной уход компаний с рынка связан не с консолидацией, а с несоответствием требованиям по финансовой устойчивости»

Баширова: Да, по факту это ограничение, я согласна. На самом деле и маленькие страховые компании должны быть в России, потому что, как правильно Рустэм Ильдусович говорит, у каждой компании свой клиент. И уже задача компании — удержать его или своим качественным обслуживанием, или в силу сложившихся каких-то межличностных отношений между менеджерами и клиентом. Но вот, к сожалению, я с вами не соглашусь, Рустэм Ильдусович, основной-то уход компаний с рынка связан не с консолидацией, а с несоответствием требованиям по финансовой устойчивости.

Сабиров: Я соглашусь. Это третья причина, о которой я забыл сказать.

Баширова: Это, наверное, основная причина.

Сабиров: Это отдельная тема отдельного разговора.

Волчков: Я полностью соглашусь с прозвучавшей фразой. Не имеет значения, большая компания или маленькая — она должна быть финансово устойчива. Этому внимание уделяется все-таки в большей степени. Как раз вот требование ЦБ и ужесточения — это правильно. Есть компании, которые с объемом в десятки миллиардов, есть компании с оборотом в сотни миллионов, но если они финансово устойчивые, то в принципе дальше уже выбор за клиентом.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Альберт Ишбулатов: «ЦБ заявил о том, что минимальные требования к уставному капиталу с текущего года опять будут повышены для компаний, работающих на ОМС, по страхованию жизни и так далее. Почему происходит консолидация? Почему маленькие компании… Они просто неспособны данным требованиям соответствовать»

Ишбулатов: Что, собственно, сейчас и происходит, ведь ЦБ заявил о том, что минимальные требования к уставному капиталу с текущего года опять будут повышены для компаний, работающих на ОМС, по страхованию жизни и так далее. Почему происходит консолидация? Почему маленькие компании… Они просто неспособны данным требованиям соответствовать. Автоматически они попадают под категорию тех компаний, которые уходят с рынка. Из последних примеров у нас ведь тоже татарстанские компании достаточно активную позицию начали занимать в последнее время. Башкирская страховая компания «Резонанс» буквально в этом месяце ушла. Они в Башкирии достаточно активную позицию занимали…

Сабиров: Как бы ее купили и как бы ее продали. Я хочу по поводу 60 компаний уточнить: к концу года мне сказали 160, а к концу следующего — 60. Эти цифры лучше не публиковать — это будоражит народ.

Баширова: На сегодняшний день страховые компании разделяют на три категории: высокой надежности, надежные под вопросом и проблемные.

Лина Саримова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи Страховая компания Чулпан

Новости партнеров