Новости раздела

Как турки просили новых льгот и продавали квартиру Минниханову

В Набережных Челнах второй раз презентовали Sunrise City

Президент РТ Рустам Минниханов побывал в Набережных Челнах, где турецкие бизнесмены показали ему введенный в строй еще в прошлом году большой многофункциональный жилой и торговый центр с детским городком профессий. Корреспондент «Реального времени» узнал, что за год число резидентов в престижном и недешевом ТЦ так и не увеличилось, а 40% квартир еще не успели продать. Кроме того, мы поговорили о необходимости знакомить детей с профессиями с депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной, превратившейся на пару минут из официального лица в обычную мать. И стали свидетелями, как турецкие инвесторы пытались заручиться поддержкой у Наиля Магдеева, а сам мэр автограда пытался в то же время «продать» идею ТОСЭР — и звал строить новый турецкий завод не в ОЭЗ «Алабуга», а в Челнах, где преференции ничуть не хуже.

«Здесь нас как будто ждали»

Перед самым визитом президента РТ Рустама Минниханова владелец и директор детского города «КидСпейс» в Казани, владеющая и «КидСпейсом» в ТЦ Sunrise City (площадью 1,3 тыс. кв. м), Елена Тихонова заверила журналистов, что, открывшись в декабре 2016 года, челнинский детский город сразу стал популярным, «потому что достаточно хороший трафик ваших жителей был уже у нас в Казани — здесь нас как будто ждали!»

Трафики, в сравнении с Казанью, «нисколечко» не отличаются: примерно 4,5—5 тыс. человек в месяц. Кроме того, в компании отмечают постоянный поток клиентов со всего Закамья (Заинска, Мамадыша и т.д.), соседних регионов и даже из Москвы. Кроме того, руководители «КидСпейс» во многом отдают должное местоположению ТЦ Sunrise City — в центре города, на одном из самых оживленных проспектов Челнов — Сююмбике, в месте, где сам проспект пересекает другой проспект — Вахитова. Всего с момента старта проекта «КидСпейс» посетили 34 тыс. человек, в том числе 24 тыс. детей.

Экскурсию для Минниханова по громадному торговому центру, входящему, в свою очередь, в торгово-жилой многофункциональный комплекс (на территории в 140 тыс. кв. м должны разместиться четыре многоэтажных дома на 110 тыс. кв. м жилья, два офисных здания на 30 тыс. кв. м площадей, два ТЦ и один развлекательный центр, плюс парковка на 1300 мест), устроил руководитель ООО «Санрайз Капитал» Кемаль Эврен Демирчи. Он является главным координатором проекта, первая очередь которого была введена еще в прошлом году.

Напомним для начала, что мы уже писали о проекте перед самым его стартом — летом прошлого года. Тогда нам представитель компании (тот же Демирчи) рассказал о том, что проект на 800 квартир потребует общей суммы инвестиций в 7 млрд рублей. К тому моменту сам ТЦ уже был заполнен резидентами-компаниями на 80%, было продано 30% квартир. Сдали к августу 2016 года 373 квартир площадью 22,8 тыс. кв. м, в 2017 году планировалось сдать еще 504. К лету 2016 году было вложено уже 5 млрд рублей, оставалось вложить еще 2 млрд. Кроме того, турки вообще собираются застроить весь 19-й микрорайон (а это порядка 20 гектаров).

Число резидентов в «Санрайз Сити» с прошлого года так и не увеличилось

Сегодня «Санрайз» распространил новые или уточненные данные. И оказалось, что спустя год заполняемость все та же — 80%… Новые магазины пока в «Санрайз» так и не пришли — общее их число составило «более 100». Общая площадь самого ТЦ — 35 тыс. кв. м, из них арендопригодная — 23 тыс. кв. м. На крыше — эксплуатируемая кровля с досуговой площадкой для жителей жилого комплекса и посетителей ТЦ. Кинотеатр все еще строится (оператор уже выбран — «Мадагаскар»). Квартир за год продали еще лишь 30—40% (как Демирчи честно признался Рустаму Минниханову позднее, во время экскурсии) — таким образом, туркам надо еще найти покупателей на квартиры, которые в данный момент строятся. Судя по всему, именно с целью вторично прорекламировать жилой и торговый комплекс турки, по-видимому, и пригласили Рустама Минниханова (который недавно побывал в Анкаре). Президент прилетел, как волшебник из песенки Гены, на вертолете, чтобы раздать туркам необходимое им «эскимо»: преференции, налоговые скидки и т.д. (обо всем этом подробно турки беседовали и с президентом РТ, и с мэром Наилем Магдеевым, который тоже уже успел побывать в Анкаре).

Площадь всего земельного участка многофункционального комплекса — 56,8 тыс. кв. м. Вложена в первый этап строительства пока все та же сумма, разве что сумма, вложенная в первый этап строительства, странным образом уменьшилась, составив 4,8 млрд рублей. Уменьшилась и цифра инвестиций во второй этап строительства — до 1 млрд рублей. 833 млн рублей за полгода уже освоили, осталось вложить еще 230 млн. Окончание строительства планируется на IV квартал 2018 года. С чем связано резкое уменьшение инвестиций (более чем на 1 млрд рублей) — не сообщается.

Напомним также, что за «Санрайз Капитал» стоит турецкий холдинг Hayat. Сам «Хайят» довольно хорошо представлен в Татарстане, где он ведет бизнес по трем направлениям. Во-первых, деревообработка (завод в Елабуге «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри»). Второй — сфера FMCG (товары повседневного спроса, бытовая химия) — компания Hayat Kimya, проект которой на 150 млн долларов стартовал тоже в присутствии Рустама Минниханова и министра экономики Турции Нихата Зейбекчи еще в 2015 году. И, наконец, третий вид бизнеса, недвижимость, — представители которого — «Кастамону Энтегре», строят ТЦ «Санрайз Сити» в автограде.

Минниханов — девочке-корреспондентке: «Я любил технику, тракторы»

На осмотр «КидСпейса» ушло едва ли пять минут: президент РТ, которого окружили турецкие бизнесмены, включая и сбрившего бороду Мехмета Авни Кыгылы (Mehmet Avni Kiğılı), зампредправления холдинга и президента потребительской группы Hayat Kimya, молниеносно взлетел по эскалатору на второй этаж, пока Кемаль Эврен Демирчи расписывал все прелести ТЦ, точно желая, чтобы и сам Рустам Минниханов купил здесь себе квартиру.

На втором этаже чиновники попали натурально в детский сад: шум, гам, смех, крики мальчиков и девочек, посетителей детского развивающего центра формата «Играй и учись», в такой детской многоголосице трудно было расслышать кого-либо на расстоянии даже полуметра — не то что Демирчи, президент РТ едва ли слышал сам себя, когда чуть ли не под ноги к нему выпрыгнула маленькая журналистка с вопросом, кем он мечтал стать в детстве. Не долго думая, Минниханов опустил голову к диктофону, который девочка изо всех сил тянула к нему, чуть ли не поднявшись на цыпочки:

— Ну я, наверное, хотел стать инженером!

— А почему?

— Потому что я любил технику, тракторы, — мечтательно вспомнил президент свои детские годы в селе Новый Арыш и годы учебы в Казанском сельскохозяйственном институте по специальности «Механизация сельского хозяйства» (квалификация «инженер-механик»).

Ничего удивительного не было поэтому в том, что изо всех «боксов» (от кухонного до строительного, где дети играли во взрослых) президент обратил внимание на «Бош Автосервис» — там мальчики ставили новое колесо на автомобиль.

Как Наиль Магдеев лоббировал ТОСЭР Набережных Челнов, переманивая турок из Алабуги

Наиль Магдеев, пока Минниханов отошел поговорить с кем-то о делах, немедленно «задружился» с турецкими бизнесменами, признаваясь, что был в Турции, где у Челнов есть город-побратим Казан, что у него со всеми турками замечательные отношения:

— Видел завод «Кастамону Энтегре» в Алабуге, там было чистое поле, а через четыре года уже стоял завод! Радуюсь его успехам, — хитро и издалека начал Наиль Магдеев, в очередной раз стараясь пропиарить ТОСЭР потенциальным инвесторам и зазвать турок построить что-нибудь и на территории автограда. — Слежу за их делами в прессе.

— Мы всегда благодарны вам за то, что вы нам оказываете особое внимание, — тут же, улыбаясь, откланялся Мехмет Авни Кигылы и тоже, пользуясь случаем, пролоббировал интересы «Кастамону Энтегре». — В деревообрабатывающем деле снабжение древесным сырьем — самое главное. И благодаря вам, поддержке президента РТ мы проблему решили (напомним, в рамках визита властей РТ в Анкару в декабре прошлого года турки попросили о помощи в решении транспортной проблемы и дополнительных поставок — компании необходимо до 1,2 млн тонн древесины в качестве сырья, 50% древесины компания закупала у Татарстана, — прим. ред.). Но не хватает уже снова…

— Не хватает, говорите? —перебил турецкого переводчика Магдеев.

— Мы вторую линию уже открыли, не хватает, да, еще больше нам нужно!

— Я тоже хотел вас поблагодарить за новый торговый центр, где можно не только что-то купить, но и с детьми прийти. В месяц порядка 6—7 тысяч челнинцев проходит здесь. 5,5 млрд рублей вложено вами в город Набережные Челны! Уже 377 квартир построено, это 22 тыс. кв. м. Все это работает на Челны. Мы вам благодарны! — сиял Наиль Магдеев, не скупясь на похвалы, и тут же пустил пробный шар. — У нас к вам новое предложение есть…

— Мы поменяли вторую очередь проекта. Ждем продолжения вашей поддержки. Так как увеличилась себестоимость проекта из-за малой площади продаж и небольшой территории. И на данном этапе мы смогли себестоимость снизить, — тянули свое турки, очевидно намекая, что ее можно снизить еще на порядок, если как-нибудь поможет и город…

— Есть новое предложение! Есть необходимость отдельно встретиться и обсудить его. С учетом того, что Набережные Челны стали в 2016 году территорией опережающего развития с налогами и преференциями! Есть налоговые преференции и по федеральным налогам. По сути, налоговые преференции даже лучше, чем в ОЭЗ «Алабуга»… — пнул конкурента мэр автограда, надеясь «продать» идею что-нибудь построить в рамках ТОСЭР и туркам, которые кивали на это предложение, о чем-то думая, глаза у них загорелись.

— Промышленный проект вы имеете в виду? — уточнили турки у мэра Магдеева.

— Да, естественно. ТОСЭР поддерживают на уровне президента РФ. Для бизнеса сегодня очень хорошие условия в Челнах — таких территорий немного в стране. Есть интерес у многих наших иностранных и российских партнеров. Пока льготы даются на 10 лет. Китайские партнеры построили завод по производству холодильников, — привел в пример Магдеев активность представителей Поднебесной империи.

Турки обещали подумать.

Как Альфия Когогина поговорила с «Реальным временем» не как депутат, но как мать

У выхода из ТЦ мы столкнулись с депутатом Госдумы РФ Альфией Когогиной, которая поинтересовалась нашим мнением об увиденном.

— А мы были здесь год назад, здесь все еще только-только строилось — сейчас же светло, все сияет, потолки высокие. Но, на наш взгляд, для нашего города все это кажется слишком дорогим и чересчур богато смотрится, — высказали мы свои сомнения депутату.

— У вас есть дети? — спросила Когогина.

— Племянник.

— У меня есть, и я была свидетелем, как он в числе других детей радовался, с головой окунаясь в какую-нибудь профессию, — призналась депутат, у которой от гендиректора КАМАЗа уже двое детей, младший Максим родился в 2009 году. — То он врач, то инженер.

— Вы уже водили своего, стало быть, в местный «КидСпейс»? — полюбопытствовали мы в свою очередь у депутата ГД, в которой внезапно заговорила мать — даже голос стал мягче, глаза ее сияли.

— Я в Москве водила. Но для меня важно, чтобы условия для детишек такими же были не только в Москве. Конечно, Москва! Богатая столица. Но хотелось бы, чтобы подобное было в каждом городе. Набережные Челны достойны такого места, где дети могли бы ознакомиться с профессиями. В принципе-то, выбор профессии — он эмоционален! Часто эмоции рождаются в детстве, вспомните себя, кем хотели стать. Многие же потом признаются, как в детстве увидели какого-то профессионала, он стал для них кумиром, и они захотели быть похожим на него! Спасать людей, стать врачом, играть на рояле. Это не просто баловство, это очень важная часть системы воспитания! — убеждала нас Когогина.

Как турки точно пытались продать квартиру в «Санрайз Сити» президенту Татарстана

К тому моменту чиновники собрались у лестницы, как вдруг Рустам Минниханов, убежденный турками, решил посмотреть и досуговую площадку для жителей жилого комплекса и посетителей центра. Гости тут же разделились на два ручейка, которые и побежали по лестницам на крышу вслед за президентом РТ. На площадке был разбит газон. Огромной своей площадью она напоминала то ли футбольное поле, то ли поле для гольфа — вертолет самого Минниханова здесь мог сесть совершенно точно. Портила вид лишь строящаяся рядом вторая очередь ТЦ, где орудовали краны и кричали рабочие:

— Здесь будут кинотеатр и спа, — продолжал Демирчи, и вновь показалось на мгновение, что турок отчаянно хочет продать квартиру президенту Татарстана — настолько хорошо он играл роль риелтора. — И все, кто живет, могут свободно туда приходить!

— Молодцы! А сколько квартир уже реализовано?

— Где-то 60—70%, — заявил турок.

Спустившись с крыши по лестницам Демирчи с Миннихановым — со стороны могло показаться, что это пассажиры спускаются на берег с какого-нибудь «Титаника», — они вновь вошли в торговый центр, оттуда спустились на улицу и, обойдя комплекс с правой стороны, скрылись за дверью отдела квартирных продаж, куда журналистов уже не пустили, заметив, что там конфиденциальная встреча! Встречался с турками президент РТ за дверями отдела продаж минут 5—10. О чем именно шла беседа — о налоговых ли преференциях в автограде, о помощи ли деревообрабатывающему заводу в Алабуге, о новом инвестпроекте в Набережных Челнах по линии ТОСЭР — осталось неизвестно. Не исключено, что турки таки уговорили Минниханова прикупить квартиру в «Санрайз Сити».

Отпускать турецкие инвесторы президента РТ страшно не хотели, улыбаясь, жали руки Минниханову и Магдееву, которые, кажется, в свою очередь, не хотели отпускать самих турок (читай — потенциальных инвесторов в новые проекты). Договорились ли Анкара с Казанью и автоградом, и если да — то о чем именно, мы, вероятно, узнаем до конца этого года.

Сергей Афанасьев, фото prav.tatarstan.ru
ЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров