Новости раздела

«Можно ли объединить в один лот закупку кресел и киноэкран? Это несовместимо!»

Антимопольщиков лишили дубины: у них теперь нет права на ускоренную процедуру жалоб на закупки у госкомпаний

Каждая вторая жалоба участников электронных аукционов на заключение госконтракта признана обоснованной, а значит закупки у государства и госкомпаний еще остаются сферой антимонопольных нарушений в Татарстане. Об этом заявило руководство татарстанского управления ФАС во время публичного мероприятия с представителями бизнеса. Правда, как выяснил корреспондент «Реального времени», в этом году антимонопольщики лишились полномочий по ускоренной процедуре остановки тендеров, так что заявители смогут оспаривать закупочные процедуры только в суде.

УФАС расчищает рынок госзакупок: 10 картелей и 20 предупреждений

В пятницу руководство управления ФАС обнародовало общие результаты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке Татарстана. Во время публичных мероприятий с участниками торгов врио заместителя руководителя татарстанского УФАС Сергей Павлов сообщил, что с начала года обнаружено 10 картельных сговоров при поддержании цен на электронных торгах, среди которых «лифтовые» картели в Набережных Челнах. Возбуждено три антимонопольных дела за нарушения закона «О торговле» татарстанскими торговыми сетями, выдано более 20 предупреждений по необоснованному занижение цен на сельскохозяйственную продукцию со стороны крупных закупщиков. «Здесь работа была построена вместе с Минсельхозом РТ: мы собирали у себя закупщиков, по итогам чего было вынесено 10 предупреждений производителям яиц за необоснованное повышение цен во время карантина на Лаишевской птицефабрике», — отметил Павлов.

Имена фигурантов антимонопольных нарушений почему-то не раскрывались. По всей видимости, эта безликая масса антимонопольных дел осела в судебных инстанциях, поэтому руководство УФАС по РТ предпочло не портить им репутацию и не стала называть ни компании, ни суть нарушений, в которых они были уличены. Единственное, что мог конкретно сообщить Сергей Павлов, так это общий объем наложенных в этом году штрафов. По его словам, нарушителям выписаны штрафы на 90 млн рублей, но основную часть этой суммы придется выплатить участникам картельных сговоров, так как размеры оборотных штрафов привязаны к выручке предприятий.

Безусловно, в эпицентре внимания собравшихся предпринимателей оказались госзакупки, которые проводят либо сами бюджетные структуры для нужд региона или муниципалитета, либо крупные компании с государственным участием. Напомним, что 44-ФЗ регулирует непосредственно госзакупки, а 223-ФЗ — закупки товаров и услуг компаниями с госдолей. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Вопросы по этой теме начали поступать задолго до публичного мероприятия. И неудивительно, ведь только в прошлом году, как утверждала глава госкомитета по закупкам Ольга Редько, объем закупок в Татарстане составил гигантскую сумму в 313,3 млрд рублей. «В том числе по муниципальным заказчикам было размещено закупок на общую сумму 18,5 млрд рублей, — рассказала она. — Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 922,39 млн рублей или шесть процентов». Актуальные цифры закупок 2017 года не назывались, но очевидно, что есть за что бороться.

Интересно, что бизнес отнюдь не боится жаловаться на организаторов закупок. Как сообщил врио руководителя ведомства Алмаз Яфизов, на 20 сентября УФАС по РТ было рассмотрено 676 жалоб, из которых 402 жалобы поступили на организаторов госзакупок по требованиям 44-ФЗ.

По словам Ольги Редько, объем закупок в Татарстане в прошлом году составил 313,3 млрд рублей. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Бизнес vs организаторов госзакупок: 1:1

Невероятно, но факт — каждая вторая жалоба участников электронных аукционов на заключение госконтракта в этом году признана обоснованной. А значит, им удалось переломить ход конкурентной борьбы в свою пользу. Комментируя высокую результативность бизнеса, Алмаз Яфизов сообщил, что организаторы аукционов из года в год совершают одни и те же ошибки — нарушения в конкурсной документации, объединение в один лот технологически не связанных объектов, незаконное отстранение от торгов и предъявление необоснованных требований к конкурсантам. И поэтому предприниматели заранее знают, на чем «подловить» организаторов торгов.

Наличие ошибок в корпоративном положении о закупках признал заместитель гендиректора государственного ОАО «Сетевая компания» Вадим Лукин. «Мы всегда рассматриваем жалобы, которые поступают в антимонопольную службу. Некоторые из них были признаны обоснованными, и мы действительно находили ошибки в нашем положении о закупках, — рассказал он. — Но есть и судебные процессы, которые «Сетевая компания» выиграла», — вставил он для справедливости. Лукин уверен, что многочисленные жалобы и недовольства МСБ по отношению к «Сетевой компании» происходят только потому, что компания является крупным закупщиком. По итогам 2016 года компания заключила контракты по 223-ФЗ на 5 млрд рублей. По его мнению, традиционный подход по отбору поставщиков методом запроса цен «не всегда помогает выявить покупателя (т. е. поставщика оборудования) в области электроэнергетики». Поэтому при проведении закупок «Сетевая компания» выставляет дополнительные требования «по квалификации и опыту работы».

Тендеры госкомпаний спасли от остановки ФАС

Но если прежде УФАС обладало правом приостановить торги в течение нескольких дней с момента регистрации жалобы, что помогало предпринимателям выиграть время, то с лета этого года эти «чрезвычайные» полномочия ФАС аннулированы. Вместо прохождения ускоренной процедуры рассмотрения жалоб участникам торгов придется идти в суд. Пока эти нововведения касаются госзакупок, которые проводят по 223-ФЗ, а по госзакупкам бюджета 44-ФЗ ускоренная процедура остановки нарушений сохраняется.

«Мы, как и центральный аппарат ФАС, с этим не согласны, — заявил Алмаз Яфизов. — Мы считаем, что участникам торгов предоставляется меньше возможностей для обжалования действий заказчика. Ведь рассмотрение жалоб в суде может затягиваться годами — минимум полгода требуется. А мы делаем быстрее — можем приостановить закупку, приостановить заключение договора. Мы считаем, что это ущемляет интересы участников госзакупок». По его словам, вследствие этого количество жалоб на закупки госкомпаний в Татарстане сильно сократилось.

Конкуренция превыше бюджетной экономии

С другой стороны, и организаторы госзакупок «атаковали» антимонопольщиков каверзными запросами. Почему УФАС по РТ останавливает торги по жалобам компаний, которые не являются участниками аукционов? Отвечать на него взялся заместитель руководителя УФАС по РТ Игорь Павлов. Он признал, что на практике жалоба может оказаться «анонимкой», так как при проверке ее автор оказывается «фейком». «Но мы не может не реагировать — закон обязывает», — разъяснил он. Павлов считает, что поток «фейковых» жалоб можно остановить, если бы при их подаче нужно было платить госпошлину, но об этом речь пока не идет.

В заключении завязался спор между антимонопольщиками и представителем муниципалитета Лаишево о том, как сформировать закупочные лоты при реконструкции местного кинотеатра. «Можем ли мы объединить в единый лот электронное оборудование (система показа, звук) и кресла для зала или нужно разбивать на две позиции?». По его словам, предполагаемый поставщик готов продать в комплексе дешевле, чем, если бы обращаться к нему с каждым лотом по отдельности. Экономия бюджета — 10 процентов от стоимости. Заместитель руководителя УФАС по РТ Игорь Павлов ответил категорически: «Нет! Это функционально не связанные вещи. И, более того, организатор, сосредоточившийся на одном покупателе, просто ограничивает круг участников тендера». Одним словом, нельзя.

Луиза Игнатьева
ЭкономикаБюджетОбществоВласть

Новости партнеров