Новости

16:04 МСК
Все новости

Марат Хасиятуллин, УБРиР: «На первый план у клиентов вышли требования к качеству обслуживания»

Марат Хасиятуллин, УБРиР: «На первый план у клиентов вышли требования к качеству обслуживания» Фото: УБРиР

В середине мая этого года российские банки как обычно представили публичную отчетность за первый квартал. В этом году внимание к динамике показателей особенное, ведь судя по данным аналитиков, российская экономика вышла из длительной рецессии. Сейчас важно оценить характер восстановительного этапа различных отраслей, секторов, компаний. О ситуации в банковской индустрии мы разговаривали с руководителем операционного офиса «Казанский» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Маратом Хасиятуллиным.

— Марат Миннифоатович, по вашему мнению, экономика страны оживает?

— Состояние российской экономики отражает индекс ВВП. Судя по данным Минэкономразвития РФ, в апреле рост показателей ускорился и составил 1,4% г/г. Еще один важный показатель — уровень инфляции, сейчас она приближается к целевому уровню, а инфляционные ожидания продолжают снижаться. Производственная активность восстанавливается: небольшой рост зафиксирован в обрабатывающем производстве (0,6% г/г) и пищевой промышленности (0,9% г/г), легкая промышленность подросла на 4,4% г/г.

— По вашим клиентам видно, что ситуация стабилизируется?

— Конечно. Рост оборотов по счетам корпоративных клиентов — первый признак оживления деловой активности. В УБРиР за первый квартал обороты по расчетным счетам выросли на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано не только с увеличением операций со стороны наших клиентов, но и ростом количества расчетных счетов. И это стало заметно как раз в начале этого года — во всех офисах УБРиР, расположенных в Казани, специалисты ежемесячно обрабатывают до 1 000 заявок на открытие счета.

— Чем вызван приток клиентов?

— Мы боремся за клиентов, улучшая качество обслуживания, последовательно реализуя развитие систем удаленного доступа, эффективно управляя ценообразованием. Эффект от мероприятий показывает анализ структуры наших заявок, около 28% желающих открыть счет приходят к нам из государственных банков.

— Миграция клиентов из госбанков прецедент или тенденция?

— Как известно, Банк России проводит жесткую политику в области надзора: за два года было отозвано 199 лицензий. Сначала предприниматели, опасаясь за судьбу своих средств на счетах, начали переводить их в банки с государственным участием, и это естественная реакция. Однако по прошествии некоторого времени мы видим, что ситуация выравнивается. Клиенты начали обращаться и в коммерческие банки. На первый план у них выходят требования к качеству обслуживания. Подобный баланс надежности и персонального подхода возможен в крупных частных банках.

— Что является драйвером привлечения клиентов?

— Прежде всего, это выгодное и качественное расчетно-кассовое обслуживание по удобным для клиента каналам, включая дистанционные. Мы много лет назад начали инвестировать финансовые и интеллектуальные ресурсы в информационные технологии, создавать и постоянно совершенствовать интернет-банк для бизнеса. Дистанционное обслуживание позволяет клиенту сэкономить не только время, но и деньги. Исключив бумажный документооборот, банк снижает расходы на обслуживание счета, соответственно и тарифы становятся в разы дешевле, чем при использовании бумажных документов.

— Какие финансовые услуги кроме РКО сейчас нужны бизнесу?

— За последний год среди корпоративных клиентов отмечается рост спроса на депозиты — особенно дистанционные. Современные бизнесмены и менеджеры научились этим инструментом очень хорошо пользоваться. Для многих принцип «деньги должны работать всегда» является основополагающим: за год количество клиентов, которые открывали депозиты в нашем филиале, выросло почти в два раза. Есть компании, чей бизнес зависит от сезонности. Есть компании, с которыми государственные заказчики рассчитываются в конце года, и в таких случаях лучше не держать деньги на расчетном счете, а разметить их под проценты, хоть на небольшой срок. Средний срок депозитов в нашем банке — 30—60 дней, но есть депозиты на неделю и даже на три дня.

Я считаю, что банк должен предложить клиенту не только хорошую и разнообразную продуктовую линейку, но и возможность разместить средства, не теряя времени. С 2011 года в интернет-банке УБРиР можно размещать депозиты по простой оферте, без визита в отделения. По итогам первого квартала этого года количество заключаемых договоров по депозитам увеличилось на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и 68% депозитов оформляются через интернет-банк, то есть эта опция оказалась востребована предпринимателями.

— В начале нашего разговора вы сказали: клиент выбирает надежный банк. А как определить эту надежность?

— Нужно посмотреть на финансовые показатели банка. Один из важнейших показателей — капитал, это собственные средства банка, то есть то, чем банк отвечает перед клиентами. Вся эта информация есть в открытом доступе на сайте банков. Я проиллюстрирую свои тезисы на примере отчетности нашего банка. По данным на 1 апреля 2017 года капитал банка составляет 25,84 млрд рублей, размер активов достиг 326 млрд рублей, а пассивов — 298,4 млрд рублей.

Регулятор банковской системы установил относительные показатели, характеризующие уровень устойчивости банка — это нормативы, их тоже следует изучить. Наверное, самый важный — норматив достаточности капитала Н1.0, его минимально допустимое значение определено Банком России на уровне 8%. В УБРиР норматив Н1.0 на 1 апреля 2017 года составляет 10,08%, и до конца года мы планируем поддерживать его на стабильном уровне 10%.

Второй важный норматив — норматив мгновенной ликвидности (Н2), минимальное значение которого 15%. На 1 апреля 2017 в УБРиР этот норматив равен 81,6%. Мы намерены поддерживать его значение в диапазоне 25—200%. Еще один индикатор — норматив текущей ликвидности (Н3) с минимальным значением 50%. В нашем банке этот показатель находится на уровне 70,5%.

— Есть ли еще какие-то косвенные факторы, по которым можно определить надежность и устойчивость финансово-кредитной организации?

— Конечно. Можно посмотреть, какие рейтинги присваивают банку авторитетные агентства. Совсем недавно агентство Standard & Poor's (S&P) повысило краткосрочные рейтинги долговых обязательств УБРиР в иностранной и местной валюте до уровня «В» с уровня «С». Проще говоря, это означает, что компания имеет возможность исполнить свои долговые обязательства в срок и в полном объеме.

О надежности банка скажет и наличие крупных социально-значимых проектов в его портфеле. УБРиР в апреле этого года выпустил банковскую гарантию для ООО «ЛСР. Строительство-М» в пользу АО «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3» на сумму 1,026 млрд рублей сроком до 30 апреля 2018 года. Гарантия предоставлена для строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, расположенных в Северо-Восточном административном округе Москвы.

Работа с иностранными банками — еще один фактор, свидетельствующий о высоком уровне доверия. Например, УБРиР работает с Commerzbank, AKA Bank (это банки Германии), UniCredit, UBI Banca (Италия), КВС (Бельгия), Harbin Bank (Китай), ВСР (Швейцария) и другими иностранными финансовыми институтами.

Также я бы посоветовал оценить офисную сеть банка. Присутствие банка в регионах с разным уровнем экономического развития позволяет выстроить эффективную модель управления и диверсифицировать риски. Сейчас в Казани работает два полноформатных отделения: офис «Казанский» (ул. Татарстан, 52) и «Идель» (ул. Чистопольская, 26/5), а также операционный офис по ул. Островского, 87, где обслуживают представителей МСБ.

— Марат Миннифоатович, как вы оцениваете в целом ситуацию в банковской системе? Можно ли говорить о том, что банковская индустрия вошла в восстановительный этап?

— Думаю, что влияние негативных экономических факторов на банковскую систему заканчивается. Об этом говорит динамика финансовых показателей. По итогам первого квартала этого года активы УБРиР увеличились на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным РИА «Рейтинг» на 1 апреля этого года наш банк вошел в топ-25 банков страны по размеру активов. На текущий год мы смотрим оптимистично и закладываем в бизнес-план рост показателей.

Интернет-газета «Реальное время»
На правах рекламы
комментарии 1

комментарии

  • Анонимно 19 июля
    Вот как раз в Уральском банке эти требования и выполняются. Персонал очень хорошо выглядит, есть униформа, вежлив. Брала кредит в этом банке, так со мной девушка около часа сидела, объясняла все нюансы, терпеливо выслушивала мои доводы. В итоге я взяла кредит и очень довольна условиями.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии