Новости раздела

Небесплатные советы: кто натренирует казанских предпринимателей в «Корстоне»

Как бизнес-тренеры прошли путь от обучения рыбаков менеджменту в СССР и как будто бы стали героями заметок журналиста Довлатова

20 июня в «Корстоне» должен состояться так называемый Kazan Business Forum («Казань Бизнес Форум»), как отмечают организаторы, «самое ожидаемое событие в сфере бизнеса для предпринимателей и управленцев со всего Татарстана и Поволжья». На форум зарегистрировались более 500 участников из 250 компаний (называются в числе компаний как «АК БАРС» Банк, так и Минпромторг РТ, исполком Альметьевска и почему-то КФУ). Главными звездами выступят бизнес-тренеры Владимир Тарасов, Александр Фридман, Андрей Тысленко, Максим Батырев, Игорь Рызов и Гарретт Джонстон «на одной сцене!». «Реальное время» решило узнать, кто эти тренеры и насколько они сами успешны, чтобы научить, как быть успешными — татарстанских бизнесменов.

Маркетинг и не только

Проблема заключается в том, что найти про перечисленных бизнес-тренеров в интернете что-либо, не связанное с их рекламой и продвижением, — невозможно. Интернет — идеальная среда для авторов разнообразных курсов, как управлять другими и попросту разбогатеть. В интернете коучи и авторы десятков книг на тему менеджментов (слово, из которого путем приставок гении выступлений придумывают новые «науки», благо бизнес не столь академичная среда, как сфера чистой науки, физики или математики) плавают как рыбы в воде, поддерживая друг друга, накидывая рейтинги, стирая неугодные материалы с сайтов (разумеется, заверяя, что написанное там — неправда от нечистоплотных конкурентов, клевета и платный компромат) — чему помогают фирмы, пасущиеся на пажитях управления интернет-репутацией.

Если компания или бизнес-тренер не хотят, чтобы вторым же отзывом в поисковых системах Google или «Яндекса» была информация о бесполезности их курсов, будьте уверены — ее там не будет, а первой же ссылкой пойдет проплаченная реклама — или, что проделывают самые трудолюбивые любители только-положительного-о-себе имиджа, страница в «Википедии». Как отмечает «Деловой Петербург», за большинством тренеров обыкновенно стоят небольшие ИП или ООО, которые 25—50% своей выручки тратят собственно на маркетинг и привлечение новых «учеников». Сами же авторы редко могут похвастать действительными достижениями в бизнесе, развитием стартапов, работой в крупных корпорациях. Впрочем, некоторые потенциальные клиенты идут на тренинги, совершенно точно догадываясь, что перед ними манипулятор: «Я не пугаюсь, когда мне говорят, что автор курса — мошенник и обманщик. Ибо кто еще научит манипулировать с легкостью, огоньком и выдумкой, как не увлеченный манипулятор».

Учил рыбаков менеджменту, и написал о нем сам Довлатов

Порой нет информации даже об ООО или выручке той или иной компании (да и самой компании…). Взять, например, того же Владимира Тарасова, онлайн-курс которого стоит от 310 до 350 евро — в интернете и любой базе данных сложно найти информацию о каком-либо бизнесе Тарасова, связанном с его непосредственной деятельностью (о которой как раз информации вагон и маленькая тележка). На Тарасова Владимира Константиновича записана компания, цитируем: «Представительство общества с ограниченной ответственностью «Метракс ГмбХ»», которая занимается маркетинговыми исследованиями и консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Какое отношение имеет бизнес-тренерство к немецкому производителю медицинского оборудования — неизвестно. Информации о выручке или прибыли компании нет.

Зато есть информация о том, что Тарасов начал свою бурную деятельность еще в СССР, хотя получил образование по специальности, весьма далекой от делового администрирования, — «теоретическая физика»! Уверяет, что основал первый бизнес-курс в СССР и первую бизнес-школу в Советском Союзе, после Тарасова даже слово «менеджер» перестало в Союзе носить «негативную политическую окраску». Забавно, что после того, как его попросили из Эстонии, он уехал на… Сахалин и обучал рыбаков искусству управления!

Полный перечень побед и успехов можно прочитать на его странице в «Википедии», им же очевидно и написанной, причем написанной с ошибками: так, Тарасов уверяет, что первую газетную публикацию о нем и его работе написал сам Сергей Довлатов в газете «Советская Эстония», утверждение сопровождено ссылкой почему-то на газету «Молодежь Эстонии», статья якобы называется «Человек на своем месте» — проверить информацию не представляется возможным, так как в 2009 году газета прекратила свое существование.

При этом известно, что сам Довлатов написал целую книгу «Компромисс», где с иронией относился к псевдожурналистской деятельности в газетах «Молодежь Эстонии» и «Советская Эстония» и сопровождал рассказы реальными пафосными заметками, которые в этих изданиях выходили. Тарасов упоминает, что отдельные главы из его книги когда-то были напечатаны в издании Гарвардского университета — сам автор этого издания Шейла Пуффер преподает не в Гарварде, а в Northeastern University — на сайте Amazon упомянутой Тарасовым книги («Management Education. Part II: New Methods in Management Education in the USSR») Пуффер не встречается, зато, справедливости ради, упоминание о Тарасове есть в книге «Россия — революция менеджмента», издана она была в 1991—1992 годах на волне взаимного российско-американского интереса — и рекомендовалась она тем американским бизнесменам, которым приходилось работать с бывшими советскими управленцами во времена дикого капитализма. Тарасов также ссылается на то, как на него ссылается уже американский бизнес-тренер Кэмп, — но и сам Кэмп, называя почему-то Тарасова «великим примером настоящего коммунистического патриота во время холодной войны», не заканчивал курсов менеджмента или экономики, а учился на отделении биологии, физкультуры и здоровья. Справедливости ради, Кэмп действительно считается известным в мире экспертом и бизнес-тренером.

Наконец, любопытно, что Тарасов в 2016 году занял «первое место в рейтинге лучших бизнес-тренеров России и бизнес-экспертов №1 в области менеджмента» по версии компании SEREPUTATION — которая занимает 2810-е место в списке компаний, занимающихся бизнес-тренингом (показательно, что Тарасова в этом рейтинге нет) и занимается тем, что за плату чистит для той или иной компании интернет от «негативных отзывов», прямо предлагая такую возможность: «в любой момент времени дня и ночи вы можете снять с публикации отзывы, порочащие деловую репутацию вашей компании. Как? Очень просто! Подключите вашу компанию к 16 сайтам отзывов с возможностью редактировать описание компании, модерировать отзывы и продвигать их в поисковиках». На различных сайтах основатель компании Виталий Шендрик (закончил Московский институт электронной техники) пишет о том, как «создавать информационное поле и контролировать его». Неудивительно, что отрицательную информацию об этой компании в Сети вы найти сможете с большим трудом (хотя отзывы негативные — норма почти для любой живой компании на рынке). Сам Шендрик рассказывает о решении репутационных проблем: «Google в поисковой выдаче на США выдавал в топ–10 статью с сайта с опубликованным компроматом. Мы взялись за эту задачу и поняли, насколько это сложно. На решение той задачи ушло 4 месяца, но дело оказалось успешным — статья ушла из топа Google». Но дотянуться до сайта «База данных мошенников» у компании не получилось.

Когда меньше пиара — благо

О еще одном бизнес-тренере, которого тоже продвигает «репутационная компания» SEREPUTATION, Александре Фридмане, тоже нет финансовой информации в базах данных. О себе консультант пишет, справедливости ради, с иронией («Хобби: собираю анекдоты о консультантах»), работает он с 1993 года на всем постсоветском пространстве, официально — управляющим партнером консалтинговой компании AMADEUS GROUP, SIA AMADEUSS (Латвия), занимающейся бизнес-консалтингом. Никакой другой информации об этой компании нет — ни выручки, ни прибыли, ни владельцев. Живет Фридман в Риге (обращает внимание тот любопытный факт, что карьера Тарасова с Фридманом стартовала в Прибалтике). Утверждает, что среди его клиентов ни много ни мало — «Норильский Никель», «Газпром нефть», «Макдоналдс Россия», «Башнефть», «РОСНО», «Мир книги», Сбербанк. Кроме того, уверяет Фридман, он является членом совета акционеров и совета директоров ряда компаний — каких, впрочем, не уточняет. Стоимость двухмесячного курса Фридмана — 220—260 евро. Каких-либо отзывов представителей Сбербанка или «Норникеля» об эффективности курсов Фридмана тоже нет.

Фридман, с какой стороны не посмотри, поступил в этом смысле гораздо осмотрительней: чем меньше информации о персоне, тем меньше можно к чему-либо придраться и что-либо найти.

Топливный трейдер, фармацевт и космические глубины

Другой гость Казанского форума — Андрей Тысленко — в своем резюме на своем же «сайте эксперта», напротив, заваливает клиента серьезными строчками в биографии. Проходил обучение в Институте повышения квалификации руководящих работников Министерства промышленности средств связи СССР, учился в Московском институте управления (ныне Государственный институт управления), оканчивал аспирантуру в Российском государственном торговом университете (в 2012 году прекратил существование в связи с неэффективностью) и в Московском электротехническом институте связи. В восьмидесятые годы, когда Тарасов уже вовсю учил рыбаков Сахалина искусству управления, проработал в НПО Космического приборостроения. Тут Тысленко либо ошибся, либо перепутал имена организации: подобное НПО с таким же названием начало функционировать лишь в 1992 году в качестве ЗАО. В 1980-е годы функционировал Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП), который, в свою очередь, был переименован в 1991 году в Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ КП). В этом или другом институте Тысленко дослужился от инженера-технолога до первого замруководителя по экономике и управлению.

Девяностые — «туманны»: бизнес-тренер упоминает «топливно-энергетическую сферу», в которую вошла его работа по торговле бензином в АЗС и «процессинг на Московском, Кстовском, Рязанском и Ярославском НПЗ» — в базе данных компаний указано рязанское ООО «Ноев ковчег» (торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах), в которой Тысленко был членом совета директоров. В «Ноевом ковчеге», где директорствует Татьяна Осаволюк, последние годы падает выручка — по итогам 2015 года компания получила прибыль всего 1 тыс. рублей. Каким образом после работы в ТЭК, НПЗ и АЗС Тысленко вдруг оказался на фармацевтической фабрике «по производству антибиотиков», да еще «первой в РФ сертифицированной по GMP Евросоюза, неизвестно (подробнее о ней — см. ниже)

Интересно, в какие временные рамки уместилась бизнес-деятельность Тысленко, если учесть, что свою консалтинговую компанию «Фаисом-лаборатория» он основал уже в 1996 году? Любопытно, что «Фаисом», которой владеет и управляет Тысленко, ведет деятельность не только по консультированию, исследованию конъюнктуры рынка и прочего, но и занимается «оптовой торговлей бытовыми товарами», «складированием и хранением», «бухучетом и финансовым аудитом». Компания при выручке в 7,8 млн рублей 2015 год закрыла с прибылью в 3,1 млн рублей — что, в принципе, неплохо для малого бизнеса — вот только за три года для успешного бизнес-тренера динамика развития этой компании слабовата: в 2013—2014 годах выручка составляла 8,9—9,6 млн рублей при похожей прибыли (2,3—3,1 млн рублей). С 2002-го по 2006 год Тысленко, по его словам, входил в экспертный совет по проблемам нацбезопасности Госдумы как руководитель направления ТЭК — никакой информации о его активности в эти годы в Сети не прослеживается с 1996-го по 2006 год, кроме разве что упоминания-рекламы одесского бизнес-центра о приглашении «звездного эксперта» Андрей Тысленко. Несмотря на то, что Тысленко в резюме называет себя экспертом Дипломатической Академии МИД РФ (2009 г.), — информация об этом в резюме Тысленко не появлялась до 2013 года.

Кроме того, в прошлом Андрей Тысленко точно был коммерческим директором ЗАО «Информснаб» с 1999-го по 2001 год (оптовая торговля, розница и маркетинговые исследования) — в 2003 году компания обанкротилась. В 1998—1999 годы в должности заместителя коммерческого директора проработал в «дочке» «Инпредкадры» — это ФГУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ» (что отчасти объясняет упоминание в резюме этого министерства…). Кроме того, Тысленко был учредителем ООО «Ватхэм (Р)» (аренда недвижимого имущества), где, кстати, директорствовал брат Татьяны Осаволюк — Владимир, аффилированной с рязанской фармацевтической компанией «Ватхэм-Фармация». Правда, фабрика эта была основана не Тысленко, а в СССР еще в 1942 году. После того, как в 2000 году предприятие вошло в состав группы компаний VATCHEM, оно было переименовано с «Фармация» на «Ватхэм-Фармация», «началась его реконструкция и модернизация с целью создания фармацевтической компании, полностью отвечающей международным стандартам GMP». О работе Тысленко в компании почему-то не упоминают. Сама фармацевтическая компания уже пять лет как убыточна (в 2015 году убыток составил 24,5 млн рублей. В «Ватхэм (Р)» убыток в 2015 году составил 13,5 млн рублей.

Чудеса «батяни-комбата» и цена за фото на память

Еще один бизнес-тренер, который едет в Казань на форум, — Максим Батырев (Комбат), позиционирует себя известным российским менеджером, «обладателем премий «Коммерческий директор года» и «Менеджер года», автором бестселлера «45 татуировок менеджера». «Книга признана лучшей бизнес-книгой года в национальной премии «Электронная буква — 2014», а также получила «Книжную премию Рунета — 2014» как самая продаваемая бизнес-книга в России». На самом деле в 2014 году она получила эту премию как «бестселлер OZON.ru». Сама премия была организована тоже магазином OZON.ru, который, разумеется, вряд ли обидел бы автора, книги которого продавались на этом сайте. Прошел путь от рядового специалиста до топ-менеджера крупной российской компании и по версии ИД «Коммерсантъ» входит в топ-1000 менеджеров страны — Батырев действительно попал в топ-1000 менеджеров — в рейтинг за 2012 год (а также 2013 и 2014 годы).

Сам Батырев, в отличие от своих коллег, не стыдится называть компании, где работал. Так, он упоминает о «лучшем отделе продаж» и членстве в правлении компании «Что делать Консалт» — один из крупнейших поставщиков справочной правовой системы «Консультант Плюс». Когда он стал директором по продажам в 2011 году, в подчинении у него было более 200 человек, а сам Батырев пишет: «Компания продает в России больше всех, чем полностью деморализует конкурентов на рынке». К сожалению, какой-либо информации о финансовой деятельности этой компании в 2011 году нам найти не удалось. Но, судя по данным двух аффилированных между собой компаний (московской и питерской), дела там с 2014 года идут прямо скажем необычно. В 2014 году питерская «Что делать Консалт» получила выручку в 667 тыс. рублей при чистой прибыли в 41 тыс. рублей. В 2015 году выручка взлетает до 298,9 млн рублей, а прибыль подтягивается всего до 1,2 млн. В московской «ЧДК» выручка 2013 году — нулевая, в 2014 году она подросла до 181,7 млн, но прибыль оказалась всего 273 тыс., в 2015 году при выручке в 1,2 млрд рублей прибыль компании составила всего 768 тыс. рублей. В 2016 году оно было вдруг ликвидировано.

Комбат в 2007 году учредил ТСЖ «Три богатыря» в Московской области — ныне оно тоже ликвидировано. В 2013 году учредил ООО «СКАЖИШЕФУ.РУ» (директор — Анна Батырева), в 2014 году оно показало нулевую выручку и нулевую прибыль. Кроме того, у него есть ИП (консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления) с расположением почему-то в Ханты-Мансийском автономном округе.

Комбат также сообщает, что его блог в Livejournal входит в топ-30 «денежных» блогов страны. В то же время в рейтинге ЖЖ его блог стоит на 13856-м месте, потеряв за пару дней сразу 151 позицию.

Цены на его тренинги тоже немаленькие — к примеру, за мастер-класс «Менеджер и команда» Батырев просит от 7600 до 23000 рублей (в том числе и за «закрытую фотосессию» с самим бизнес-тренером).

«Кремлевский» переговорщик

И, наконец, Игорь Рызов, автор бестселлеров «Кремлевская школа переговоров» (премия PwC 2016 года «Деловая книга года») и «Жесткие переговоры», прошедший полный курс обучения у Джима Кэмпа (см. выше), на своем сайте пишет об опыте работы в коммерческой сфере в области закупок и продаж (более 17 лет).

Действительно, Рызов по меньшей мере трижды пытался заниматься бизнесом. В 2008 году была создана компания ООО «РВИНКОМ» (торговля напитками), он был учредителем на 17%. В 2012 году была ликвидирована, никаких отчетов за эти годы не сохранилось. В 2010 году был учредителем (20%) ООО «БИВЕР-М» (торговля пивом), в 2012 году, так и не показав никаких отчетов, компания благополучно почила. В 2006 году была основана компания «ДИОС-ПАРТНЕР» (Рызов — учредитель на 25%) — в 2008 года была ликвидирована. В апреле этого года Рызов на пару с Максимом Шаргородским (основателем Школы бизнеса Networking Event Club) основал ООО «Первая Онлайн Академия». Что любопытно, именно Шаргородский организует этот Казанский форум (см. рекламный материал), называя соучредителя «блестящим экспертом по ведению переговоров». Управляющим этой самой академии назначен сам Шаргородский, Рызов вложил в компанию 50%. Кроме того, у Рызова есть и просто ИП — как раз и занимается консультированием бизнеса.

Сергей Афанасьев
БизнесУслуги

Новости партнеров