Новости раздела

Михаил Славинский, «Ситилинк»: «Через пару лет офшорная торговля может достичь 50% в объеме российского рынка»

По итогам года объем рынка e-commerce приблизится к 1,4 трлн рублей

Михаил Славинский, «Ситилинк»: «Через пару лет офшорная торговля может достичь 50% в объеме российского рынка»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Начавшая работать восемь лет назад, в самый разгар кризиса, компания «Ситилинк» сегодня ведет торговлю через 29 полноформатных магазинов и более 300 пунктов выдачи. По результатам текущего года электронный дискаунтер рассчитывает сгенерировать 44 млрд рублей, демонстрируя рост по всей сети 24%. С какими вызовами сталкивается рынок онлайн-торговли, куда он движется, что станет драйвером роста в 2017 году и еще о многом другом в интервью «Реальному времени» рассказал генеральный директор «Ситилинка» Михаил Славинский.

Динамичный рост сегмента одежды и обуви

— После резкого замедления динамики рынка онлайн-торговли в прошлом году в первом полугодии текущего года оборот рынка вырос уже на 26%. Михаил Юрьевич, какие у вас ощущения по движению рынка?

— Я оптимистично оцениваю и динамику 2015 года. По нашей оценке, рост рынка интернет-торговли составляет порядка 10—15%. И несмотря на все макроэкономические ситуации, возникшие в конце 2014 года, рынок e-commerce в отличие от классического продолжал расти. Покупатель стал выбирать более рационально. А где, как не в интернете можно сравнить не только характеристики товара, но и цены. Отсюда и такая динамика рынка.

По текущему году рост будет выше предыдущего на 20—25%. И этот рост в большей степени будет за счет увеличения покупок, а не за счет увеличения среднего чека, что было причиной роста объемов в 2015 году. На мой взгляд, ситуация в стране стабилизировалась на каком-то уровне, и покупатель возвращается к прежней модели поведения, реализуя отложенный спрос.

— А каков объем рынка?

— По итогам этого года, думаю, рынок интернет-торговли приблизится к показателю в 1 трлн рублей. Это только товарный сегмент. А если рассматривать e-commerce вкупе с продажей билетов и сервисов, то ожидаем, что цифра будет около 1,4 трлн рублей.

— Какие еще тенденции вы ощущаете, как меняется структура рынка?

— В лидерах по-прежнему остается сегмент бытовой техники и электроники с долей до 25%. Динамично растет сегмент одежды и обуви. И год к году прирастает нетоварный сегмент — билеты и сервисы. Объем этого рынка составляет порядка 0,5 трлн рублей, а есть еще онлайн-платежи… Впереди рынок ждет новый толчок для роста, потому как в правительстве на повестке дня — либерализация интернет-торговли медикаментами, ювелирными изделиями и алкогольной продукцией.

— То есть это и станет драйвером роста?

— Именно. И это вопрос ближайшего будущего, который сейчас активно обсуждается на законодательном уровне. Рынок через экспертов, через ассоциацию подготовил изменения законодательных инициатив, в частности, АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли — прим. ред.) проявляет сильную позицию в этом вопросе. Мы ожидаем, что в течение 2017 года этот вопрос будет решен.

На мой взгляд, ситуация в стране стабилизировалась на каком-то уровне, и покупатель возвращается к прежней модели поведения, реализуя отложенный спрос

Рынок останется многообразным

— По вашему мнению, сколько еще будет жить классический формат торговли? Вытеснит ли электронная торговля традиционные формы продажи?

— Я не склонен хоронить какой-либо из видов торговли. Потребитель всегда будет выбирать между удобством и скоростью, ценой и качеством, да даже между возможностью потрогать все руками и совершить покупку, не вставая с дивана. Рынок останется многообразным, а игроки будут совершенствоваться. Да и потом, в самом осуществлении покупки есть очень большая эмоциональная составляющая. Если взглянуть на контингент посетителей магазинов, то больше половины — молодые люди. Они все равно ходят шопиться, несмотря на то что многие покупки совершают в интернете. Безусловно, со временем будет постепенное стирание границ между традиционной и интернет-торговлей. Россияне до сих пор любят изучать предложения и цены в интернете и затем только отправляться в офлайновый магазин. Поэтому оффлайн-ритейлеры расширяют свое онлайн-присутствие, в то время как для большей наглядности и удобства покупателей онлайн-ритейлеры открывают реальные магазины.

Полноформатных магазинов 29, пунктов выдачи более 300

— Поговорим о «Ситилинке». По вашим оценкам, какова его доля на федеральном рынке интернет-продаж?

— Если говорить о рынке онлайн-торговли в целом, то это примерно 5—7%. В своем сегменте электроники и бытовой технике мы занимаем 21%.

— Какова текущая география сети?

— От Москвы до Красноярска. Это 29 полноформатных магазинов на 2,5—3 тыс. кв. метров, из которых 80% отведено под склад, что позволяет покупателю не ждать покупку несколько дней, а с большей долей вероятности приобрети ее в день заказа. И вторая составляющая нашей сети — пункты выдачи, которых у нас на сегодняшний день более 300. Сеть пунктов выдачи располагается не только в городах присутствия наших больших магазинов, но и в близлежащих городах, куда мы от полноформатника можем доставить товар за один день. Например, в Набережных Челнах, где мы недавно открыли полноформатный магазин, до этого мы присутствовали с нашими пунктами выдачи в течение трех лет.

— Какой объем инвестиций потребовался для полноформатного магазина в Набережных Челнах?

— По нашей сети стандартные затраты в один магазин со складом составляют 50 млн рублей инвестиций с учетом закупки техники.

— Какую долю регионального рынка занимает «Ситилинк» по вашей оценке?

— Приблизительно в 20%. Но это не самоцель. «Ситилинк» все-таки строит свой бизнес на продаже товара, а не в расчете на дальнейшую продажу компании.

— Как выглядит Татарстан на фоне других регионов?

— Объем продаж здесь примерно в том же тренде, как и в других регионах. Да, у нас есть регионы, которые показывают большую динамику, но это более молодые регионы. Урал, например, где мы открылись позже, в 2013—2014 годах.

Самая популярная допуслуга и бренды-лидеры

— В связи с чем в этом году ваша сеть была объединена одним юрлицом «Кронар»?

— Для нас просто техническая операция, не более того.

— При этом вы продолжаете входить в группу компаний Merlion?

— Да. «Ситилинк» является розничным проектом компании Merlion, и это позволяет нам снижать издержки и повышать нашу эффективность за счет использования одной технологии, упрощения и выпрямления товарных потоков. Внешними поставками занимается Merlion, а «последнюю милю» дискаунтер обслуживает самостоятельно. Сегодня это отлаженный механизм.

— Какова структура продаж в сети: на что приходится больше продаж по товарным группам?

— Изначально компания развивалась на рынке IT, и мы сохраняем свою специализацию, поэтому большую долю в товарообороте занимают компьютеры и комплектующие — на них приходится четверть наших продаж. Следующий сегмент — это ноутбуки, планшеты и аксессуары к ним, далее — домашняя техника и крупная бытовая техника. На данный момент в каталоге дискаунтера 50 тыс. наименований товаров и почти 700 брендов в портфеле.

— А какие бренды лидируют?

— Samsung, Asus, HP, LG, Lenovo, Acer, Intel, Philips, Bosch и замыкает топ-10 компания Apple.

— Будет ли у «Ситилинк» дальнейшее развитие сервисных продуктов, которые ранее ограничивались лишь логистическими услугами. Какие дополнительные услуги пользуются наибольшим спросом?

— Самое популярное — это установка кондиционеров, а также сборка сертифицированных компьютеров по индивидуальному заказу. В будущем заинтересованы в развитии сервисов для юридических лиц. В целом доля продаж сервисных продуктов в общем обороте «Ситилинка» за 9 месяцев выросла на 42%.

Я не склонен хоронить какой-либо из видов торговли. Потребитель всегда будет выбирать между удобством и скоростью, ценой и качеством, да даже между возможностью потрогать все руками и совершить покупку, не вставая с дивана

— Каков средний чек по услугам?

— В районе 1,5 тыс. рублей.

По среднему чеку есть разница между столицами и регионами?

— По услугам нет, по товарам да.

— А как вы продвигаете свои сервисные услуги, если у «Ситилинка» нет консультантов?

— Да, у нас нет консультантов торгового зала в привычном понимании покупателя, но, тем не менее, сотрудники при контакте с потребителем всегда предлагают ему максимальное количество альтернатив. Также идет продвижение через сайт, причем дифференцировано. Например, если у нас не предусмотрена никакая услуга для микроволновой печи, то и в карточке товара не будут значиться никакие сервисы. Далее — это консультации по телефону.

Еще мы расширили сервисную категорию по страхованию, которая теперь включает в себя не только продленную гарантию, но и защиту покупки от поломки, кражи… Сегодня мы предоставляем гарантию на комплектующие и даем возможность приобрести продленную гарантию даже на уцененные товары, чего на рынке не делает больше ни один интернет-магазин.

«Более 12 миллионов уникальных посетителей в месяц»

— Каково соотношение заказов через сайт и через центры электронной торговли?

— Через сайт мы получаем 85% заказов, через терминал — 9% и оставшиеся 6% — через call-центры.

— А какова средняя посещаемость сайта?

— Более 12 млн уникальных посетителей в месяц. Количество визитов в сутки — около 460 тыс. Порядка 2 млн зарегистрированных пользователей.

— По открытым данным, оборот сети в 2015 году составил 36,5 млрд руб. Каких показателей вы ожидаете по итогам текущего года?

— Этот год планируем закончить с показателем 44 млрд рублей.

— А с какими результатами компания закрыла 9 месяцев?

— С оборотом в 30 млрд рублей рост по всей сети у нас 24%. Количество заказов выросло на 26%.

— Какова ваша рентабельность?

—Она позволяет развиваться на собственные средства, включая нашу стратегию до 2020 года.

— У компании, как и у страны, есть своя стратегия-2020. И что она включает?

— Она включает логистическое развитие, продуктовое и развитие сервисов. Мы не рассчитываем на то, что будем расти, лишь благодаря рынку в целом, как это бывало в прошлые годы.

В течение следующего года планируем открыть еще от 15 до 20 полноформатных магазинов-складов по всей территории страны. Ближайшие открытия — Тюмень, Липецк, Омск, Чебоксары. В Западной Сибири в течение двух лет — 8 новых городов присутствия. К 2020 году мы рассчитываем открыться более чем в 100 городах с разными форматами и увеличить свою сеть выдачи.

Сейчас при открытии нового магазина, мы идем от покупателя. Стараемся новый объект располагать не где-то на краю города, а идем туда, где приемлемые локация и стоимость аренды

«Многие тогда тоже говорили, что ничего не получится»

— Вернемся к нашему региону. На казанском рынке компания четыре года. Вас устраивает здешнее развитие «Ситилинка»? Довольны ли вы потоком в торговом центре «Бахадир»? Во время вашего открытия участники рынка говорили о том, что место неудачное… Нет ли планов сменить его?

— Первый «Ситилинк» в Москве открывался на окраине города, на ул. Амурской, в совершенно не проездном месте, практически в промзоне. Многие тогда тоже говорили, что ничего не получится. Но дело пошло. «Ситилинк» не компания-паразит чужого трафика, а компания, которая сама генерирует трафик, поэтому ключевой момент не столько нахождение в раскрученных магазинах и тем более в торговых центрах выходного дня, а скорее «Ситилинку» важно находиться в логистически очень удобном месте, куда легко добраться.

Первые несколько лет мы в принципе открывались на окраине города, тогда еще только развивающийся рынок интернет-торговли позволял быть популярными и при такой локации. Покупатель, понимая, что у онлайн-торговли нет таких издержек, как у классического ритейла, был готов ехать туда, где дешевле аренда.

С годами, да, рынок потребления развивается и сейчас покупатель хочет удобно организовывать свою логистику. Тем не менее за последние три года доля покупок в наших полноформатных магазинах не упала. И сейчас при открытии нового магазина, мы идем от покупателя. Стараемся новый объект располагать не где-то на краю города, а идем туда, где приемлемые локация и стоимость аренды.

Что касается Казани, мы довольны текущими результатами объекта. Если будем размещаться в центре за дорого, то уже не сможем предложить низкие цены.

«Кросс-бордер растет темпами, опережающими российский рынок»

— Российский онлайн-ритейл растет и за счет трансграничной торговли. Какова доля кросс-бордер в объеме онлайн-торговли в России?

— Это треть рынка интернет-торговли, и это очень много. Через несколько лет оффшорная торговля может достичь 50% в общем объеме российского рынка e-commerce.

Кросс-бордер растет темпами, опережающими российский рынок в 2—3 раза ежегодно. Среднегодовой совокупный темп роста за последние 7 лет составил 75%. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы объем покупок россиян в зарубежных магазинах продолжит увеличиваться, поэтому тема выравнивания конкурентных условий, по мнению многих игроков и экспертов рынка, остается сейчас самой актуальной. Ведь зарубежные интернет-магазины не обязаны соблюдать закон «О защите прав потребителей», исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС. А это ставит иностранных и отечественных ритейлеров в неравные условия.

— С какими еще рисками вы сталкиваетесь при ведении бизнеса?

— Это макроэкономическая ситуация. Если она будет ухудшаться, то это риск для любого бизнеса. Все остальное — от конкуренции до законодательных инициатив — изменения системы координат всего рынка. И под эти реалии будут подстраиваться все, в том числе и мы.

— И как вы оцениваете текущую макроэкономическую ситуацию?

— Достаточно стабильной на сегодняшний момент. Инфляция демонстрирует наименьшие показатели за последние несколько лет. Мы видим, что прекратился тренд падения заработных плат, что они начали показывать небольшой, но позитивный рост к прошлому периоду. Рынок труда не претерпевает негативных изменений, поэтому и покупатель чувствует себя уверенно. Это дает нам надежду, что ситуация в экономике останется и дальше стабильной.

Рынок онлайн-продаж, несмотря на кризис, чувствует себя лучше, чем офлайн, «отъедая» у последнего все большую часть оборота

«Кризис сразу задал стиль всей нашей работе»

— Компания вышла на рынок в 2008 году. Как в кризис был воспринят ваш формат?

— Открытие магазина — это же только верхушка айсберга. Мы очень долго не могли найти помещение в Москве, так что, может, и до кризиса открылись бы. А вообще период нестабильности дал нам хороший трамплин. Кризис вообще подстегивает развитие электронной коммерции. Рынок онлайн-продаж, несмотря на кризис, чувствует себя лучше, чем офлайн, «отъедая» у последнего все большую часть оборота. Вообще же кризис сразу задал стиль всей нашей работе.

— И каков этот стиль?

— Все, что можно оптимизировать — оптимизируем. Если можно автоматизировать — делаем. Внимательно относимся к ресурсам. И все это благодаря тому, что мы открывались в кризис, когда нельзя было себе позволить зачастую обыденных вещей. Например, ни у кого из руководства нет секретаря. Сам отвечаю на звонки и делаю себе чай. Из более значимого, у нас заведено правило: выходить сухими по затратам. Мы тратим ровно столько, сколько необходимо для поддержания инфраструктуры бизнеса.

Из последнего, мы провели очередной аудит складской службы и увидели, что многие процессы можно оптимизировать без потери качества и снижения скорости. Мы поменяли технологии, рабочие инструкции сотрудников. И при текущем росте компании на 25% нам не нужно увеличивать количество персонала на складе, и это наше достижение. Если бы мы не оптимизировались, пришлось бы увеличить затраты на складскую логистику на 16%.

Работа со своими вызовами и желание стать лучше

— Вы не первый раз приезжаете в Казань, как вам город?

— Она приятно удивляет. Каждый раз оставляет ощущение интеллигентного красивого города. Здесь уделяется много внимания развитию культурной составляющей. Да, разумеется, прибывая сюда как гость, я вижу внешнюю оболочку, но и она выгодно отличается от других. Если говорить про динамику, то какие люди здесь, какая энергетика — очень здорово. Город живой, развивающийся, очень нравится сюда приезжать.

— Кто вы по образованию?

— Сразу после армии закончил Институт пищевой промышленности по специальности «инженер-технолог на пищевых производствах».

— Что является вашим личным драйвером роста?

— Меня мотивирует работа со своими вызовами и желание стать лучше, как бы пафосно это не звучало. И наша команда это бойцы, а руководители подразделений стараются собрать вокруг себя близких по духу людей. Мне кажется, это удается. Для нас нет слова «риск», есть «вызов».

Альсина Газизова, фото Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Электронный дискаунтер «Ситилинк» работает на рынке 8 лет. В ассортименте дискаунтера более 50 тыс. наименований компьютерной цифровой, бытовой техники, офисной мебели и других товарных категорий. Более 700 мировых брендов — в портфеле. Около 3 000 сотрудников по всей России. В настоящее время розничная сеть «Ситилинк» насчитывает 29 полноформатных магазинов терминальной торговли в 23 городах. Оборот сети по итогам 2015 года составил 36,5 млрд рублей (с НДС).

Генеральный директор «Ситилинка» Михаил Славинский родился 30 июня 1977 года в Москве. Окончил Московскую технологическую академию по специальности «инженер-технолог». С 2001 по 2007 год прошел путь от менеджера по продажам до коммерческого директора в разных структурах ГК Merlion. С 2007 по 2013 год занимался развитием направления категорийных продаж в компании Merlion. В 2013 году занимал пост директора по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion. С марта 2014 года является генеральным директором электронного дискаунтера «Ситилинк». Женат. Есть сын.

БизнесРозничная торговляТехнологииТелекоммуникации

Новости партнеров