Новости

17:34 МСК
Все новости

Рената Дорофеева: «Создание одежды похоже на шахматы»

Как владелица школы шитья с творческим мышлением и бизнесовым подходом собирается покорять мир

Еще лет пять назад Ренату Дорофееву представляли как дизайнера одежды, работающего под своим брендом. Она отшивала коллекции, бралась за индивидуальные заказы свадебных и вечерних платьев. Сейчас у нее совсем другие горизонты планирования, в планах вывести свою школу шитья на мировой уровень, чтобы заработать и, главное, повести под своим флагом тех, кто любит и умеет шить. Этим материалом мы продолжаем серию публикаций про людей, которые смогли сделать ремесло своим делом и преуспели в нем.

Формировать навыки онлайн

— Я думаю, создание одежды похоже на шахматы. Игра развивает стратегическое мышление у мужчин, а шитье — у женщин. Когда ты шьешь, ты продумываешь на несколько шагов вперед. Ты учишься упорядочивать процессы, не бьешься, как муха о стекло, и в нужный момент отходишь и смотришь, а тут ли проблема? Иногда, чтобы найти ошибку в шитье, нужно вернуться на несколько шагов назад. Прямо как в жизни. Для красивого платья нужна красивая база.

Разговор с Ренатой Дорофеевой происходит в ее школе WW School, которой в начале 2018-го исполнится 3 года. Правда, еще год назад линейка курсов была гораздо скромнее, чем сейчас: базовый курс, курс моделирования, фэшн-иллюстрации, интенсивы, на которых за один только день можно было сшить готовое изделие, а также индивидуальные занятия. Сейчас к этим формам обучения Рената добавила дистанционные видеоформаты — онлайн-обучение и марафоны по шитью по готовой выкройке даже самых сложных изделий вроде пуховика всего за 2 недели. Дистанционное обучение охватывает уже далеко не только Казань. На последних курсах учились девушки из Польши, Таиланда, Германии.

— Ученицы говорят, что им есть с чем сравнивать, и наши уроки им кажутся подробными, хотя мне бы хотелось их еще усовершенствовать, — говорит дизайнер.

Новый видеоурок становится доступным только когда пройден предыдущий и сделано домашнее задание. За нарушение сроков предусмотрен вылет, после которого вернуться на курс можно, оплатив 500 рублей. Штраф небольшой, и погоды ни ученикам, ни школе не делает, но как мотивационный прием работает безотказно. Там, где предусмотрен «вылет», до конца доходит 95—98% учениц. На последнем марафоне по пуховику, где Рената решила отменить возможные санкции, до конца дошел только один студент из 40. Все остальные доделывают в своем темпе. Доступ к курсу не закрыт, но поддержки куратора уже не будет.

Новый видеоурок становится доступным только когда пройден предыдущий и сделано домашнее задание

Завершено три потока онлайн-курсов и четыре марафона. На первый бесплатный марафон пришли 175 человек, на платные записывается 40—60. Стоимость участия в марафоне в среднем 2 000 рублей. Полноценные онлайн-курсы (сейчас записан и проходит курс «Нижнее белье») стоят 1015 тысяч рублей.

Концепция дистанционного обучения шитью и моделированию показала себя жизнеспособной, но Рената настроена серьезно увеличить охват курсов. Саму идею марафонов она подсмотрела в интернет-проекте «Большая сушка».

— Когда я увидела этот формат, я поняла: надо учить так. Потому что это игра, это элемент гонки, соревновательность — это работает.

Не красивый, а круглосуточный бизнес

Некоторые из тех, кто приходит в WW School учиться шить, думают, что откроют свое ателье, наймут нескольких портных и начнут зарабатывать. К сожалению, такая схема уже не работает, уверена Рената.

— У многих, кто сейчас умеет шить, в голове схема: сниму помещение, найму портных, заведу Instagram и начну обшивать клиентов. Эта схема не работает. Те портные, которые есть на рынке, уже хорошо трудоустроены, и они не поймут, для чего им переходить работать к вам.

Хорошее ателье — это большая команда. Здесь, например, нужен приличный технолог не с советским, а с модным взглядом, потому что конструкции, которые были в 50—60-е годы, сегодня не работают, считает дизайнер. Сейчас много ателье, которые готовят свои коллекции и занимаются индпошивом. Но насколько они успешны, Рената затрудняется ответить.

Для нее самой ателье — это пройденный этап. Еще года четыре назад ее хорошо знали как молодого дизайнера, а не как владелицу модной школы шитья.

Девушка начала шить просто для себя, не имея никакого профессионального образования: ни диплома КХТИ по специальности «Легкая промышленность», ни хотя бы корочки швеи из колледжа. По диплому Дорофеева экономист, но всегда хорошо шила, как и ее мама и бабушка. В 25 лет она зарегистрировала одежный бренд Renata Dorofeeva, отшивала готовые коллекции, которые представляла в Казани, Москве, Петербурге, шила на заказ вечерние и свадебные платья в собственном ателье, на открытие которого в 2009 году из скопленных денег потратила 150 тыс. рублей. Но, как сама признает, в от индивидуальных заказов устала.

У многих, кто сейчас умеет шить, в голове схема: сниму помещение, найму портных, заведу Instagram и начну обшивать клиентов. Эта схема не работает

— Да, деньги ателье приносило, стоимость изделий была высокая, были портные, которые отшивали изделия по моему дизайну. Но было ли оно успешным? Как будто да. Популярным точно было. А вот финансово. В целом это была немасштабируемая история, — вспоминает Рената. — Если ты не выстраиваешь механизм работы, ты будешь работать в ателье сутками. Я так и делала, и в какой-то момент так устала, что даже думать о том, как все исправить, мне не хотелось. Я почувствовала, что я просто хочу восстановиться и направить свою энергию в другое русло. И все получилось легко и гармонично. У меня всегда так выходит. Я задумываю что-то интересное, с удовольствием начинаю, и ресурсы приходят сами собой.

Формат ателье Дорофеева любит и планирует возродить работу над своим брендом.

— Это будут готовые коллекции бюстье. У нас уже есть концепция, есть дизайн. Все будет продаваться в красивых коробочках — ну не могу я шить масс-маркет, хочется, чтобы все выглядело лучшим образом, — делится она. — В тренерстве собственной реализации нет. А хочется показов, фотосессий, видеороликов красивых, хочется договориться со звездами, чтобы они носили твои наряды и так далее.

CRM, 1С, онлайн- платформа — основы творческого бизнеса

В команде WW School сейчас около 10 человек, помимо преподавателей и кураторов это, например, видеооператор и монтажер, специалист по продажам, который работает удаленно. Себя Рената называет очень требовательным руководителем — не все успевают работать в ее темпе, хотя сама она не склонна его переоценивать.

— У нас есть должностные инструкции для сотрудников, но мы динамичная компания, и всегда будем реагировать на то, как развивается рынок. Нужно изменить алгоритм, мы его изменим. Поэтому если сотрудник говорит мне: это не прописано в моей должностной инструкции — это сразу «пока», — рассказывает Рената. — Мы все время пробуем новые ходы, и это требует новых ресурсов. Так у нас появилась девушка, которая вместе со мной прописывает технологию шитья. Мне ее рекомендовали как дизайнера одежды, хотя в тот момент мне такой специалист не был нужен. Но я посмотрела на ее портфолио и впечатлилась. И, главное, она такая нормальная! Она готова работать, у нее красный диплом КХТИ, и это, наверное, второй приличный специалист-выпускник этого вуза на моей памяти.

Возможности для масштабирования Дорофеева видит в развитии системы дистанционного образования. Для этого нужен сайт с профессиональной платформой для онлайн-обучения, что стоит недешево

Основной канал привлечения клиентов — Instagram. Рената приняла на работу менеджера по продажам и говорит, что довольна тем, что та не из Казани, потому что, видимо, это делает ее «абсолютно неленивой». Систему продаж в небольшой школе организовали цивилизованно: творчество должно быть подкреплено бетонной системой продаж, считает дизайнер.

— Мы недавно подключили CRM, сделали воронки продаж, написали скрипты. Я понимала, что запросов полно, у нас «директ» разрывался от сообщений, но работы с клиентами не было достаточно. Поставили пробный период CRM, и я схватилась за голову — как много неотвеченных сообщений!

WW School — финансово гораздо более успешна, чем ателье, говорит Дорофеева. Но насколько, ответить затрудняется.

— Мне сложно сказать, потому что у меня нет 1С, мне сложно анализировать. Я примерно предполагаю, какова цифра, но она меня не устраивает, я считаю, что это не бизнес. Бизнес для меня — это ежемесячный оборот хотя бы миллиона в три. Долларов (смеется).

Возможности для масштабирования Дорофеева видит в развитии системы дистанционного образования. Для этого нужен сайт с профессиональной платформой для онлайн-обучения, что стоит недешево. Организация платформы, подготовка фото-, видеоматериала, контента и бюджет на рекламу на начальном этапе обойдется в 2 млн рублей, подсчитала дизайнер. Но она позволит охватить весь мир. Более того, Дорофеева метит не только на русскоязычную аудиторию.

— Когда я придумывала название школы, я не задумывалась о том, что такое «WW». И вот недавно, когда я задала этот вопрос нашим подписчикам, получила ответ, что, может быть, World Wide*? — рассказывает Рената. — А ведь правда, почему бы и нет. Это очень интересно. Технологичных и стильных ресурсов про шитье в русскоязычном сегменте нет совсем, а в англоязычном интернете их делают «тетеньки», которые не про моду, а про рукоделие. А мы все-таки не про это. Мы про то, как ты, модная девчонка, находящаяся в потоке и ритме, отдыхаешь и проводишь время. Это не про экономию (шить иногда дороже, чем купить готовое), а про то, как создавать из плоского куска ткани потрясающие формы. Шитье — это такая штука, которая разжигает внутри огонь.

Это движение уже есть, я вижу это по обратной связи от учениц. Шить стало модно во всем мире. Это модно и в России, и в Казани

Расширяя школу, Рената хочет решать не только финансовые задачи. Деньги — это ресурсы, чтобы создавать глобальное сообщество, и финансовый успех компании для нее тождественен творческим амбициям.

— Это движение уже есть, я вижу это по обратной связи от учениц. Шить стало модно во всем мире. Это модно и в России, и в Казани. Огромный вклад сделали дизайнерские маркеты и первым — Sunday Up Market. Как бы его ни ругали, благодаря нему люди узнают о том, что можно делать что-то своими руками и что это модно.

Творческих планов у дизайнера тоже много. Она хочет создать курсы мужской одежды (конструктор уже найден) и усовершенствовать базовое конструирование.

— В последнее время меня начали посещать мысли об улучшении уже хорошей базовой конструкции на курсе. Я хочу обучиться еще нескольким методикам, чтобы ее улучшить, чтобы выбрать из них самое лучшее и объединить все в одной. Многие говорят, что мои расчеты позволяют «посадить» изделие гораздо лучше, чем по «чистой» методике. Но мне хочется найти универсальный способ, чтобы любой человек очень просто мог сделать для себя выкройки и очень быстро сшить то, что будет его радовать.

*мировой — с англ.

Айгуль Чуприна, фото instagram.com/ww_school
БизнесКейс
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 25 нояб
    Молодец девушка! Целеустремленная
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Творческие люди всегда при деле
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Где можно посмотреть ее работы?
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Посмотрите в инста, думаю там у нее все есть
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    есть ссылка в конце текста
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Здорово, пожелаем успехов мастерам! А заинтересовавшимся пожелаем вот что. Прежде чем заняться моделированием и шитьем, подумайте и проверьте свое зрение. Они быстро "сажают" глаза. Когда в начале 90-ых появились в свободной продаже швейные машинки, я купил и быстро научился шить,а потом быстро и бросил это дело.. Хорошее зрение важнее.
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Поверьте, шитье не так сажает глаза как компьютер
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Но компьютер приносит больше пользы чем шитье
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Создание не только одежды но и всего это как шахматы. Надо всё продумать
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Желаю успехов! молодец девушка
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Я понимаю одежду на особый случай надо заказать, но в жизни заморачиваться шитьем чего то ну совсем не хочется. Это уж если совсем нечего делать, не знать как провети время
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    И цены конечно же растут в геометрической прогрессии
    Ответить
    Анонимно 25 нояб
    Ну тк, дизайнерские же костюмы
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    неТ купить проще. и дешевле, можно сдать если не нравиться
    Ответить
  • Анонимно 25 нояб
    Молодчина! Работает а не ждет пока чудо с небес упадет
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии