Новости раздела

«Почему предприятие, работавшее в Татарстане, перерегистрируется в ХМАО, Астраханской области?!»

Что мешает челнинскому бизнесу развиваться: ГИБДД, Гарантийный фонд, банкир Галяутдинов, хаос в исполкоме, нелогичные законы и… «Газпром»

Сегодня в Набережных Челнах прошла традиционная встреча властей города и омбудсмена с предпринимателями Закамья в формате «Бизнес и власть. Откровенный разговор». Встреча, как обычно, прошла в напряженной атмосфере. За два часа бизнес успел пожаловаться на хаос с концепцией набережной Тукая, отсутствие нормальной развязки на пр. Чулман, нелогичный новый порядок взимания арендных платежей, отсутствие внятной политики по рекламным вывескам. Самыми болезненными претензиями, озвученными предпринимателями на сегодняшней встрече, по мнению корреспондента газеты «Реальное время», стал «газовый вопрос» (виновник — «Газпром») и проблемы выживания фермеров, которым, по их словам, палки в колеса вставляют местные власти, Гарантийный фонд РТ, ГИБДД и бывший директор «Булгарпиво».

«Хаос в городе»: от набережной Тукая до отсутствия нормальной развязки на пр. Чулман

Рустам Валеев, глава ассоциации велопрокатчиков Челнов, раскритиковал городскую набережную Тукая, заслугу реконструкции которой команда Магдеева записывает себе в актив (напомним, год назад проект набережной изначально вызывал множество вопросов со стороны жителей города, бизнеса и архитекторов).

— Набережная Тукая — лицо нашего города, имиджевое место, и сейчас там с точки зрения дизайна, концепции творится хаос. Там и общепит, и велопрокат. Будет ли выработана концепция по месту? Будет ли единый дизайн? В этом году нам урезали землю. Рядом поставили общепит, что не вписывается в концепцию.

Магдеев предложил собраться «вместе с исполкомом, архитектором» и отработать вопрос, дав понять, что пойдет навстречу. Комментировать «отсутствие единой концепции, дизайна и хаос» мэр, однако, не стал.

Предприниматель Кузнецов, ведущий бизнес в районе микрорайона Боровецкого, в свою очередь разругал реконструкцию проспекта Чулман, в частности, его развязки, из-за которых, чтобы выехать на проспект Яшьлек, приходится кружить лишний километр. Небольшая, казалось бы, транспортная проблема вылилась в ожесточенную дискуссию (мысленно автор этих строк, на своей шкуре не раз испытавший головоломность этой самой развязки, был на стороне Кузнецова), выявившую разность подходов ГИБДД/города и бизнеса/горожан. Первые ратуют за безопасность в ущерб удобству, часть вторых — протестуют против такого подхода, обвиняя его в однобокости.

— Из микрорайона Боровецкого и с проспекта Яшьлек попасть в 50-й комплекс тяжело, вместо простого поворота в 100 метров приходится делать крюк в 3 километра! Проект несовершенный, жителей районов не услышали, продажи бизнеса сократились. Каждый день все едут там и вас, Наиль Гамбарович, ругают!

Радий Кадиков, очевидно, знавший, с каким вопросом к нему придут, зачитал статистику, из которой выходило, что после того, как ввели новую развязку, число ДТП со смертельным исходом сократилось в разы.

— Не всегда комфортный подъезд к месту проживания — совпадает с безопасностью дорожного движения! — торжественно резюмировал он. — Сколько жителей — столько мнений. Одни благодарят за пр. Чулман, другие ругают!

— Разумеется, жертв будет меньше, раз там все практически ездить перестали, ездят теперь «колхозными путями»! Нет там нормального разворота!

— Реконструкция проспекта не самодеятельность мэра города и начальника ГИБДД, — заявил Магдеев. — Мы заказали проект, который прошел все экспертизы. Давайте еще раз отдельно соберемся, чтобы на всю аудиторию об этом не говорить (?!). И цифры — вещь упрямая: когда каждый год на перекрестке по семь погибших, а потом эта цифра — ноль!

Представитель жителей микрорайона и бизнесменов Боровецкого и 50-го комплекса с мэром все же не согласился. Да и стоит также заметить в скобках, что в степи, где никаких дорог и развязок нет, каждый год — тоже ноль ДТП и ноль погибших. Но от этого никому не легче. Найдут ли в ГИБДД и мэрии баланс между удобством и безопасностью дорог впоследствии — неизвестно. Однако и на еще один прозвучавший от другого бизнесмена, работающего на БСИ, вопрос на сегодняшней встрече: «Нельзя ли сделать скоростной режим на первой дороге, как на МКАД, — не 100 км/час, но хотя бы 80 км/час — и избавить одну из важнейших дорог для бизнеса от ежедневных пробок?» — от ГИБДД и мэрии прозвучал похожий ответ: «Лучше так, как сейчас, с пробками — зато безопаснее!»

Почему челнинскому бизнес-инкубатору приходится работать на «компьютерном хламе»

К еще одной гордости властей как города, так и РТ — местному бизнес-инкубатору — тоже появились вопросы. Причем их кажущаяся несущественность много говорит об отношении к развитию МСБ в этом самом инкубаторе. Как оказалось, состояние оргтехники в нем чудовищное, компьютерное оборудование даже само руководство инкубатора называет никак иначе, как «хламом» (руководство с требованиями бизнеса тоже согласно, но денег у него нет, деньги есть или должны были бы быть у Фонда поддержки предпринимательства, которому инкубатор подконтролен). С одной стороны, в ответ на критику поднявшаяся по просьбе мэра начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства города Гузель Гилязова поспешила заявить, что бизнес-инкубатор подконтролен Фонду поддержки предпринимательства, а там уже пообещали: в начале 2018 года компьютерную технику обновят. С другой стороны, финансирование подобных проектов и институтов, по сути, по остаточному признаку продолжает вызывать у предпринимателей вопросы и сожаления. В ответ Нагуманов, пользуясь случаем, пустился в воспоминания, пытаясь объяснить отличия в решении таких проблем бизнесом и властью:

— Я, когда из бизнеса пришел впервые работать в госуправление, первым делом звоню в финансово-бюджетную палату, и, как бывший директор предприятия, спрашиваю: «У меня сколько остаток на утро на счете?» Мне отвечают: «20 миллионов». Я говорю: «Классно. Давайте реестр платежей». Нет, говорят, реестра нет. «У нас сроки не наступили на оплату — потому что все деньги «подкрашены». Когда ты директор, ты распределяешь каждый день: кому заплатить и так далее. Это нормальное управление финансовое. А здесь все по-другому… — заметил омбудсмен, то ли сетуя на ненормальность финансового управления в госструктурах, то ли обращая внимание на разность подходов.

Как Наиль Магдеев с Маратом Долговым искали логику в новом порядке взимания арендных платежей

Еще один челнинский предприниматель (поддержало его, судя по одобрительному шуму, треть зала минимум) обратил внимание на нелогичность, если не сказать больше, нового порядка взимания арендных платежей с земли. Само производство, напомнил он, в структуре имеет работников, инженеров, финансовых работников и т. д. До 2017 года кадастровая стоимость была одна. С 2017 года «почему-то» по закону выделили административное здание на промышленном участке под отдельный вид деятельности — а коэффициенты на аренду земли под ним выше. Соответственно, выросла и арендная плата. С чем это связано?

Магдеев развел руками и сослался на исполком. Начальник управления земельно-имущественных отношений Ленар Гизатуллин в свою очередь тоже развел руками: таково, мол, решение горсовета, исполком его решения только исполняет.

— Понятно теперь? — спросил Магдеев.

— Нет, непонятно, — отрезал бизнесмен. — Раньше у нас бухгалтеры, финансисты сидели в производственных помещениях — и за это нас «гоняли» пожарные. Мы взяли кредит, построили административный участок и платили до 2017 года по одной ставке. Теперь разделили. Платим больше. Где логика, я понять не могу?

— Дело в том, что необходимо провести межевание земельных участков на участки под промышленными зданиями и административными… — попытался оправдаться мэр города, тут же увязнув в канцеляризмах.

— Да мы все это сделали! Но смысл-то в чем?! В административном здании сидят те же работники предприятия, обслуживающие все производство. Где логика?! — не уступал предприниматель.

Исполком вновь развел руками — горсовет просто исполнил нормативы Минэкономразвития. С мест послышался шум: «Это же одно производство! Почему ставки разные?! Сумма платежей получается больше».

— Логику некоторых документов трудно понять… — сдался внезапно Наиль Магдеев. — Но наш исполком и горсовет строго руководствуются постановлениями правительства РФ. Мы ограничены рамками действующего законодательства. Закон суров, но это закон…

— Но ведь одно и то же предприятие, оно не может без вспомогательных служб. Логики абсолютно нет. Просто некоторым людям делать нечего, вот они и придумали новый закон… Других объяснений нет!

Зампрокурора РТ Марат Долгов решил-таки вступиться за федералов, заявив, что логика, во-первых, «есть», во-вторых, логика эта «понятная, общегосударственная»:

— У нас огромное число административных зданий на территории предприятий использовалось для сдачи в аренду и осуществления иных видов деятельности. В каждом втором здании сидит ИТР, персонал, а каждая вторая табличка «ООО такое-то»…

— Ну не работайте с таким предприятием!

Напряжение росло. Намечался скандал. Теперь недовольных было уже ползала. Долгов пошел навстречу, но в чрезвычайно избирательном порядке — пообещав разобраться с участком первого предпринимателя. Что делать остальным? Продолжать, видимо, искать логику там, где ее нет, и довольствоваться общегосударственной пользой.

Как из-за рекламных вывесок глава исполкома автограда поругался с бизнес-омбудсменом РТ

Егор Шептунов — начинающий предприниматель, он занимается поиском арендаторов на улице Центральной (владелец одного из зданий на ней), пожаловался на «хаос» в исполкоме, в результате которого «просто так повесить вывеску в Набережных Челнах нельзя». Собственник здания должен согласовать все с исполкомом. Четыре раза Шептунов приходил согласовывать с разными макетами — всякий раз отказывали устно. Письменно отказываться — отказывались. В последний раз Егора «отфутболили» в Казань: пусть, мол, там разбираются. По мнению предпринимателя, в Челнах до сих пор нет зонирования на историческую часть города. Как нет и регламента согласования.

Ринат Абдуллин, глава исполкома автограда, попытался было поймать мяч, летящий прямиком в его ворота, — сославшись на то, что здание, где вывески не согласовали четыре раза, — находится на ул. Центральной, в исторической части города. Правила, по мнению Абдуллина, есть. Есть и концепции размещения. Вывески исполком хочет видеть разработанными «в едином историческом стиле»:

— Конечно, предприниматели хотят по-своему. Устроить разноцветный цыганский табор! — съязвил Абдуллин.

Абдуллин, защитив честь исполкома, собирался уже сесть — но неожиданно в ворота исполкома полетел мяч со стороны, откуда он его не ждал: за Шептунова и остальных недовольных политикой города в размещении рекламы и вывесок выступил Тимур Нагуманов:

— Но он четыре раза обращался к вам и не понял, как надо! Мы тоже не видим регламента вашего. Нет его, Ринат Азгарович!

— Правила — есть. Город живет. Реклама живет, — стоял упрямо на своем глава исполкома.

— Правила благоустройства у вас есть. Но регламента — нет! Вы меня не слышите. Дискуссию я не хочу продолжать («Хорошо», — буркнул Абдуллин и сел на свое место), — устав, заметил омбудсмен и обратился с мольбой во взоре уже к своему коллеге по президиуму. — Наиль Гамбарович?!

— У кого есть проблемы, мы соберемся у меня. Посмотрим. Я попросил бы и прокурора города подключиться. И узнаем, есть ли у исполкома регламент. Если его нет — мы доработаем. Если наша недоработка — мы исправимся. Критику в свой адрес воспринимаем. Упираться рогом не надо исполкому, — пнул напоследок своего подчиненного мэр.

Развитие Челнов и ТОСЭР без дополнительных газовых лимитов будет заторможено — но денег на новый газопровод нет

Айрат Харисов, директор компании «Хортум» (производство промышленной арматуры), поднял две проблемы. Во-первых, увы, уже традиционную для автограда: сложность получения в аренду земельного участка (срок выдачи «Хортуму» затягивается на год — вложено уже 50 млн рублей в производство, что делать?).

— Второй вопрос. Вот вы, Наиль Гамбарович, всегда говорите: «Приезжайте к нам, стройте здесь бизнес…» Но нет тут энергоносителей, проблема с лимитами на газ!

На вопрос с арендой Магдеев честно признался — ответа у него нет (и спасибо, конечно, за честность — но болезненность вопроса с арендой от этого явно не снимается). Ответ на второй вопрос тоже оказался сомнительным. Мэр заявил, что проблему по газу «решают с каждым конкретным предпринимателем», что, конечно, увеличивает вероятность коррупционной составляющей — как и в случае с любым «ручным управлением и частным решением вопроса» (впрочем, в вопросе пообещал разобраться и Тимур Нагуманов). И добавил: проблема по газу в Челнах действительно есть. Город вроде бы проблему пытается решить, выходит на компанию «Газпром трансгаз Казань», которая этим вопросом занимается. Но прокладка дополнительного газопровода в промзону до сих пор лишь на уровне «нам хотелось бы». На посыпавшиеся вопросы предпринимателей (оказалось, что проблема животрепещущая для многих), когда ждать газопровод, Магдеев с сомнением в голосе заметил, что надеется на 2018 год.

— По газу тема не новая, — с сожалением признался Нагуманов. — У нас есть и другие обращения предпринимателей по этому вопросу. Пока внятного решения нет. Хотя уже все понимают, что развитие Челнов и целой территории невозможно без дополнительных газовых лимитов. Уже куча проектов у людей из-за этого в стол идет. Рачков (глава компании «РАССТАЛ») уже лет 10 мечтает о новом заводе. И не может проект реализовать! А переехать в ту же Елабугу непросто. Это [вопрос с нехваткой газа] будет тормозить все, в том числе и ТОСЭР. При этом газовики говорят: есть куча лимитов полученных, но невостребованных! Надо разбираться с коллегами из Минпромторга и «Газпрома».

Как поделился с президиумом совета один из знающих предпринимателей, для прокладки нового газопровода необходима «закольцовка с Менделеевском», а на это нет средств у «Газпрома». План на его введение из года в год срывается.

Как выживает село — 1: проблема с доставкой зерна и зимовкой пчел — «виновны» хозяин «АКИБАНКа», ГИБДД и Гарантийный фонд

Неожиданно болезненными оказались на встрече вопросы АПК. Так, во-первых, Минталип Минниханов, сам фермер и председатель правления Ассоциации фермеров Тукаевского района, пожаловался на то, что фермеры в этом году сдают зерно в зерноприемные пункты практически за бесценок. Идет затягивание заключения договоров. «Продовольственная безопасность республики в опасности!» При этом элеватор имеет дополнительные емкости — 15—20 тыс. тонн для фермеров. Комбайны в итоге стоят, пока фермеры не могут сдать зерно на комбинат хлебопродуктов. Но даже доставить туда зерно — уже проблема. По словам Минниханова, из-за принципиальности работников ГИБДД КАМАЗы с зерном чуть что — отправляются на штрафстоянки. «Оказывается», грузоподъемность КАМАЗа — 15 тонн, бункер комбайна выгружает порядка 5 тонн. Но третий бункер в КАМАЗ фермер вложить не может: «Потому что чуть перегруз на весовом контроле — останавливают и начинают мурыжить. А в это время и дождь может идти, еще что-то, мы можем угробить зерно. Пожалуйста, на период уборки урожая к этим моментам тактично и лояльно подходите!» — обратился фермер в первую очередь к сидевшему в президиуме начальнику ГИБДД автограда Радию Кадикову.

После обмена репликами Тимур Нагуманов выяснил, что решение первой проблемы всецело зависит фактически от одного человека — главы «АКИБАНКа» Ильдара Галяутдинова, владеющего и ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов». Галяутдинов с директором комбината Рустамом Тахавеевым на претензии фермеров говорит одно: «Посмотрим». Нагуманов признался, что «давить на них» он не может (ведь тоже бизнес — и речь идет о споре двух хозяйственных структур), но обещал переговорить и разобраться:

— Если сдавать зерно некуда — это никуда не годится.

Радий Кадиков со своей стороны заверил, что к перевозке зерна с полей его подчиненные уже относятся с пониманием. Однако в части перегруза на осевую нагрузку — это уже «уровень правительства».

— Короче, сдавать некуда, так еще и довезти невозможно, — печально резюмировал Тимур Нагуманов.

Фермер Булат Миннибаев из Менделеевского района раскритиковал еще одну гордость Татарстана — Гарантийный фонд. И сделал это… на примере строительства зимовника для пчел! В апреле Миннибаев купил пчел, рассчитывая на ссуду фонда. Получил в аренду землю, летом поработал. Надо строить омшаник (зимовник для пчел). Нужно 300 тыс. рублей. В Гарантийном фонде фермеру отказали, причина: «Отсутствие доходов»

— Ну, какой может быть доход, когда я в апреле только купил пчел?! У меня нет средств на строительство омшаника сейчас. Я бы, конечно, оставил пчел под снегом, но неизвестно, какая будет зима. И министр сельского хозяйства РФ Ткачев запретил оставлять их под снегом из-за «жестокого обращения с пчелами». И я с ним согласен. Пчелы — как любой питомец, мы же должны о них заботиться!

Нагуманов, немного обидевшись за Гарантийный фонд (долгие годы продвигаемый властями РТ как эффективный институт помощи бизнесу — с чем не всякий бизнес, впрочем, до сих пор согласится), хоть и обещал помочь Миннибаеву, все же заметил:

— Хотя фонд и госструктура, он не обязан давать ссуды всем желающим. Есть ограничения. Обратился — и они не дали, это еще не претензия!

Как выживает село — 2: земельный вопрос и «рейдерские захваты» — «виновны» местные власти и бывший директор «Булгарпиво»

Еще две фермерские проблемы касались земельного вопроса. Фермер Тукаевского района Хусаинова, выигравшая грант в 2015 году, вырастила с тех пор около 4 тыс. гусей. Захотев взять в аренду соседний участок, Хусаинова встретилась с абсурдной, по ее мнению, ситуацией, когда срок сельхозаренды продлили бывшему арендатору, который сослался на то, что выращивает лекарственные травы. Тогда как на участке никаких трав нет, свидетельствует фермер, — «один бурьян и свалка». В итоге поголовье гусей пришлось уменьшить в четыре раза. По ее мнению, это происходит потому, что «местная администрация намеренно вставляет палки в колеса».

Еще один фермер — Иван Кузьмин, чье хозяйство находится в селе Бурды Тукаевского района, фактически пожаловался на рейдерский захват земли, включающий захват дороги и, что поразительнее всего, реки. По его словам, некий собственник (как мы выяснили, это Виталий Касакин — о нем ниже) на участке площадью 1,5 млн кв. м начал строить пруды для разведения рыбы. Затем перекрыл дорогу, единственную ведущую к хозяйству Кузьмина и жителям села. И заявил, что часть реки Евлевки — теперь его собственность.

— Дернуло меня открыть фермерское хозяйство, — начал грустно рассказывать свою историю фермер. — До этого у меня было около 10 га паевых земель. Начали разводить птиц, завели рыбу, аквакультурой занялись, посадили картошку. Одновременно с нами в 2017 году по прилегающей к нам реке Евлевке начались производить земельные работы: строительство каскадных прудов. Дорогу, которая к нам была, оккупировали люди в камуфляжной форме, объявили о том, что часть дороги и река Евлевка оформлены в собственность. И теперь взамен короткой дороги для нас и сельчан будет определен пятикилометровый объезд. Написали письмо в Росреестр — в результате этого нас в пятый раз уже проверили…. Особенно плотно нами «занимается» Минэкологии РТ… ОБЭП собирался завести на нас уголовное дело. Единственный здравомыслящий орган — Тукаевская природоохранная прокуратура. Мы заявляли им о захвате федеральной собственности — реки, к нам приезжали из прокуратуры, но никто как будто ничего не обнаружил. Что нам делать? Вертолет покупать?

Марат Долгов заверил, что река в собственности никак находиться не может, и обещал взять ситуацию под контроль. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Зампрокурора РТ Марат Долгов заверил Кузьмина, что река в собственности никак находиться не может, и обещал взять ситуацию под контроль. В ответ Кузьмин попросил взять «под контроль» еще и Минэкологии РТ, которое «работать нам не дает». Альберт Хабиров, казанский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в свою очередь заметил, что, хотя рекой владеть нельзя, хитроумные дельцы могут взять в собственность земли недалеко от берегов реки, а затем сделать на этой территории при помощи гидротехнических сооружений пруд.

В Сети на сегодняшний день представлены две версии событий, которые озвучил Кузьмин. По одной — Виталий Касакин занимается разведением рыбы уже не первый год, а Кузьмин пришел недавно. По другой — Касакин перекрыл доступ к природе (реке) — и бесплатный отдых на реке стал недоступен, как недоступна и дорога. Кто говорит о том, что Касакин перекрыл дорогу к пруду из вредности, другие считают, что это всего лишь спор двух конкурентов — оба строят пруды и разводят рыбу. Интересно, что, как выяснили мы, Виталий Касакин — это, вероятнее всего, бывший генеральный директор ОАО «Булгарпиво» Касакин Виталий Александрович, во всяком случае, до 2007 года, когда челнинский пивзавод «Булгарпиво» перешел к новому владельцу, чебоксарской компании «Букет Чувашии». На имя этого же Касакина зарегистрирована компания ООО «Усадьба Касакина»: она находится как раз в селе Евлево на реке Евлевке.

«Татарстан ведь был регионом с массовой миграцией юрлиц, не намеревавшихся заниматься бизнесом»

Под занавес встречи выступил и относительно крупный бизнес, фактически обвинивший малый бизнес в том, что ряд его представителей мешают работать «крупнякам», то и дело перерегистрируя предприятия, «сливая их» и ликвидируя. Финансовый директор ООО «Жилэнергосервис» Гюзелия Шевченко подняла, по сути, давно известную и наболевшую тему, приведя пример, когда перед самой налоговой проверкой один из их контрагентов, задолжавший предприятию под сотни тысяч рублей, «слился в Ханты-Мансийский округ». Она попросила ужесточить правила перерегистрации предприятия:

— Почему предприятие, работавшее в Татарстане, перерегистрируется в ХМАО, Астраханскую область и т.д. — надо знать объективные причины! Большие предприятия не могут себе позволить «слить компанию», это непорядочно. А некоторые отработают три года, не желая платить налоги, быстро меняют учредителя — а на этом учредителе числится 240 компаний! Серьезный бизнес с этим физически справиться не может.

Нагуманов согласился с тем, что проблема есть (и страдает от нее в том числе и МСБ), но выразил опасение, что ужесточение правил перерегистрации ударит в первую очередь по малому бизнесу. Марат Долгов, вздохнув, напомнил, что в России сегодня борются две концепции. Одна «ограничительного характера». Вторая — «либеральная». Побеждает, по его словам, вторая (Нагуманов с ним не согласился, он считает, что, к сожалению, «первая»). Прокурор напомнил о том, что было не так давно:

— Татарстан ведь был регионом с массовой миграцией юрлиц, не намеревавшихся заниматься бизнесом. За год приходило порядка 3—4 тыс. лиц со всей России. Это гигантская была проблема. Они за собой тащили налоговую задолженность, криминальные истории. Москва и Петербург заняли жесткую политику, административными, правоохранительными методами почистили у себя, и юрлица «побежали» к нам и в Кабардино-Балкарию. Это у нас резко обострило ситуацию. Сидело на одном адресе по 400—500 фирм! И нам пришлось проводить большую работу с ФНС и МВД по зачистке. И сегодня у нас усложненные процедуры по перерегистрации.

Сергей Афанасьев, фото nabchelny.ru
Бизнес

Новости партнеров