Новости раздела

Страшный голод 1920-х: бедствие, унесшее до миллиона жизней татарстанцев

Историк Анастасия Федотова из Казанского университета специально для «Реального времени» подготовила авторскую колонку о голоде в Поволжье. Надеемся, что она перерастет в цикл статей. В сегодняшнем материале автор отвечает на следующие вопросы: насколько часто был голод в дореволюционной и советской России? Почему он возникал? Правильно ли использовать термин «голодомор»? Какими были демографические потери на территории Татарии?

Голод. Что это такое?

К определению понятия «голод» существует несколько подходов. С медицинской точки зрения голод — это физиологические и психологические ощущения, вызванные недостатком пищи. Организм не получает в достаточном количестве питательных веществ и поэтому не может правильно функционировать. В то же время голод — это социальная проблема, общественное бедствие, охватывающее определенную территорию с проживающим на ней населением. Голод как явление чаще всего имеет естественные причины: засуха, наводнение, недород и т. п. Однако он может быть вызван политикой государства, когда действия властей являются дополнительным фактором, усиливающим природный. Массовый голод, как правило, сопровождается стремительным разрушением структур повседневности, массовым бегством населения с обжитых мест, распродажей накопленного имущества, ростом заболеваемости и эпидемий, наконец, массовой гибелью людей.

Голод в России — частое явление

Обширная территория Центральной России располагается в зоне рискованного земледелия, характеризующейся коротким сельскохозяйственным сезоном, нестабильным температурным режимом и господством малоплодородных или совсем неплодородных почв. Такие почвы требуют тщательной и многократной обработки, а для этого необходимо огромное количество рабочего времени. За сезон земледельческих работ, который длится с конца апреля до конца сентября, при существовавшем столетиями состоянии технических средств российского крестьянства можно было обработать очень небольшую площадь поля. При возделывании большего участка пашни обработка неизбежно становилась настолько грубой, что судьба даже минимального урожая полностью зависела от погоды. Поэтому жители России на протяжении многих столетий весьма часто переживали неурожайные, а, следовательно, и голодные годы.

Известный дореволюционный исследователь голода профессор В. Н. Лешков подсчитал, что с начала XI до конца XVI века на каждое столетие приходилось по 8 неурожаев, которые повторялись через каждые 13 лет, вызывая иногда жестокий голод. В XIX веке ученые констатировали периодичность голода через каждые 6—7 лет. Только в конце XIX — первой четверти XX века таковыми являлись 1891—1892, 1897—1898, 1901, 1911, 1915 годы. В Советской России ситуации массового голода нужно отнести 1920—1923, 1932—1933, 1946—1947 годы.

Голодомор всегда голод, но голод не всегда голодомор

Наряду с понятием «голод» в научной литературе и повседневной практике часто используют термин «голодомор». Данное понятие не является в полной мере синонимом понятию «голод». Как правило, данный термин описывает голод, наступивший в результате государственной политики. В частности, в современной научной литературе в России голодомором называют массовый голод в 1932—1933 годов на Украине, на Кубани, в Поволжье и Казахстане.

Историк В.В. Кондрашин в своей книге «Голод 1932—1933 годов. Трагедия российской деревни» отмечает, что голод 1932—1933 годов был «организованным голодом», когда субъективный, политический фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими. <…> В комплексе вызвавших его причин отсутствовал природный фактор как равноценный другим, характерный для голодов 1891—1892, 1921—1922, 1946—1947 годов. В 1932—1933 годах не наблюдалось природных катаклизмов, подобных великим засухам 1891, 1921, 1946 годов».

Голодная статистика

В научной литературе вопрос о количестве жертв голодных лет и способах его подсчетов остается дискуссионным. Наиболее точные результаты дает сравнительный анализ показателей смертности в обычное время с уровнем смертности в период голода на определенной территории. При этом нужно иметь в виду, что к числу жертв голода следует отнести людей, умерших уже после официального признания факта преодоления голода от обострения хронических заболеваний, от неправильного выхода из состояния голодания, от различных эпидемий, как правило, сопровождающих голод. К демографическим последствиям следует отнести мертворожденных и нерожденных детей, так как причиной этого также был голод. Если человек успел покинуть охваченную голодом территорию, но умер от истощения и болезней, он тоже является жертвой голода.

Кроме того, не существует как таковой статистики числа умерших именно от голода. В экстремальных условиях их просто никто не считал: в лучшем случае трупы собирались для захоронения в общей могиле, без фиксации причин смерти и даже идентификации личности, в худшем случае — становились добычей каннибалов. Во многих случаях голод и эпидемии (холера и различные формы тифа), по существу, в равной степени являлись причиной смерти: голодающие люди более подвержены заболеванию, а их организм имеет низкую сопротивляемость. Широкое распространение эпидемий также было связано с голодом: крестьяне массово бежали в города в поисках работы, а не найдя таковую, уходили в более благополучные регионы. Низкий уровень гигиены среди крестьян и антисанитарные условия проживания способствовали распространению эпидемий.

Так, в период массового голода 1921—1923 годов общая заболеваемость по ТАССР за период с 1 июля 1921 года по 1 июля 1922 года составила примерно 70% человек, причем на почве голода болело 48% от ее общего количества. Остальные 52% приходились на эпидемии холеры, брюшного и возвратного тифов и некоторые другие болезни. Смертность в критические периоды давала очень высокий процент. Например, в сентябре 1921 года она достигла 55,1%, а в июне 1922 года — 99,3%. В марте 1922 года наибольшую смертность, в 50,7%, дают голодающие, страдающие желудочно-кишечными болезнями на почве употребления суррогатов вплоть до совершенно несъедобных.

Определить точные цифры демографических потерь в Татарстане в этот период довольно сложно. Данные всероссийской переписи населения 1920 года по нашему региону различаются. Материалы местных архивов фиксируют число фактического количества взрослого населения 2 773 770. Со вновь присоединенными в 1921 г. волостями — 3 366 719. В документах государственного архива Российской Федерации фигурирует следующая информация: ТАССР состоит из 12 кантонов с количеством населения (по данным всероссийской переписи 1920 г.) 2 852 135 душ обоего пола. При естественном движении населения за 1921 г. вырождение составило 428 803 (12,5%). В мае 1922 г. в телеграмме центральному правительству Советской России была зафиксирована численность населения ТАССР в количестве 2 329 818. Таким образом, демографические потери в среднем составили от 500 000 до 1 000 000 человек.

Анастасия Федотова, кандидат исторических наук

Новости партнеров