Новости раздела

Невыученные уроки «Булгарии»: как «Татфлот» пустил по Волге теплоход с перегрузом на 140 человек

Казанских речников проверяют транспортная прокуратура и Следком

Невыученные уроки «Булгарии»: как «Татфлот» пустил по Волге теплоход с перегрузом на 140 человек
Фото: realnoevremya.ru/Александр Шакиров

Перегруженный «речной трамвайчик» СК «Татфлот» остановили прокуроры воскресным вечером в речном порту. От пассажиров рейса «Ташевка — Казань» поступил сигнал о тесноте на судне и отсутствии посадочных мест. При максимальной вместимости судов типа «Москва» — 300 человек, на берег по трапу сошли 440! А позже проверяющие установили: на борту имелись лишь 345 спасательных жилетов и один плот. Организаторам опасной речной прогулки грозит наказание, вплоть до реального лишения свободы. Корреспондент «Реального времени» выяснял подробности.

Не торжественная встреча

Маршрут «Ташевка — Казань» можно считать дачным. В сезон «трамвайчик» успевает сделать по три рейса на день туда-обратно. Причем, если верить сайту судоходной компании «Татфлот», участвуют в перевозке людей на этом маршруте лишь два судна. На первом — всего 100 посадочных мест, на втором — 242. Названия транспортных средств не указаны. Зато есть цена билетов — максимум 122 рубля за поездку.

Воскресным днем, 21 мая, дачников из Ташевки и экипаж судна встречали сотрудники Казанского ЛОВД на транспорте и Татарской транспортной прокуратуры. По пути следования в «дежурку» поступил сигнал от пассажиров о перегрузе судна. Люди жаловались на духоту и отсутствие посадочных мест, рассказал «Реальному времени» старший помощник Татарского транспортного прокурора Евгений Дикарев, в свое время выступавший гособвинителем на судебном процессе по делу о крушении теплохода «Булгария».

Несмотря на выходной, сигнал не остался без внимания. В 15.45 судно «Москва-130» прибыло в казанский речпорт. На берег, как зафиксировали камеры видеонаблюдения, сошли 440 человек, включая 35 детей. А при осмотре судна обнаружилось — индивидуальных средств спасения хватило бы лишь 30 детям и 315 взрослым пассажирам и членам команды. Именно столько спасательных жилетов насчитали проверяющие на судне. Еще на нем обнаружилось восемь спасательных кругов и плот, рассчитанный на 25 человек.

Волжский рейс тянет на 2 года колонии

Пассажирский теплоход «Москва-130» с одноярусной надстройкой на палубе и рулевой рубкой на крыше был спущен на воду в 1982 году. В разные годы был собственностью судоходных компаний «Волжское пароходство», «Татфлот», «Азимут». С 2010-го, по данным специализированного сайта по водному транспорту fleetfoto, вернулся под начало «Татфлота». Максимальная пассажировместимость судов класса «Москва» — всего 300 человек. Каким образом на нем оказались 440, да еще без средств спасения — сейчас разбирается транспортная прокуратура. Тем временем сотрудники ЛОВД передали свои материалы в Следственный комитет.

Сегодня в Приволжском СУ на транспорте СКР подтвердили: перевозку людей на перегруженном судне осуществляло АО «Судоходная компания «Татфлот». По результатам проверки будет принято решение о том, возбуждать ли на должностных лиц компании уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей — ч. 1 ст. 238 УК РФ. Максимальное наказание за данное преступление без тяжких последствий — 2 года лишения свободы.

Источники «Реального времени» уверяют, что руководство «Татфлота» каяться в содеянном пока не спешит, ищет крайнего. В приемной гендиректора СК корреспонденту нашего издания сообщили, что комментарий к информации прокуратуры и следствия будет не раньше, чем гендиректор Сергей Жуков закончит совещание…

Потерпевший с «Булгарии»: «Это просто алчность!»

«Перегруз в 100 с лишним человек как раз говорит о том, что контролирующие транспортные перевозки органы — тот же Ространснадзор, не сделали никаких выводов!» — заявил «Реальному времени» казанец Геннадий Игнарин, потерявший сына в водной катастрофе «Булгарии». Напомним, 10 июля 2011 года по пути из Болгара в Казань теплоход затонул, погибли 122 пассажира и члена экипажа, включая капитана судна. Игнарин напомнил, что на «Булгарии» перевозили 200 человек при максимальной вместимости 120, при этом количество плавсредств на борту было рассчитано всего на 156 человек.

«Причем большинство этих якобы имевшихся плавсредств были непригодны технически, например, на жилетах не было лямок. Это выяснилось в суде», — напомнил потерпевший. Свежее ЧП с перегрузом, слава богу, обошлось без жертв. Правда, прокурорам и следствию еще предстоит установить, насколько технически безопасно судно 1982 года постройки. Оставлять без внимания выявленное ЧП нельзя, считает Игнарин:

— Тут надо жестко наказывать! Отбирать лицензию, если она есть! Заводить дело и сажать! Можно даже само судно арестовать, и, пока не докажут, что все нарушения устранены, в рейс не выпускать. Ведь если мы не станем наказывать таких собственников или арендаторов — жертвы будут. Это же просто алчность! Ради прибыли капиталист ни перед чем не остановится!..

Напомним, согласно приговору по делу «Булгарии», все пятеро обвиняемых: директор-субарендатор судна Светлана Инякина, помощник капитана Рамиль Хаметов, старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов и сотрудники Ространснадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили реальные сроки лишения свободы — от 5 до 9,5 года колонии.

Пассажиры сетуют на сокращение числа рейсов

В рабочие дни народа в речпорту немного. В отличие от выходных. Сегодня пассажиры подтянулись к 18 часам, ожидая рейс до Печищ с остановкой в Верхнем Услоне. Коротая время, одна из ожидающих разговорилась с корреспондентом «Реального времени». Татьяна ездит подобным транспортом с детства и помнит, что раньше на тот берег Волги суда отправлялись каждый час, а сейчас их значительно меньше. «Многие после «Булгарии» стали бояться», — говорит женщина, но считает, что на сокращение рейсов повлиял не отток пассажиров:

— Раньше судна ходили навстречу друг другу. Сейчас просто капитанов не хватает. Да и те ходят только по фарватеру, а раньше знали маршрут назубочек.

Еще один пассажир вечернего рейса признался, что по выходным на речных судах бывает тесновато. Но оценить на глаз — есть перегруз или нет — сложно. О воскресной проверке «трамвайчика» из Ташевки большинство пассажиров не слышали. Но предположили, что причина всему — сокращение количества рейсов. «Ташевка не совсем выгодное направление», — рассуждает молодой парень. «Я с детства на них езжу, не помню никаких ЧП. Проверки устраивают — лучше б денег дали, чтобы этот порт долбаный существовал. Порт — это лицо Казани, так и запишите. А он такой плохой», — продолжает его спутник постарше.

Один из речников в разговоре с корреспондентом «Реального времени» рассказал: весь день в порту работали силовики. Опрашивали людей, изучали документы. Среди дежуривших в порту полицейских даже прошел слух, что уголовное дело уже возбуждено.

Ирина Плотникова, Александр Шакиров, фото Александра Шакирова
Справка

«Москва» (проекты Р-51, Р-51Э) — серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях («речной трамвай»).

Новости партнеров