Новости раздела

Привет из прошлого: ​ледоход на Волге

Читатель «Реального времени» делится воспоминаниями о том, как вскрытие рек ото льда еще 70 лет назад было настоящим представлением для казанцев

В прошлые времена было одно примечательное событие, которое повторялось каждый год. Ледоход на Волге. Читатель «Реального времени» Валерий Грязнов поделился своими воспоминаниями и восстановил по архивным и историческим фото как для прошлых поколений происходило одно из захватывающих зрелищ — освобождение рек ото льда.

Дальнее Устье

В Казани, в отличие от многих других городов, стоящих на крупных реках, для того, чтобы увидеть это яркое зрелище, непременно нужно было приехать в одно единственное место — Дальнее Устье (так тогда назывался речной порт нашего города). Почему порт имел такое необычное имя? Устье — потому что в этом месте было устье реки Казанки, здесь Казанка впадала в Волгу. Почему Дальнее? А потому, что было еще и Ближнее Устье — место, где речной порт оказывался на короткий срок во время весеннего половодья. Об этом нужно рассказать отдельно.

Дальнее Устье представляло собой одну единственную улицу, идущую прямо вдоль берега Волги. Улица была необычная, дома стояли только на одной ее стороне. Вот они хорошо видны на дореволюционной открытке. Это были гостиницы, рестораны, торговые заведения.

Дальнее Устье существовало с незапамятных времен, задолго до появления пароходов на Волге, а исчезло, ушло под воду в 1957 году с приходом Куйбышевского моря (как его тогда называли).

Трамвай № 1

В начале XX века появился новый общественный транспорт — трамвай. Он пришел на смену конке, первая линия трамвая в нашем городе была открыта 20 ноября 1899 г. На трамвае маршрута № 1 можно было добраться из города на Дальнее Устье. До самого закрытия старого порта в 1957 году этот трамвай исправно возил сюда пассажиров, и это был единственный трамвайный маршрут! Никакой другой общественный транспорт сюда не ходил.

Вот вид улицы во встречном направлении — на снимке виден трамвай, здесь у него была остановка. Одноэтажное здание — кассовый зал для продажи билетов на пароходы, а там, вдали видна дозорная вышка. Эту вышку построили довольно поздно, в середине тридцатых годов, поэтому ее можно увидеть далеко не на всех фотографиях. Ее поставили возле того места, где дорога, дошедшая до Волги, поворачивает налево и идет дальше вдоль реки. Вот как раз возле этой вышки и было то место, откуда казанцы могли любоваться зрелищем.

Вышка

Назначение? Можно высказать предположение — что это диспетчерский пункт — для наблюдения сверху за движением судов. Почему так поздно начали строить? Как обходились без нее раньше? Дело в том, что с момента появления первых пароходов на Волге все они принадлежали только частному капиталу. Первое акционерное общество «По Волге» было создано в 1843 году. Вскоре появились другие пароходные общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и множество маленьких пароходств. Все они конкурировали между собой, и у каждого из них в Казани была своя пристань. Но после революции в 1918 году все пароходы были национализированы. Спустя короткое время было организовано одно огромное пароходство. На всех спасательных кругах в советское время можно было прочитать четыре буквы ВОРП, что означало «Волжское объединенное речное пароходство». Тогда считалось совершенно очевидным, что одно крупное предприятие в 10 раз лучше, чем 10 мелких. Символом торжества этой идеи была эта вышка. Эпоха колхозного строительства

С балкона вышки было сделано много отличных видовых фотографий. Вот как выглядела Волга зимой.

Виден зимний санный путь через Волгу. Он шел из Верхнего Услона прямо к тому месту, где летом стояла пристань паромной переправы. Стоит напомнить, что в былые годы почтовый тракт на Москву проходил через Верхний Услон.

Дорога с обеих сторон обставлена вешками, чтобы путники в метель не сбились с пути.

А вот вид с той же вышки, но уже не поперек, а вдоль по Волге. Справа, где видна вмерзшая в лед пристань, в Волгу впадает Казанка. А вдали находится знаменитый Аракчинский затон. Туда поздней осенью на зимовку уводили с Дальнего Устья пристани и ставили на ремонт пароходы.

Аракчинский затон

Затон — это место, отгороженное от основного фарватера речной косой или специально насыпанной дамбой. Оно используется для того, чтобы спрятать там пристани и пароходы на время весеннего ледохода. Как правило, в затонах были организованы мастерские для ремонта судов в зимнее время. Возле Казани было несколько затонов. Самый ближний из них был Аракчинский.

Ледоход на фото из семейного архива

Именно сюда каждый год приезжали казанцы, чтобы посмотреть на ледоход. Слева видна наблюдательная вышка, справа на другом берегу остров Маркиз. Апрель 1939 года. Удивительно низкий уровень воды в Волге во время ледохода был в том году.

Дальнее Устье, 1939 год. Мы видим трамвай маршрута № 1 на остановке. Но тут следует сделать одно уточнение — снимок сделан дней на 15 позже предыдущего. Это уже не апрель, а май, и люди идут на пароход. Судя по снимкам, можно сделать такое предположение, что в 1939 году весной уровень Волги был низким, и пристани с самого начала были поставлены на Дальнее Устье.

Существует много фотографий старого трамвая, но как он выглядел внутри сейчас можно увидеть, пожалуй, только в кино. Вот такие жесткие деревянные скамейки. Моя мама и ее племянница Галя едут смотреть ледоход. Апрель 1939 года.

Они же и Галин папа стоят возле самой кромки берега, совсем рядом проплывают льдины. Вдали виден контур водокачки, что сразу позволяет сориентироваться на местности. Вид вверх по Волге, слева мы видим услонский песок. Апрель 1939 года.

Вид сверху с крутой горки. Мамина сестра Лидия (мама Гали) и справа незнакомый мальчишка. Ему просто любопытно. Апрель 1939 года.

Это мой отец, сами фотографы редко попадают в кадр. На заднем плане та самая вышка в полный рост. Апрель 1939 года.

Это уже другая весна. Праздник ледохода в 1941 году — звучит как оксюморон (то есть сочетание несочетаемого). Моя мама возле огромного настоящего якоря. Справа речные бакены, сложеные в стопку. Слева видна вышка, на балконе кто-то сидит.

Люди разбрелись по всему берегу. Вдали видна большая группа, которая добралась до того мыса, за которым невидимое отсюда место, где Казанка впадает в Волгу. А так бы хотелось на него посмотреть! Апрель 1941 года.

На этой фотографии отчетливо виден мыс и люди на нем. Насколько я помню, летом пройти вдоль берега уже было нельзя, все было заставлено пристанями. И вот вопрос — почему никто из фотографов не догадался сходить туда в те дни и сфотографировать это историческое место? Апрель 1941 года.

Вот еще один вид — вверх по Волге. В кадре видна водокачка, и сразу все вопросы «где это?» отпадают. Апрель 1941 года.

Соседний кадр. Негативы хранятся в виде пленки, разрезанной на куски по три кадра. Второй кадр. Отца снимал кто-то другой, поэтому фото невысокого качества. Апрель 1941 года.

Третий кадр из этого куска пленки. Портрет отца крупным планом. Апрель 1941 года.

Вот ледоход 1951 года. Вода в этом году стоит очень высоко, подошла почти к самому основанию вышки. Вдали виден остров Маркиз. Апрель 1941 года.

Здесь мы все стоим на широкой площадке по другую сторону от вышки. Рядом слева — поленница дров, характерная примета того времени. Можно с уверенностью сказать, что это бревна, которые плыли по Волге. Их выловили, вытащили на берег, распилили. Они пойдут на дрова. Апрель 1951 года.

Вот мы стоим на самой горе и смотрим на Волгу. Могу предположить, что за нашей спиной кассовый павильон, который мы уже видели на предыдущих снимках. Апрель 1951 года.

Соседний кадр. Мы на том же месте, а сейчас спустимся на берег. Апрель 1951 года.

Мы стоим на каменистом волжском берегу возле самой воды, мимо нас проплывают льдины. Апрель 1951 года.

И наконец, мы на фоне ледохода. Съемка против света, поэтому лица в тени. На том берегу, справа услонский песок; слева, чуть подальше остров Маркиз. Апрель 1951 года.

Все опубликованные фотографии были сделаны на узкую 35-миллиметровую пленку зеркальной фотокамерой «Спорт».

Валерий Грязнов, архивные и исторические фото предоставлены автором

Новости партнеров