Новости раздела

ДУМа для Рустэма Хамитова: сменится ли в Башкирии муфтий?

Как мусульманский долгострой и тень Муртазы Рахимова мешают башкирскому муфтию Нурмухамету Нигматуллину

Ровно год остался до выборов башкирского муфтия. В региональную прессу и социальные сети все чаще поступают весточки о возможной смене руководителя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Нурмухамета Нигматуллина, причем еще до отчетно-выборного съезда. Председателю ДУМ РБ припоминают конфликт с рахимовским фондом «Урал», в котором камнем преткновения стала недостроенная соборная мечеть и «халяльный» квартал. Откуда идет информационная атака на религиозную организацию, кто может сменить действующего муфтия и пойдет ли глава республики Рустэм Хамитов на поводу предшественника Муртазы Рахимова — в обзоре корреспондента «Реального времени».

Кто сделал вброс?

В башкирских СМИ на днях появилась информация о возможной отставке регионального муфтия Нурмухамета Нигматуллина. Такое сообщение вышло на сайте «ПроУфу» — ресурсе, близком к семье бывшего президента республики Муртазы Рахимова.

По информации издания, на предстоящем пленуме Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, который пройдет в ближайшую среду, 26 апреля, одним из вопросов может стать сложение полномочий Нигматуллина «по состоянию здоровья». Сам пленум будет выездной, состоится в селе Киргиз-Мияки Миякинского района Башкортостана.

Источник «Реального времени», близкий к руководству ДУМ РБ, опроверг эту информацию. Поданную в уфимском издании сенсацию он назвал «бредом сивой кобылы». Не подтвердили ее и в самом муфтияте. Сам 70-летний Нигматуллин на свое здоровье тоже не жаловался.

Cогласно повестке дня предстоящего форума (копия документа имеется в распоряжении нашей редакции), на пленуме запланированы выступления муфтия, функционеров, ответственных за различные направления деятельности мусульманской организации, председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ Вячеслава Пяткова, главы местной администрации и миякинского имам-мухтасиба. Кроме того, имамы будут обсуждать проведение мероприятий по празднованию 100-летнего юбилея башкирского муфтията.

Вместе с тем новости о смене первого лица ДУМ РБ муссируются в прессе и социальных сетях достаточно давно. Главная причина — скандал вокруг строящейся соборной мечети «Ар-Рахим» (на проспекте Салавата Юлаева) и делового квартала «Муслим-сити», переименованного впоследствии в «Уфа-сити», а затем — в «Межконфессиональный квартал мира и согласия». Спонсор проекта — благотворительный фонд «Урал», возглавляемый Муртазой Рахимовым, — подал в суд иск на Духовное управление в связи с нецелевым использованием средств.

История уфимского долгостроя

Скандал с мусульманским долгостроем уже перешагнул своеобразный юбилей — 10-летний. В 2006 году, за год до празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав Русского государства, был заложен первый камень в основание будущего храма. Для его строительства привлекли средства крупнейших региональных инвесторов, а все работы планировалось завершить к 2010 году. Заказчиком-застройщиком соборной мечети республиканское руководство назначило фирму «Жилстройкомплектснаб» (ООО ПКФ «ЖСКС»).

«Ар-Рахим» задумывался как один из крупнейших в России религиозных архитектурных комплексов площадью 14 тыс. квадратных метров. Это должна была быть самая крупная отапливаемая мечеть в Европе. По форме она должна олицетворять ханский шатер, окруженный четырьмя минаретами. Половину комплекса должны занять два молельных зала в общей сложности на 2 тыс. человек. В здании планировалось разместить медресе на 2 тыс. учащихся, конференц-зал, музей ислама и библиотеку. Должен был открыться этаж для туристов, где будет музей, телерадиостудия, выставочные центры.

Однако строительство шло крайне медленно. Один из спонсоров, компания «УГМК-Холдинг», потребовал провести аудит финансово-хозяйственной деятельности застройщика и генподрядчика. Оказалось, что основная часть выделенных денег ушла по нецелевому назначению (на строительство ливневки). Организация делала приписки к своим работам, стоимость которых завышалась; у налоговиков же возникли свои вопросы. В итоге ПКФ «ЖСКС» отстранили от строительства культового здания. С тех времен застройщики менялись неоднократно, сама мечеть толком не возводилась.

В 2010 году в республике поменялась власть. На смену Рахимову пришел Рустэм Хамитов. Среди многочисленных обещаний нового президента было и то, что он разберется с хищениями и добьется продолжения строительства. От представителей руководства республики поступила новая дата завершения стройки — 2013 год. Но желающих давать деньги на строительство все не находилось.

Экс-президент Муртаза Рахимов, возглавивший БФ «Урал», предложил свои услуги. После длительных переговоров рахимовский фонд стал спонсором проекта. Теперь уже заговорили о новом сроке сдаче объекта — 2015 год, к саммитам ШОС-БРИКС. Заказчиком стало ДУМ РБ, а застройщиком — ООО «Алтын курай», учредителями которого оказались управделами муфтията Ильдар Ишеев (50%), муфтий Нурмухамет Нигматуллин (25%) и его первый заместитель Аюп Бибарсов (25%). Тогда же в Духовном управлении заявили о грандиозном проекте «Муслим-сити» — деловой квартал вокруг мечети. Название не устроило активных горожан, особенно православную часть.

В 2016 году в организации бабая (Муртазы Рахимова) засомневались, что деньги расходуются по целевому назначению. Спонсор, к своему удивлению, обнаружил аффилированность ДУМ РБ и «Алтын курай» (заказчика и подрядчика), в чем усмотрел конфликт интересов. В фонде возмутились, что для облицовки используется дорогостоящий греческий мрамор вместо отечественного. И финансирование стройки прекратилось.

Духовному управлению были выдвинуты три условия от «Урала»: заменить дорогой импортный мрамор на отечественный аналог; расторгнуть договор подряда между муфтиятом и ООО «Алтын курай»; топ-менеджеры ДУМ РБ должны отказаться от своих долей в компании-подрядчике, и ее гендиректором не должно быть должностное лицо религиозной организации. Муфтият не торопился удовлетворять условия. Летом 2016 года благотворительный фонд обратился в суд с требованием взыскать с ДУМ РБ около 60 млн рублей, потраченные «нецелевым образом».

Рустэм Хамитов в преддверии думских выборов сказал, что приложит «максимум усилий, чтобы мечеть была достроена». Муртаза Рахимов через сайт фонда попросил своего преемника вмешаться и вместе достроить мечеть, в которую уже было вложено 1,5 млрд рублей. Глава же республики ответил, что вмешиваться в ситуацию не станет, поскольку «возможности фонда «Урал» решить проблемы не исчерпаны».

Стройка снова застопорилась. На данный момент муфтият проигрывает один суд за другим.

Шаткое место

Скандал, как и этапы строительства, активно освещался в местных СМИ, особенно его смаковали в аффилированном с Рахимовым сайте «ПроУфу». Параллельно в издании стали обозначаться и версии о предстоящей отставке Нурмухамета Нигматуллина.

Первые тревожные звоночки председателю ДУМ РБ поступили летом 2015 года. Тогда Башкирию посетил суфийский шейх Мехмет Адиль аль-Хаккани из Северного Кипра, у которого в регионе оказалось немало последователей. По приглашению местного имам-мухтасиба Исмагила Мухамедьянова зарубежный гость наведался в мечеть «Жамиг» Белорецкого района. Там случилась потасовка между верующими, в которой одни выступали в защиту «башкирского муфтия», «традиционного ислама» и прогоняли шейха, другие же защищали своего наставника от «ваххабитов», как они назвали своих оппонентов. На следующий день Мухамедьянов написал письма в различные инстанции, в том числе в адрес президента Путина. В своих обращениях имам обвинил руководство ДУМ РБ и Пяткова в проваххабитской политике. Нигматуллин в ответ снял мятежного имама с поста мухтасиба. Впоследствии они публично помирились, и вместо Исмагила хазрата имам-мухтасибом Белорецкого района назначили его брата — Мавлета Мухамедьянова. Произошедший конфликт, по словам некоторых мулл, пошатнул авторитет Нигматуллина. И некоторые имам-мухтасибы даже задумались о переходе под крыло Талгата Таджуддина — в ЦДУМ России, у которого приходов в Башкирии меньше.

Пикантности добавляет такой факт, что на официальном сайте ДУМ РБ новости о Нигматуллине встречаются значительно реже, чем о его заместителях. Особенно много известий о первом зампреде Айнуре Арсланове, что, на первый взгляд, может показаться весьма странным. Ларчик просто открывался: ведение сайта в муфтияте поручено молодежному отделу, возглавляет который Тимур Валитов — давний друг Арсланова. К слову, новостей с упоминанием Валитова на ресурсе тоже немало.

Такое попустительство со стороны председателя организации источник «Реального времени» объясняет тем, что Нурмухамет хазрат был удобным для всех человеком уже четверть века: именно в 1992 году он возглавил созданное Духовное управление. Он никогда не конфликтует с властями, кто бы республикой ни руководил; поддерживает правоохранительные органы и все их действия в отношении антиэкстремистской политики; соглашается со словами и поступками своего московского шефа — главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, а конкуренция с ЦДУМ перешла из открытой фазы в закрытую. И главное — он практически не вмешивается в дела приходов, за исключением случая в Белорецке.

Кадровая дилемма

Многие в республике уже почти всерьез видят Арсланова в качестве будущего муфтия. И, по словам нашего собеседника, на это место его активно готовит Пятков. Однако помимо председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям сферу религии в республике курирует и Максим Михайлов, заместитель руководителя администрации главы РБ по внутренней политике. Какие у этого чиновника предпочтения, остается неясным.

Ближайшим соперником Арсланова может оказаться другой первый зампред — Аюп Бибарсов. Имя последнего уже запятнано в связи с описанным выше конфликтом вокруг мечети-долгостроя. О возможных претендентах на кресло главы ДУМ РБ «Реальное время» сообщало год назад. За год ситуация не сильно изменилась.

Хотя в соцсетях и на разных сайтах обозначаются порой и фантастические версии по поводу претендентов. Например, на одном из ресурсов была опровергнута информация (под названием Fake news), которую никто ранее не озвучивал, о том, что муфтият якобы возглавит депутат Госсобрания-Курултая РБ, бизнесмен Рамиль Бигнов. Он во время правления Рахимова «успешно противостоял» бабаю, и теперь, дескать, поможет отбиться от судебных претензий фонда «Урал».

До отчетно-выборного съезда ДУМ РБ, на котором изберут муфтия республики, остался год. Эксперты уверены, что Нурмухамету Нигматуллину дадут досидеть этот срок. По мнению политолога Ростислава Мурзагулова, который работал в администрации президента Рахимова, нынешний муфтий «пойдет на все сроки, которые он теоретически сумеет охватить своим присутствием».

— Когда я в свое время курировал религию в республиканском правительстве, мы уже тогда были озабочены этой ситуацией: чем, условно говоря, менее авторитетна общепринятая официальная религия, тем более авторитетны и влияют на молодежь, на население те самые культы, которых мы боимся и справедливо, — отметил он в интервью «Реальному времени». — Просто зная ситуацию, я могу сказать, что мусульмане думали о том, чтобы найти нормальных руководителей, но нормальные руководители туда не хотели идти, потому что там ворох проблем, сложности с финансированием. Поэтому я не знаю, где сейчас мусульмане найдут себе других руководителей.

На руку Нигматуллину играет и еще не остывший конфликт Рустэма Хамитова с мэром Иреком Ялаловым. В нынешней ситуации серьезные кадровые изменения в республике, к тому же внеплановые, не прибавят политических очков главе региона. Вероятно, он попытается приложить максимум усилий, чтобы действующий муфтий продержался в своем кресле хотя бы до конца срока.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров