Новости раздела

Как Рогозин заложил «Град» и призвал начать производство корабельных двигателей в Татарстане

В Зеленодольске официально начали постройку десятого «Буяна» и получили благодарность за помощь крымскому заводу «Залив» в Керчи

«Крымскую тему», которую так не любят афишировать в ОПК, неожиданно поднял вице-премьер Дмитрий Рогозин во время пребывания на Зеленодольском заводе им. Горького. Главный куратор оборонки благодарил зеленодольцев за помощь судостроительному заводу «Залив» в Керчи. Татарстанский опыт, заметил Рогозин, власти намерены использовать при спасении «утопающего» «Севастопольского судоремонтного завода». Кроме того, вице-премьер призвал начать производство российских двигателей для кораблей. На закладке побывал и корреспондент «Реального времени».

Черноморский флот ждет малые ракетные корабли

Официальным поводом для приезда российского заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина на ОАО «Зеленодольский завод им А.Горького» явилась закладка десятого по счету малого ракетного корабля (МРК) проекта 21631 «Буян», предназначенного для ВМФ России. Открывая торжественную церемонию, Дмитрий Рогозин заявил, что строительство малого ракетного корабля «Град» стало важным событием в выполнении государственной программы вооружений до 2020 года, так как малые ракетные корабли выбраны ВМФ России для защиты государственных границ.

Для зеленодольских корабелов его постройка действительно имеет принципиальное значение. Еще год назад судьба этого проекта висела на волоске. Тогда казалось, что строительство МРК малого водоизмещения (до 1 000 тонн), предназначенного для мелководных морей и больших рек (условно — класс «река-море»), может быть закрыто, поскольку ВМФ России искал альтернативу в мощных кораблях. К тому моменту на стапелях завода уже были построены пять кораблей данного проекта — головной «Град Свияжск» и серийные «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов». И эта серия «Буянов» могла прекратиться.

Однако переломным моментом в пользу сохранения «малышей» стало подписание в августе этого года контракта с Минобороны России на строительство трех МРК на «Зеленодольском заводе им. А. Горького», что позволит продлить серию еще на несколько лет. «Всего их будет построено 12, — уточнили в пресс-службе предприятия. — В настоящее время по прежним контрактам ВМФ строятся четыре корабля. Они находятся в разной степени готовности».

Сдача десятого МРК запланирована на конец 2017 года, и завод продолжит строительство «Буянов» для ВМФ России. Как сообщил журналистам Дмитрий Рогозин, сохраняется потребность в насыщении кораблями этого класса Черноморского флота.

Интересно, что с закладкой десятого корабля главнокомандующий Военно-морским флотом России прервал традицию называть МРК в честь малых городов страны. Если предыдущие четыре корабля встанут в строй под н

аименованиями «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», то теперь новые корабли будут отражать силу стихии. Впрочем, представители ВМФ РФ предпочли не комментировать смену корабельных имен.

«Сколько угодно можно трещать по поводу солидарности с Крымом, но оторвать от себя заказ — дорогого стоит»

Продолжение строительства малых ракетных кораблей побудило Дмитрия Рогозина заговорить о возрождении судостроения в Крыму. Выступая перед зеленодольскими корабелами, он заявил, что их завод стал первым, кто протянул руку помощи крымчанам. По его словам, к тому моменту отрасль находилась в полной разрухе. «Как будто «мессершмитты» пролетали над заводами», — сравнил он.

«Три года назад, когда Крым вошел в состав России, и встала задача по подъему судостроительной промышленности. Именно Татарстан помог восстановиться заводу «Залив» в Керчи. Можно сказать, между Зеленодольском и Керчью родовая связь, — сказал вице-премьер, добавив, что за последние три года завод полностью встал на ноги и продолжает работать по переданным им заказам. — Сколько угодно можно трещать по поводу солидарности с Крымом, но оторвать от себя заказ и передать его крымчанам, как это сделали зеленодольцы, дорогого стоит».

Напомним, три года назад упорно ходили слухи, что «Ак Барс Холдинг», совладелец Зеленодольского завода им. Горького, приобрел керченский судостроительный завод «Залив». Позже «Залив» стали называть частью инвестпроекта зеленодольского завода. По данным РБК, на реконструкцию предприятия планировалось пустить порядка 4,6 млрд рублей. Теперь, по всей видимости, сделка закрыта полностью. Однако официального подтверждения владения татарстанских предприятий крымским заводом нет. Согласно данным из ЕГРЮЛ, керченское предприятие принадлежит частным лицам.

Впрочем, не только татарстанские судостроительные компании пришли в Крым. По словам Дмитрия Рогозина, тогда же правительство России обратилось и к санкт-петербургскому заводу «Пелла» для спасения судостроительного предприятия «Море» в Феодосии. Кстати, в прошлом году здесь был также заложен малый ракетный корабль нового поколения. И ему присвоено наименование «Шторм».

«Сейчас еще одна задача, — поделился планами Дмитрий Рогозин в беседе с журналистами. — Севастопольский судоремонтный завод. Они развиваются медленнее, чем в Феодосии и Керчи. И здесь, и в Москве, и в Санкт-Петербурге мы решаем, как будет развиваться этот завод. И здесь будем использовать опыт Зеленодольского завода», — заверил он, добавив, что ОПК России первой пришла на помощь Крыму с живыми деньгами, заказами и перспективами.

Татарстану прописали корабельное машиностроение

Дмитрия Рогозина обрадовало в Татарстане то, что завод начал налаживать у себя производство судового оборудования. «Часто бывает, что корпус делаем сами, а все остальное (техническую начинку) импортируем из какой-нибудь Финляндии, Германии и других стран. Через такого рода давление они могут оказывать на нас воздействие с тем, чтобы мы останавливали наши проекты. Поэтому нам важно развитие этого направления на Зеленодольском заводе», — объяснил он.

При этом Рогозин выразил надежду, что республика откликнется и на идею развития силовых агрегатов для судов: «Сегодня такое производство уже есть в Петербурге на заводе «Звезда». И мы хотели бы, чтобы Татарстан задумался на эту тему. И если такое желание появится, то мы будем поддерживать. Сегодня дизельное оборудование производится на КАМАЗе, и надо подумать над тем, чтобы корабельное судостроение стало визитной карточкой РТ. Вот об этом мы и говорим с правительством Татарстана», — заключил Рогозин.

Луиза Игнатьева, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров