Новости раздела

Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита

«Письмо 82-х»: как татарская интеллигенции в 1927 году посчитала унизительным «переучивать целый народ, переходить от арабской письменности к новому алфавиту»

Решение Казахстана перейти на латинскую графику вызвало достаточно много откликов в российской федеральной прессе. Высказался по этой тематике на страницах «Реального времени» и бывший пресс-секретарь правительства Казахстана Амиржан Косанов. Зубаржат Гарипова, кандидат исторических наук, подготовила для нашей газеты исторический очерк о том, как внедрялся латинский шрифт в 20-е годы ХХ века. Оказалось, что тогда казахи, как и татары, выступали против латинизации языка.

Когда начался спор о латинице

Сложившаяся в настоящее время ситуация вокруг вопросов латинизации тюркских алфавитов свидетельствует, что история алфавитов в России не изучена.

Движение за создание взамен кириллицы латинизированной русской графики началось еще в XVII веке и, по-видимому, пришло в петровскую Россию с запада. Переход на гражданский алфавит при Петре I был связан с западной ориентацией русского торгового капитала и тем периодом разложения феодализма, который переживало русское общество в ту эпоху.

Но более активную инициативу в замене арабского алфавита латинским проявили турецкая и татарская интеллигенции. Идея замены возникла как одно из проявлений джадидизма, направленное на сближение культуры этих народов с западноевропейской еще в досоветское время.

Зародыши движения за переход на латинскую графику впервые среди татар видны в статьях известного татарского поэта Сагита Рамиева, которые опубликованы в 1911—1912 годах в газете «Идел». А также известны его письма, друзьям, написанные латинским шрифтом еще в 1907—1908 годах. Он же является автором проекта латинского алфавита, приспособленного для татарского языка.

«Латалфавит дает: экономию сил и средств, лучшее графическое изображение всех фонетических особенностей...»

Много конференций и съездов было посвящено после Октябрьской революции вопросам шрифта и орфографии татар в 1919, 1920, 1924 годах. Однако в новых условиях большевистской власти конкретного решения о переходе на латинский алфавит не принимали. Более того, работали над усовершенствованием арабского шрифта. В процессе последующей реформы, проведенной в 1920 году, из татарского алфавита был устранен ряд ненужных согласных букв и добавлены шесть гласных и один знак, указывающий на мягкость или твердость звука.

Следующий этап начала «латинского движения» — это 1920-й год, когда о необходимости перехода на латинский алфавит был поднят вопрос на конференции татаро-башкирских журналистов, состоявшейся в Казани.

Форсированным темпом в вопросе замены алфавита латинским работало «Общество нового тюркского алфавита» в Азербайджане, организованное еще в 1922 году. В том же году начинает издаваться на латинском алфавите еженедельная газета «Ени юл» («Новый путь»). В 1923 году с 20 октября за подписью Агамалы оглы — председателя Всесоюзного комитета нового тюркского алфавита — латинский алфавит был введен на равных правах с арабским. А декретом от 27 июня 1924 года утвержден обязательным и единственным алфавитом для всех учреждений. В том же году учебники печатались на латинском алфавите.

И среди других тюркоязычных народов СССР во втором десятилетии века усилилось движение в пользу введения латинского алфавита. В 1925 г. в книге «Жизнь национальностей» Назир Тюрякулов — киргиз по национальности (затем избран членом Президиума Всесоюзного центрального комитета нового тюркотатарского алфавита) писал: «Латалфавит дает: экономию сил и средств, лучшее графическое изображение всех фонетических особенностей тюркских наречий, а в общественно-политическом отношении это означает собою выражение той тяги национальностей на Запад, которая наблюдается после октября 1917 года повсеместно на всех окраинах бывшей Российской империи...».

«Не было поддержки со стороны правительства и комиссариата народного образования Казахстана»

Однако латинизация в тюркских республиках проходила неоднозначно. Были голоса за и против. Многие считали латинизацию «новым видом колонизаторской тенденции». Сопротивление новому алфавиту было в особенности сильно там, где процент грамотных был сравнительно велик. Сложно проходила латинизация в Казахстане, хотя вопрос о переходе на яналиф поднимался еще в конце 1922 года. Дискутировался этот вопрос на I съезде казахской интеллигенции, состоявшемся в июне 1924 года. Не находил он поддержки со стороны правительства и комиссариата народного образования Казахстана. Арабисты обвиняли сторонников яналифа в «миссионерстве». Последние создали в 1926 году «Добровольное общество нового алфавита».

После проведения дискуссии в городах Кызыл Урда, Ташкент, Кызыл Яр при Совете народных комиссаров Казахстана был организован центральный комитет яналифа, в округах также были созданы его ячейки. Это привело к ускоренным темпам латинизации. Тем не менее представитель Казахстана на II Пленуме Всесоюзного центрального комитета новотюркского алфавита отставание объяснял огромностью территории, слабой налаженностью путей сообщения.

Мало грамотных

Власти Узбекистана, объясняя трудности латинизации, ссылались на отсутствие шрифтов и ориентировались на осуществление плана перехода в течение трех лет: в 1928/29 учебном году — в городских школах I ступени, а в кишлаках — в 1929/30 учебном году.

В Туркменистане латинский алфавит был введен в короткие сроки. Автор статьи «Теркмэнистанда латин язуы» («Латинская письменность в Туркменистане») Айтаков объяснял это малочисленностью грамотных среди местных народов и малочисленностью противников латыни среди интеллигенции. Процесс латинизации начался там в 1927 году. В Ашхабаде на годичных курсах обучались представители районных отделов народного образования, сельские учителя и работники дошкольного воспитания.

В Киргизстане также открываются курсы в 1926—1927 гг. В 1927/28 учебном году во всех его школах вводится яналиф, начали издаваться учебники и выходили на латыни две газеты и один журнал.

В 1925 году в Абхазии принят новый алфавит, составленный профессором Н. Марром на основе латиницы.

Башкортостан первый

Что касается алфавита крымских татар, то сами их представители процесс его реформирования делили на три этапа. Первый этап этого движения относится ко второй половине XIX века, он начат Гаспринским. На втором этапе происходит его усовершенствование. До Тюркологического конгресса сторонники латинизации алфавита не получили большинства, хотя комитет «Яналифа» был организован в 1924 году во время посещения Крыма азербайджанским лидером латинизации Агамалы оглы. В 1927 году собирается Всекрымская конференция по этой проблеме, после которой началась подготовка учителей и наборщиков типографий через краткосрочные курсы и обеспечение школ учебниками. Это время и получило известность как третий этап введения латинского алфавита.

Правительство Башкортостана своим декретом от 7 мая признало яналиф государственным алфавитом, который с 1928/1929 учебного года начал вводиться во всех татарских и башкирских школах и ликпунктах.

Такие конкретные меры, принявшие официальный, государственный характер, наблюдаются после I Тюркологического съезда, состоявшегося в 1926 году в Баку. А до этого проходили дискуссии, обсуждения по проблемам перехода на латинизированньй алфавит. Так, в 1924 году на съезде татаро-башкирских работников народного образования в Москве вновь была поднята проблема латинского алфавита. В решении съезда значится: «Переход на яналиф — дело нужное, сближает народы. Однако пока целесообразнее будет ограничиться реформированием арабского шрифта, а для математических формул немедленно использовать латинские буквы».

«Латин дусты»

В том же 1924 году в газетах «Кызыл Татарстан» и «Красная Татария» начинается обмен мнениями. На темы латинизации опубликовали свои статьи Шамиль Усманов, Шакир Измайлов, Фуад Саллави, Гарапша Бикчантаев. Так, Г. Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения».

16 ноября 1924 года в Коммунистическом клубе Казани организуется дискуссия. С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» («Друзей латинизации»). Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта. Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Здесь же произведены выборы бюро общества, куда вошли Шамиль Усманов, Шакир Измайлов, Уразан Виль, Г. Бикчантаев, Галеев, З. Гали, Утюков и кандидатами Фуад Саллави, Агаляутдинов, Рафиков.

В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества. Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте. Это требует больших средств».

Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые. «Латинисты», как их тогда называли, обвиняли своих оппонентов в реакционности и пособничестве духовенству, а те «латинистов» — в миссионерстве, что свидетельствует о довольно острой борьбе вокруг яналифа.

Как завещал Ататюрк

Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против. Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году.

Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит.

Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт».

Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Г. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н. Хаким, Г. Сагъди и С. Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. С. Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита (латинского) над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа».

«На съезде на нас смотрели как на защитников ислама и к нам было резкое отношение»

По приезде из Баку Г. Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК. В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное. На нас смотрят как на разрушителей. Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого. Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта. Переход же на латынь у нас будет очень продолжительным и пока невозможным...». После Г. Ибрагимова были выступления еще других участников съезда.

Вот мнение С. Атнагулова: «На съезде на нас смотрели как на защитников ислама и к нам было резкое отношение. В Казани существует тенденция создать общество по пропаганде латинизации, нужно определить нашу линию в этом отношении». Член секретариата ОК партии Дивеев отметил: «Надо, по-моему, постепенно стараться переходить к латинизации». Ответственный секретарь Обкома партии М.М. Хатаевич (работавший в 1925—1928 гг.) сказал: «Секретариат ОК считает, что в условиях Татарстана сейчас невозможно переходить к латинизации — это вполне правильно. Через некоторое время может быть нам и придется приступить к этому… Поведение делегации надо одобрить. Препятствовать созданию обществ мы не сможем и не должны, но нельзя их считать проводниками нашей официальной линии...». Член секретариата Татобкома партии З. Гимранов выразил свой взгляд в следующей форме: «Каждый член партии должен понять, что переход к латинскому алфавиту — это шаг вперед, но у нас этого проводить пока невозможно. В такой обстановке, как в Азербайджане, т. е. форсировать и декретировать переход к латинизации, мы сейчас не можем». Однозначно отрицательное отношение к латинизации видно из выступления Танеева: «Исходя из наших возможностей, мы должны иметь твердую линию, которая должна заключить в невозможности латинизации. Не возражать принципиально — значит принять предложение о латинизации, а это невозможно и не соответствует нашим условиям». (Все выступления приведены в протокольной записи, — прим. ред.).

Вскоре после съезда, точнее — 8 апреля 1926 года, на VI съезде Советов Татарской АССР организуется общество «Яналиф». Его председателем избран Ф. Сайфи-Казанлы. Цель общества заключалась в распространении нового татарского алфавита среди широких рабоче-крестьянских масс. Обществом «Яналиф» был затем составлен проект нового алфавита и орфографии.

В марте 1927 года состоялась 1-я конференция общества «Яналиф». После этой конференции, 3 мая 1927 года, вышло постановление Татобкома партии, где указывалось на целесообразность и неизбежность для республики перехода на латинский алфавит. Далее перечисляются в нем конкретные предложения: «…всем канткомам и райкомам, фракции Совнаркома и ЦИКа республики, партийцам, работающим в органах печати и Наркомпросе усилить свое внимание и содействие обществу «Яналиф». Наркомпросу Татарии в будущем 1927/28 учебном году включить в программу техникумов и школ II ступени преподавание латинского алфавита и издать для этого необходимые учебные пособия». Был и ряд других указаний.

Активизацию деятельности Татарского областного комитета партии по отношению к переводу татарской письменности на яналиф можно объяснить многими причинами. В частности, сыграло свою роль и постановление ЦК ВКП(б) о создании Всесоюзного комитета по латинизации арабской письменности и участия в нем Татарской республики, которое было спущено сверху и обсуждалось на заседании бюро Татобкома. В результате было принято решение выделить представителя и ускорить постановку на бюро обкома вопроса о порядке мероприятии, «связанных с переходом к латинскому шрифту».

Такое формирование вынудило группу интеллигенции обратиться к III Пленуму Татарского обкома партии с письмом, которое подписали 82 человека, и оно известно в истории как «заявление 82-х». В заявлении указано, что унизительным является заставлять переучиваться целый народ, переходить от арабской письменности к новому алфавиту. В письме одним из основных моментов являлось указание на то, что переход на яналиф повлечет потерю культурных ценностей, которые накопились у татарского народа в течение многих столетий. Ознакомившись с заявлением группы татарской интеллигенции, бюро областного комитета партии наметило следующую линию по отношению к этой группе: «Беспощадный отпор всяким попыткам со стороны враждебно настроенной к Советской власти и, по существу, контрреволюционной интеллигенции помешать делу укрепления и упрочения пролетарской диктатуры».

Отозвали свои подписи...

Вскоре 14 человек из 82 сняли свои подписи. Газета «Красная Татария» опубликовала их заявления 23 декабря 1928 года под заголовком «Ряд татарских работников снимает свои подписи под «Заявлением 82-х».

3 июля 1927 года Совет народных комиссаров ТАССР специальным постановлением объявил латинский алфавит официальным алфавитом татарского языка. С этого года средние и высшие учебные заведения должны были перейти на обучение на основе латинской графики, а с 1928 учебного года — все школы. В четвертом номере журнала «Яналиф» за 1927 год опубликован новый татарский алфавит («Яца татар элифбасы»).

Огромную работу развернул областной комитет партии. Многие заседания бюро обкома партии были посвящены специально яналифу. Вот некоторые пункты одного из его многочисленных постановлений по подготовке к переходу на новый алфавит:

  • п.З. Установить, что основная работа общества «Яналиф» должна проводиться в пределах Татарской республики с тем, чтобы ячейки общества «Яналиф», имеющиеся за пределами Татарской республики (на Урале, в Донбассе, Башкирии), входили в общество членами и имели с ними связь.
  • п.6. Предложить Наркомпросу ввести при ликбезпунктах, наравне с арабским шрифтом, преподавание и нового татарского алфавита. При составлении сметы Наркомпроса предложить Наркомфину и Наркомпросу учесть эти директивы.
  • п.8. Считать необходимым дальнейшее изучение в учреждениях татарского языка работниками нетатарами производить по новому алфавиту, что же касается изучения нового алфавита служащими-татарами, то партийные ячейки и ячейки общества «Яналиф» должны развернуть для этого широкую работу за добросовестное изучение алфавита.

    Считать возможным введение надписей по новому алфавиту, наряду с шрифтом арабским и русским, на всех вывесках, штампах, а также печатях при их замене, не затрачивая для этого специальных средств.
  • п.11. Предложить агитационно-пропагандистскому отделу областного комитета и партчасти правления Татиздата при составлении плана издательства на 1928—1929 годы включить издание учебников и остальной литературы на татарском языке, согласовать с планом Наркомпроса по введению нового алфавита в школах.
  • п. 13. Местопребывание Центрального Комитета нового тюркского алфавита (ЦК НТА) считать необходимым установить в Москве.

Однако дело яналифа шло не совсем гладко. Об этом свидетельствуют документы как Национального архива Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан, так и опубликованные источники. Так, в отчете общества «Яналиф» на 15 февраля 1928 года указывается, что латинское движение в деревнях не получило большой поддержки. Объясняется это «ролью муллы» в деревне, «связанностью старого алфавита с религией». Сравнительно большой процент грамотности среди населения по старому алфавиту (40 с лишним процентов) не позволяет немедленно приступить к перестраиванию работ культурных учреждений Татарской республики. При экономически оскуделом сельскохозяйственном положении трудно было добиться специальных ассигнований.

Месячники по «ликвидации неграмотности на яналифе»

Какие меры принимались по линии государственных и других органов? Правительством республики было принято постановление о введении нового алфавита во всех школах. Организован Центральный комитет (затем переименован в Государственный комитет) нового татарского алфавита при ЦИК Татарстана. В 1927/28 учебном году Наркомпросом был введен новый алфавит во всех школах II ступени, техникумах и на вечерних курсах. Проведены курсы для учителей, для студентов Восточного педагогического института. Были приняты меры к обучению яналифу наборщиков типографий. Велся учет процентного соотношения зарегистрированных членов ячеек общества «Яналиф».

Со стороны обкома партии были приняты меры по ускорению темпа введения яналифа. Так, постановлением бюро Татобкома от 29 января 1928 года были намечены конкретные сроки, а именно 2 года, для перевода периодической литературы на яналиф, установлены сроки проведения месячников по «ликвидации неграмотности на яналифе», массовой проверке знаний яналифа работников советского и хозяйственного аппарата. Одновременно было предложено Государственному комитету нового татарского алфавита и Центральному комитету по реализации татарского языка разработать практические мероприятия по полному переходу к яналифу внутреннего делопроизводства, межведомственного сношения не позднее 1 мая 1929 года. А также были одобрены разработанные Наркомпросом планы по переобучению трудящихся татар со старого алфавита на «Яналиф» в течение двух лет. Редакции газет должны были систематически вести освещение этой работы в печати, обратив особое внимание на выявление недостатков и случаев бюрократического подхода к вопросам кампании в центре и особенно на местах. Для руководства проведением двухмесячника намечалась организация при Татцике общественного комитета в составе представителей обкома партии, Татпрофсовета, Наркомпроса, Комитета «Яналиф» и не менее 30 представителей беспартийной татарской интеллигенции.

Результаты намеченных мер вновь были заслушаны на заседании бюро обкома 9 ноября 1928 года с указанием конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров ТАССР своим постановлением от 14 ноября 1928 года обязали все государственные, кооперативные и общественные учреждения и предприятия беспрепятственно принимать с 1 февраля 1929 года подаваемые им документы, написанные на яналифе. Служащие, владеющие татарским языком, обязаны были изучить новый алфавит «Яналиф» к этому же сроку. Лица, не изучившие яналиф к установленному сроку, могли быть заменены лицами, знающими татарский язык и яналиф в порядке п.«в» ст.47 Кодекса законов о труде. Последние имели преимущество при поступлении на службу на основе этого постановления.

Многие проблемы латинизации получили свое решение после III пленума Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита (ВЦК НТА), состоявшегося в Казани в декабре 1928 года. Председатель ВЦК НТА Агамалы оглы на открытии III пленума сказал: «…Здесь новый алфавит встретил наиболее сильное сопротивление, это легко объясняется прошлым состоянием Татарстана. Татреспублика в прошлом наиболее сильно пострадала от русского самодержавия...».

В пленуме участвовали сами первые лица союзных и автономных республик, а именно: председатель Закавказского ЦИКа и председатель ВЦК НТА Агамалы оглы, секретарь Совета национальностей СССР и зам. председателя ВЦК НТА Кульбешеров, председатель Дагестанского Совета народных комиссаров Коркмасов, председатель ЦИКа Узбекской республики Ахун-Бабаев, председатель НТА РСФСР Динмухамедов, а также Казахстан, Туркмения, Ойратия, Чечня, Якутия и другие иногородние делегаты в количестве 40 человек.

На новый алфавит дали от года до двух лет

Задачей пленума являлось усиление темпа перехода на яналиф, что прозвучало как в выступлениях председателя Комитета Агамалы оглы, так и секретаря Татарского обкома партии М. Разумова. Кроме него от татарстанцев выступили И. Исаев, Ш. Усманов, Н. Рагс, М. Курбангалеев, М. Ахметшин, З. Гимранов, И. Рахматуллин и др. В их речах принципиальных возражений не было. Все в основном соглашались со сложившейся ситуацией по этому вопросу.

Много аргументов в пользу латинизации приводилось и в выступлении секретаря Татарского ОК ВКП(б) М.О. Разумова: «…Движение за новый тюркский алфавит не есть движение отдельных национальных республик Советского Союза, это движение охватывает огромное население Востока. В Турции чрезвычайно быстро протекает эта работа и нам кажется странным, когда отдельные товарищи из числа беспартийной интеллигенции говорят, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Бесспорно, что в Турции процент грамотного населения меньше, чем в Татарской республике, но бесспорно и то, что Турция имеет громадное количество культурных ценностей, накопленных в течение многих столетий… Темп развития яналифа в Советском Союзе должен быть быстрым, чтобы мы являлись центром для восточных народов, живущих за пределами Советского Союза. Довод их опровергается примером Германии, которая недавно провела работу по латинизации своей письменности. Кто не знает того, что Германия была и осталась одной из самых культурных стран мира?».

В заключительный день работы съезда Агамалы оглы дал краткий обзор методики и процесса латинизации в республиках.

Различные формы подхода были связаны с местными условиями. В Казани и Баку образовались сначала добровольные общества «Друзей нового алфавита», затем над ними правительственные комитеты. В других республиках комитеты при ЦИК образовались сразу со своими ячейками в кантонах, уездах и округах. И, однако, повсюду говорилось о параллельном введении нового и старого алфавитов. В одних республиках внедрение в школах нового алфавита шло с первых групп I ступени, охватывая все классы (Азербайджан), а в других алфавит преподавался как дополнительный урок (Башкирия), как бы делая пробы.

В одних местах периодические издания возникли сразу, развивались параллельно с обучением на старом алфавите (Азербайджан, Казань, Крым, Узбекистан, Северо-Кавказский край, Дагестан), а в других — на страницах существующих на старом алфавите газет кусочками печатались материалы и на новом алфавите, причем размеры этих кусочков последовательно увеличивались. Обобщая свое выступление, Агамалы оглы предложил поставить дело на рельсы ускорения и установить для всех один метод — повсеместно дать один срок введения, в который все газеты и издательства полностью и целиком переходят на новый алфавит. Республики: Крымская, Северного Кавказа, Татарстан, Узбекистан должны были закончить в течение одного года. Остальные — в течение двух лет. Необходимо ускорить темп перевода средств, затрачиваемых сейчас на старый алфавит, на новый алфавит. Так будет создана материальная база, заключил свой доклад Агамали оглы.

О том, что трудно установить сроки, говорили многие представители республик. Аргументы их сводились к тому, что установление сроков явилось бы принуждением для отдельных республик. «Но большинство выступавших настаивало на необходимости определить сроки», — писала газета «Красная Татария». Ошибочным было объявлено и параллельное изучение двух алфавитов среди взрослых. В итоге пленум для всех республик определил срок перехода на новый алфавит от одного до двух лет.

Продолжение следует

Зубаржат Гарипова, кандидат исторических наук, использованы документы с сайта archive.gov.tatarstan.ru

Новости партнеров