Новости раздела

Ищи полис в поле: почему в Татарстане сокращается рынок страхования урожая

Эксперты предсказывают дальнейшее снижение объемов агрострахования

Ищи полис в поле: почему в Татарстане сокращается рынок страхования урожая
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

244 тысячи га — такова площадь посевов, которую республика должна будет застраховать в этом году в соответствии с условиями соглашения между федеральным и республиканским Минсельхозом. Казалось бы, мелочь — в республике почти 3,2 млн га пахотных земель. Однако учитывая тенденцию к снижению застрахованных площадей, наблюдаемую в последние 5 лет, есть вероятность, что республика с поставленной задачей не справится. Если это произойдет, региону придется заплатить в пользу федерального бюджета существенный штраф. Подробнее в материале «Реального времени».

Много или мало?

По данным Национального союза агростраховщиков, контрольный показатель в 244 тысячи га, является, скорее, заниженным.

— По нашим данным, в РТ на условиях господдержки в прошлом году было застраховано 377,9 тысячи га, — рассказал «Реальному времени» президент НСА Корней Биждов. — При этом в планах страховых организаций на 2017 год (эти данные они озвучивали в конце третьего квартала прошлого года) было охватить страховой защитой в общей сложности 489 тысяч га. По оценке НСА, снижение связно прежде всего с переходом к «единой субсидии».

Однако количество застрахованных площадей в республике неизменно снижается еще с 2012 года: если 5 лет назад под страховой защитой находилось 45% посевов, то в прошлом году этот показатель едва перевалил за 13%. И это несмотря на то, что в регионе начиная с 2009 года царит засуха, пик которой пришелся на 2010-й — тогда даже самые успешные хозяйства смогли собрать всего по 4 центнера зерна с гектара.

В регионе начиная с 2009 года царит засуха, пик которой пришелся на 2010-й — тогда даже самые успешные хозяйства смогли собрать всего по 4 центнера зерна с гектара. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Среднее критическое

В Министерстве сельского хозяйства РТ уверяют, что данная динамика во многом обусловлена действующей методикой расчета страховых выплат (утверждается российским Минсельхозом на основании средней урожайности за последние 5 лет). Поясним: право на возмещение ущерба аграрий получает при потере 20% урожая (данная планка идет в сторону уменьшения — в прежние годы критический порог недобора составлял сначала 30%, потом 25%).

— Если аграрий понимает, что при нормальном сложении погодных условий он получит 20—25 центнеров с га, то расчетная урожайность (исходя из средней за последние 5 лет) составит 15 центнеров с га, — поясняет замначальника отдела развития отраслей земледелия министерства Ирек Садыков. — То есть страховая выплата положена производителю при урожае 12 центнеров с га. Если исходить из реальной, а не расчетной, «среднеарифметической» урожайности, для получения страхового покрытия он должен потерять более половины урожая.

Стоит отметить, что недавно Национальный союз агростраховщиков выступил с инициативой заменить действующий минимум гибели урожая в 20% «вилкой» в 5—50%.

— 20% — это установленный законом о господдержке агрострахования №260-ФЗ порог снижения урожайности от запланированного (среднепятилетнего) уровня, при достижении которого страховая компания начинает урегулирование убытка и совершает выплату, если случай признается страховым, — поясняет Биждов. — Его предлагается отменить, так как наличие такого порога вызывало многочисленные нарекания аграриев. Также закон разрешает применять так называемую безусловную франшизу — долю в риске на собственном удержании агрария. Эта доля, согласно закону №260-ФЗ, сегодня может составлять от 0% до 30% от страховой суммы. При наступлении убытка доля, соответствующая франшизе, вычитается из страховой выплаты. Заключать договор с франшизой аграрию выгоднее в том случае, если он стремится сократить расходы на страхование, но при этом готов взять на себя часть потерь. Предлагается расширить рамки разрешенных франшиз до 50%. В таком случае аграрий будет сам определять при заключении договора, с каким порогом ему страховаться или без него, — говорит Корней Биждов.

Камияр Байтемиров: «Поскольку в республике нет сети метеостанций, дающей четкую картину погодных условий в любой момент в любой точке, зачастую оказывается невозможным доказать факт, к примеру, града». Фото Романа Хасаева

Еще одна причина сокращения застрахованных посевных площадей — отсутствие оборотных ресурсов у предприятий АПК. Это при том, что в 2012 году вступил в силу закон, дающий право аграриям платить только половину страховой премии — остальное за счет средств госсубсидий страховщикам направляли региональные сельхозведомства.

Наконец, отрицательной динамике всячески способствовала практика получения аграриями страхового возмещения через суд.

— Поскольку в республике нет сети метеостанций, дающей четкую картину погодных условий в любой момент в любой точке, зачастую оказывается невозможным доказать факт, к примеру, града, — поясняет председатель Ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий Камияр Байтемиров. — В итоге — ни урожая, ни страховки.

(Кстати, по информации «Реального времени», сеть метеостанций сегодня создается на территории Краснодарского края, где в последние годы количество застрахованных посевных площадей также неизменно снижалось, а представители местного аграрного бизнеса тоже массово жаловались на «доказательный беспредел» со стороны страховых компаний.)

Полис покидает регионы

В реалистичности достижения показателя, утвержденного отраслевыми ведомствами РТ и РФ, заставляет усомниться и динамика страховых премий и выплат.

Так, в 2012 году сумма начисленных страховых премий, собранных татарстанскими страховщиками, составляла 1,25 млрд рублей, из которых 380 млн рублей — это средства господдержки. По итогам года прошлого суммарная страховая премия чуть-чуть не дотянула до 500 миллионов, при этом сумма субсидий составила 125. Объем же страховых выплат снизился более чем в 10(!) раз: 32 млн рублей в прошлом году против 380 млн рублей в 2012-м.

На этот год в рамках объединенной субсидии (с 2017 года, напомним, 54 федеральных субсидии были объединены в семь) из бюджета будет выделено всего 90 млн рублей (между федеральным и региональным бюджетами средства распределены в пропорции 95/5).

Корней Биждов: «Не имеют страховой защиты 87% площадей, на части из которых потери урожая произойдут гарантированно». Фото naai.ru

Картина характерна не только для Татарстана. По данным Национального союза агростраховщиков, если по итогам 2014 года показатель охвата застрахованных площадей в России достигал почти 18%, то в 2016 году он снизился до 13%.

— Это значит, что не имеют страховой защиты 87% площадей, на части из которых потери урожая произойдут гарантированно, — констатирует президент НСА.

Заметная отрицательная динамика в сегменте сельхострахования стала объектом пристального внимания Счетной палаты РФ — в отчете по итогам проверки, посвященной исполнению законодательства о сельхозстраховании с господдержкой. «…В последние годы эта сфера переживает спад. По большинству показателей максимум был достигнут в 2014 году, когда в страховании участвовало 62 региона. В 2015 году регионов осталось 56, а застрахованные площади сократились примерно в 1,5 раза — с 12,8 до 8,3 млн га. Окончательные итоги 2016 года еще не подведены, но регионов, участвующих в сельхозстраховании с господдержкой, уже осталось только 41». К примеру, в прошлом году от участия в сельхозстраховании с господдержкой отказались Чеченская Республика, Бурятия, Калмыкия, Иркутская и Курганская области.

НСА, в свою очередь, приводит следующие данные: «В 2016 году страхование рисков сельскохозяйственного производства осуществлялось в 77 субъектах РФ, при этом господдержка аграриям при приобретении страховой защиты была оказана только в 54 регионах. В 2015 году страхование с господдержкой осуществлялось в 68 регионах. Сокращение произошло в основном за счет регионов, не занимающих высоких мест в ренкинге основных сельхозпроизводящих регионов РФ. Значительное влияние оказало сокращение субсидирования на федеральном уровне и отказ от его перераспределения по регионам в конце 2016 года».

В страховой компании «Европа» — одном из немногих игроков страхового рынка, занимающихся сельхозстрахованием, «Реальному времени» рассказали, что в этом году от страхования с господдержкой намерен отказаться и Краснодарский край — российский регион номер один по объемам сельхозпроизводства.

— В этом году Кубань недополучит 700 млн рублей в рамках всех направлений господдержки, — поясняет представитель СК «Европа». — Закономерно аграрии считают, что есть более насущные нужды –— например, несвязная погектарная поддержка, поддержка молочного животноводства и т. д. Их условия — либо федеральный бюджет доплачивает эти средства, и тогда регион берет на себя обязательства по сельхозстрахованию, либо вообще вычеркивает эту строку из общей сметы субсидий.

План сельхозстрахования ежегодно утверждался с опозданием около трех месяцев — в октябре вместо июля. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Без иллюзий

Сомнений в том, что количество застрахованных с применением механизма с господдержкой площадей будет сокращаться и дальше, не оставляет и нерасторопность Минсельхоза РФ.

— Соглашения с регионами, определяющие обязательства субъектов в части страхования и министерства в части сумм в рамках госсубсидий, должны были быть подписаны к 1 марта, — говорят в «Европе». — На сегодня (разговор состоялся 10 марта, — прим. ред.) данные соглашения еще не подписаны.

На эту же проблему указывает в уже упомянутом отчете и Счетная палата РФ: «…фактором, который способствовал сокращению масштабов сельхозстрахования с господдержкой, стало систематическое нарушение Минсельхозом России установленных сроков принятия решений и документов по этому вопросу. Так, План сельхозстрахования ежегодно утверждался с опозданием около трех месяцев — в октябре вместо июля. Из-за этого регионы и сельхозпроизводители не могли своевременно планировать свое участие и расходы. Позднее распределение субсидий между регионами в 2015 году привело к тому, что кассовое исполнение расходов на господдержку страхования составило лишь 78%, остальные выделенные на эти цели бюджетные средства остались неосвоенными».

По итогам же 2016 года — и это данные СК «Европа» — федеральный бюджет остался должен регионам порядка 1,2 млрд рублей. Дело в том, что прошлом году правительство РФ отказалось от перераспределения средств господдержки регионов, где агрострахование не развито, в пользу субъектов, где оно востребовано. В частности, в Татарстане, по данным НСА, задолженность по субсидированию по договорам страхования, заключенным в 2016 году, составляет в итоге 134,2 млн рублей по страхованию урожая и 3,1 млн рублей по страхованию животных.

Татьяна Колчина
Справка

По данным Национального союза агростраховащиков, последние 2 года число игроков на рынке агрострахования существенно не меняется. В 2015 году услуги по страхованию с господдержкой в РФ оказывали 23 компании. По итогам 2016 года услуги аграриям по страхованию с господдержкой оказывала 21 страховая компания. В Татарстане, по данным отраслевого портала insur-info, сельхозстрахование с господдержкой осуществляли четыре страховых компании — «Европа», «Талисман», АСКО и «РСХБ-Страхование». Каждый год несколько компаний уходило с рынка и несколько присоединялось к нему. В 2016 году к НСА присоединились новые страховщики. В том числе агрострахованием с господдержкой начала заниматься компания «Сбербанк Страхование».

В 2014-м игроков было заметно больше — 43 компании. Существенное сокращение числа страховщиков, заключавших договоры страхования с господдержкой, в 2014—2015 годах связано прежде всего с ужесточением политики страхового надзора по отношению к неустойчивым компаниям. У страховщиков, не располагавших необходимыми активами и резервами для обеспечения принятых по договорам страхования обязательств, были отозваны лицензии. В значительной степени такое количество неустойчивых агростраховщиков было обусловлено их активностью в области псевдострахования, Кроме того, с рынка агрострахования с господдержкой по собственной инициативе ушли несколько компаний федерального масштаба — «Ингосстрах», «Альянс», которые просто закрыли это направление бизнеса по причине высокой убыточности, накопившейся за предыдущие годы.

В НСА считают, что оценить уровень прибыльности страховых компаний в сегменте страхования с господдержкой на 2016 год не представляется возможным, так как до сих пор не решен вопрос с задолженностью по субсидиям. По отдельным агростраховщикам уровень выплат по страхованию сельхозрисков по итогам 2016 года колеблется от 6% до 137% — все зависит от региона работы, характеристик страхового портфеля и т. д.

Средний страховой тариф на страхование урожая с господдержкой по рынку РФ за данный период изменялся в пределах статистической погрешности в диапазоне от 5% до 5,7%. В 2016 году, по данным НСА, в среднем по РФ он составил 5,6%. В Минсельхозпроде РТ приводят другие данные: в прошлом году средний тариф составлял порядка 9%.

ПромышленностьАгропромЭкономикаФинансы

Новости партнеров