«Это была воля Гейдара Джемаля. Он хотел быть похороненным в предгорьях Тянь-Шаня»

Близкий друг председателя Исламского комитета России рассказал подробности о кончине учителя


«Это была воля Гейдара Джемаля. Он хотел быть похороненным в предгорьях Тянь-Шаня» Фото: vlast.kz

Сегодня на 70-м году жизни скончался известный общественный деятель, политик и председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. Похороны пройдут в Алма-Ате. Корреспондент «Реального времени» связался с находящимся в Казахстане политологом Русланом Айсиным — близким другом, соратником Джемаля. Наш собеседник рассказал о последней воле выдающегося политика, об интеллектуальной элите из «Южинского кружка» и давлении советской власти.

— Руслан, расскажите для начала, что все-таки произошло с Гейдаром Джахидовичем? Из-за чего он скончался?

— Он долгое время болел. Это было связано с онкологией. В Алма-Ату он приехал на лечение и здесь умер.

— И похороны состоятся там же?

— Он скончался в Алма-Ате. Заранее он решил быть похороненным здесь. Такая была его предсмертная воля. Он долгое время болел, активно скрывал свою болезнь, никому не говорил, не показывал. Но земной срок подошел к концу. Только самые близкие знали об этом. С такой болезнью долго не живут, потому старались найти выходы, лечиться.

— Действительно ли он был для вас учителем?

— Да, я был у него учеником, заместителем во многих делах, в том числе и по Исламскому комитету. Долго время находился рядом с ним, прошел с ним долгий путь своего духовного и интеллектуального становления. Это был человек фундаментальный, большой во всех смыслах, знаком качества и паролем для многих людей разных политических и идеологических взглядов, мусульман, христиан. У него была мощная харизма, он притягивал людей. Человеком был очень принципиальным и честным.

— Правда ли, что его «прессовали» при советской власти?

— Да, в советское время он находился в оппозиции к правящему режиму, был участником так называемого интеллектуального андеграунда — «Южинского кружка». Из него вышла настоящая интеллектуальная элита в 60-70 годы. Затем в 1980-х годах он ушел в политику, начал заниматься общественно-политической деятельностью, издательской деятельностью. Он занимался разными вопросами — международной повесткой дня, внутренней повесткой, вел передачи на Первом канале, было у него много проектов. Этот человек был многогранен.

— Когда будут похороны?

— Завтра в 11 часов.

— Планируется какая-нибудь панихида, прощание с Джемалем?

— Будет мусульманский обряд — джаназа-намаз. Будут местные люди, кто-то прилетает. В Москве планируется провести вечер памяти. Все друзья, знакомые, кто не сможет проститься здесь, смогут принять участие в вечере памяти. Поскольку смерть случилась сегодня, то пока организационный момент (по траурному вечеру в Москве, — прим. ред.) еще не прорабатывался.

— Кто-нибудь из России изъявил желание приехать в Казахстан, чтобы попрощаться с мархумом?

— Родственники, близкие друзья. Пока люди едут, трудно сказать…

— Скажем, Максим Шевченко, который очень уважал Джемаля, приедет?

— К сожалению, он не сможет приехать. У него определенные трудности, семейные обстоятельства, хотя очень хотел. Звонят, выражают соболезнования. Например, муфтий Равиль Гайнутдин и другие люди, которые его знают. Здесь чисто техническая проблема: у нас в Казахстане другие номера телефонов, не все могут дозвониться. Кто может — дозванивается, пишет.

— Почему он пожелал, чтобы похоронили в Алма-Ате?

— Эта была его воля, связанная с тем, что он долгие годы в 1980-х провел в горах в Таджикистане. Он очень любил горы и хотел, чтобы его похоронили рядом. Он не хотел связывать себя с местами, которые, на его взгляд, не соответствовали его пониманию. Он будет похоронен в предгорьях Тянь-Шаня.

Автор: Тимур Рахматуллин, Лина Саримова
Справка

Гейдар Джахидович Джемаль (азерб. Heydər Cahid oğlu Camal; 6 ноября 1947, Москва — 5 декабря 2016, Алма-Ата) — российский исламский общественный деятель. Председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации. Принимал участие в Маршах несогласных.



Ссылка на материал: https://realnoevremya.ru/articles/50087/print

© 2015 - 2025 Сетевое издание «Реальное время» Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79627 от 18 декабря 2020 г. (ранее свидетельство Эл № ФС 77-59331 от 18 сентября 2014 г.)