Московский нуар с чистопольским колоритом
Как татарстанец снимает кино в Москве без продюсеров и спонсоров

Максим Лагунов — молодой человек, родом из Чистополя, который благодаря своему короткометражному фильму «Пассажир», снятому в одиночку, был замечен кинолабораторией Александра Сокурова «КЛАС». Сейчас он вместе с группой единомышленников работает над съемками короткометражного триллера с элементами нуар «Харон» о проститутке, попавшей в лодку к перевозчику. Одновременно Максим зарабатывает на фильм и на жизнь работой экономистом в Москве. Корреспондент «Реального времени» пообщался с Максимом о том, как снимать кино без денег и как в Москве живется тем представителям киноиндустрии, кто еще не добрался до Олимпа.
«Чистополь — город маленький. Очень сложно найти людей, которые увлечены кино»
— Расскажи немного о себе? Ты же сам из Чистополя и там в одиночку снял свой первый короткометражный фильм «Пассажир». Кто ты по образованию?
— Я получил экономическое образование и сейчас работаю в Москве экономистом, потому что кино — хобби дорогостоящее. Но оно мне всегда нравилось: я занимался компьютерной графикой, потом пришел в кино. У меня было сильное желание снять фильм, я это сделал, и тут закрутилось-завертелось. В Набережных Челнах, я считаю, есть очень хороший фестиваль «Клюв», и собственно цепочка пошла через него. Организатор фестиваля принимал участие в подобной лаборатории Сокурова в 2011 году, на него вышли организаторы, которые делали эту кинолабораторию в 2014 году, и спросили у него, какие фильмы он считает достойными, чтобы пригласить поучаствовать их авторов в мастер-классах.
— А «Пассажира» ты как снимал?
— Это снято на зеленом фоне. Ну еще я ездил по городу и снимал из окна машины.
— Получается интересовался кино ты давно и в итоге решился один снять короткометражный фильм?
— Да, но дело в том, что Чистополь — город маленький. Очень сложно найти людей, которые увлечены этим. По крайне мере я не смог никого найти и пришлось делать в одиночку, — (смеется).
«Харон был такой лакмусовой бумажкой»
— Сейчас ты являешься в ассистентом режиссера, сценаристом и художником фильма «Харон». Расскажи, как родилась идея снять эту короткометражку?
— Идея фильма принадлежит режиссеру фильма — Александру Маслову. Мы с ним познакомились, когда в 2014 году принимали участие в кинолаборатории «КЛАС» Александра Сокурова. Это мероприятие для начинающих режиссеров и дебютантов, которые не заявлены как профессионалы киноиндустрии. Они искали фильмы по Интернету. Мы жили там около недели, нам читали мастер-классы. После моего переезда в Москву со мной связался Александр и предложил стать ассистентом. У него было несколько идей, но мы остановились именно на этой — и ему, и мне это было интересно.
Разработка идет уже около года: сначала мы писали сценарий, доводили до ума историю, чтобы она нас устраивала — это было очень долго. Потом мы начали готовиться к съемкам. Так как у нас проект достаточно технически сложный — он подразумевает и павильонные, и натурные съемки. Кроме того, заявленное время — это конец XIX начало XX века — это требует еще работы художника, поиска подходящих локаций.
— Почему главным героем был выбран Харон? Как сложился такой сюжет?
— Изначально идея была достаточно жанровая. Харон для нас самих появился достаточно неожиданно. Должен был быть другой персонаж, но по мере того, как мы развивали сюжет и докручивали драматургию, посчитали, что этот персонаж вневременной и нам подходит именно он.
— То есть уже был определенный персонаж, который трансформировался в Харона? Или изначально он был обезличен?
— На первом плане была именно судьба девушки, а Харон был такой лакмусовой бумажкой. Ну, собственно, он таким и является по сюжету. Мы остановились на таком названии, потому что он перестал быть персонажем и превратился в такой символ для каждого, кто оказывается в его лодке.
— Хотела спросить еще по поводу жанра. Триллер с элементами нуара. Сейчас этот жанр не очень востребован. Почему решили снимать именно в нем?
— Мы остановились на том, что нам интересно. И не просчитывали: давайте снимем в таком жанре, потому что он востребован. Мне кажется нужно снимать то, что тебе интересно, а не то, что сейчас популярно на рынке, потому что это тогда совсем неблагодарная работа получается.
Игорь Савочкин часто снимается в короткометражках студентов — он не отказывает, если у него есть время — он всегда рад помочь, естественно, если проект его заинтересует
«Изначально мы не предполагали медийного, звездного актера, но...»
— Харона у вас играет Игорь Савочкин (актер театра и кино, снялся в более 60 работах, среди которых «Левиафан», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Ночной дозор» и другие). Как вам удалось заполучить актера с такой приличной фильмографией? Тем более бесплатно?
— На самом деле идея по актеру пришла одновременно. Изначально мы не предполагали медийного, звездного актера, но как оказалось, Игорь Савочкин достаточно лояльно к этому относится. Может быть вы знаете, он часто снимается в короткометражках студентов — он не отказывает, если у него есть время — он всегда рад помочь, естественно, если проект его заинтересует. С ним на контакт вышел режиссер и так как он снимается в короткометражках студентов, он нашел через них его телефон, после чего позвонил, и мы встретились с ним.
— На роль девушки у вас проходил кастинг или это знакомая актриса?
— Режиссер изначально тоже с ней работал и посчитал, что именно она подходит на эту роль.
— Сколько времени займут у вас съемки?
— Мы планируем уложиться еще в три смены — натура, павильон и съемки в бассейне.
Мы считаем, что история интернациональна, и фильм можно показывать не только на российских фестивалях, но и за рубежом
— А что касается средств? На «Планете» (краудфандинговой площадке) вы собираете 225 тыс. рублей, в том числе предлагая после съемок лодку Харона.
— Все зависит от того, соберем ли мы необходимую сумму на «Планете». Но в любом случае первую часть мы сняли на свои деньги. Если у нас не будет получаться найти средства — мы все равно продолжим это делать и доведем проект до конца.
— Аппаратура для съемок весьма дорогостоящая. Вы ее арендуете?
— Да, мы арендуем.
— После завершения работы над фильмом планируете участвовать с ним на различных фестивалях?
— Это же не в стол снимается, — (смеется). — Мы считаем, что история интернациональна, и фильм можно показывать не только на российских фестивалях, но и за рубежом. Потому что история вневременная и не привязана к конкретной стране.
— В первую очередь на какую аудиторию ориентирован фильм? На западную?
— Специально мы не задумывались — на Запад или не на Запад. Как получится — пока не понятно в какую сторону выстрелит. Но такую возможность не исключаем, стараемся охватить максимальную аудиторию.