«В условиях пандемии стоки — хороший способ подзаработать»

Истории трех казанцев, променявших работу в офисе на производство контента для валютных хранилищ цифрового контента


«В условиях пандемии стоки — хороший способ подзаработать»

Славу неочевидного и в то же время довольно прибыльного вида заработка давно заслужила работа на стоках. Требования по сути минимальные — создавать и загружать контент (фото, иллюстрации, текстуры, 3D, музыку и многое другое) на специальные площадки. «Реальное время» побеседовало с казанцами, сделавшими в свое время ставку на стоки, и выяснило, можно ли на них по-прежнему хорошо заработать, долго ли приходится ждать прибыли, каков порог входа и к каким трудностям стоит готовиться, если вы решили продавать свой контент за валюту.

«Работу на стоках можно сравнить с марафонским бегом»

До того, как начать зарабатывать на стоках, казанец Артем Салаев (имя изменено по странной, но уважаемой редакцией просьбе собеседника, — прим. ред.) занимался фото и видеосъемкой, фотографировал свадьбы и параллельно пытался перейти в нишу корпоративного видео, поскольку считал свадебные торжества не самым творческим занятием. В 2014 году, после того как подскочил курс доллара, все оборудование, которое он хотел купить, стало стоить в два раза дороже, а получать наш собеседник стал в два раза меньше. Подорожали и путешествия, которые были для него одной из основных статей расходов. Тогда Салаев узнал о том, что можно зарабатывать на стоках, и решил рискнуть.

— Стоки — это большие интернациональные интернет-площадки, где кто угодно может приобрести контент для создания какого-то медиапроекта, — объясняет нашему изданию Артем Салаев. — К примеру, вы пишете статью и вам для нее нужны иллюстрации. Вы можете найти их в «Яндекс.Картинках», но если вы работаете в большом издании или любом другом более-менее крупном проекте, у вас могут возникнуть проблемы с авторским правом. За рубежом такой контент предпочитают покупать на стоках — даже если рядовой сотрудник готовит какую-то рабочую презентацию.

По словам Салаева, в мире есть три-четыре площадки, которые занимают 60-70% рынка, и все они базируются в США. К примеру, штаб-квартира самой крупной платформы Shutterstock находится в Нью-Йорке, в Empire State Building. Также есть канадские и австралийские платформы, есть один российский сток Lori, но он не то, чтобы жив — мало продает и плохо платит.

Для входа на большинство площадок необходимо просто зарегистрироваться и прислать туда свой контент. В том случае, если он удовлетворяет требованиям к качеству, сток их принимает и начинает продавать. На некоторые стоки необходимо получить приглашение, в некоторые придется долго стучаться и проходить экзаменацию из-за высоких требований к качеству контента.

— На одну из старейших и престижных платформ — Getty Images, где размещаются самые крутые снимки, попасть очень трудно. Я на 90% стоков попал, но далеко не везде. Вообще, благодаря упорству можно попасть куда угодно, — рассказывает собеседник «Реального времени». — Работу на стоках можно сравнить с марафонским бегом — необходимо держать темп и долго этим заниматься. Здесь есть такой термин, как «долина смерти» — это когда автор вкалывает, создавая материалы полгода, и вообще ничего не продает. Такое реально есть, некоторые ничего не продают даже дольше, после чего бросают. Необходимо работать как минимум два года, чтобы что-то более-менее регулярно начало продаваться. Я сам два-три месяца погрузил, тоже все заглохло, бросил это дело, а через полтора года появилась первая продажа. Через какое-то время я волевым усилием снова туда вернулся, начал работать регулярно, и, к счастью, пошло.

«Актуальные темы — Black Lives Matter, однополые пары и так далее»

Некоторые авторы зарабатывают высочайшим качеством и гениальным талантом, другие — упорством и количеством материала. Для Артема Салаева формула успеха выглядит так: снимай красиво в красивом месте и на правильную, актуальную тему.

— Есть сезонные темы — Новый год, Хеллоуин или День всех влюбленных. Есть темы, которые внезапно становятся мегапопулярными. К примеру, в 2015 году на пике были гаджеты, смартфоны, трекеры. В связи с пандемией повестка также поменялась: тот, кто поймал эту волну прошлой осенью-зимой, очень хорошо заработал. Сейчас одни из актуальных тем — Black Lives Matter, изображения людей с ограниченными возможностями, однополые пары и так далее, — делится наблюдениями Салаев.

Наш собеседник признается, что из всего загруженного им контента продалось примерно 10%, остальное смиренно дожидается своего часа. Причем часть контента, на его взгляд, игнорируется совершенно незаслуженно, а какие-то неприметные вещи покупают очень активно.

— Это ни в коем случае не пассивный доход, это постоянная работа, на которой вы должны каждый день загружать много материала — по 500-1000 картинок и видеороликов в месяц, а лучше больше. И из этой тысячи примут примерно 30-40%. Для творческих людей большой плюс в том, что вы можете снимать все, что хотите, — резюмирует Артем Салаев.

«Для творческих людей большой плюс в том, что вы можете снимать все, что хотите», — резюмирует Артем Салаев. Фото realnoevremya.ru/Ильи Репина

«Стоки берут себе очень большую комиссию, отдавая автору порядка 30%»

До того, как стать контентмейкером на стоковых площадках, Николай Артюшкин был журналистом. В 2014 году издание, в котором работал казанец, закрылось, и он принялся за тщетные поиски новой работы. Бывшего журналиста выручил грант за одну из написанных ранее статей, который позволил ему «заняться тем, что не сразу приносит прибыль». Именно тогда Артюшкин и решил попробовать поработать со стоками.

— В те времена доход был очень хорошим — я получал гораздо больше, чем можно было заработать в этой сфере (я занимаюсь векторными иллюстрациями) в Казани. Сейчас конкуренция заметно ужесточилась, плюс сами площадки снизили авторские отчисления — стоки берут себе очень большую комиссию, отдавая автору порядка 30%, — делится своим опытом Николай Артюшкин. — Скорее всего, на первых порах вам придется довольно долго работать без особых доходов — у меня этот период продлился примерно полгода-год. Зато потом на протяжении нескольких лет можно было практически ничего не делать — доходы росли или не падали как минимум. В целом доходы появляются сразу, однако они очень маленькие — жить на них становится возможным примерно через полгода, при условии, что вы очень много работали на начальном этапе. Со временем для меня стало возможным работать по несколько часов в неделю и получать нормальные деньги.

Как и Артем Салаев, Николай Артюшкин обращает внимание на тему актуальности контента — важно следить за повесткой. В целом, по словам нашего собеседника, на стоках есть очень множество разных ниш: есть авторы, которые работают исключительно на праздники, есть авторы, которые отрабатывают только новостную повестку и так далее.

— Я не знаю людей, которые хорошо зарабатывают на стоках, совмещая. Здесь можно заработать, если это ваша основная деятельность. Хотя так было тогда, когда я начинал. Сомневаюсь, что можно будет так же хорошо заработать, если вы плотно займетесь классическими стоками сейчас. Лично мой доход со стоков в последнее время заметно уменьшился, однако я перешел на другие схожие площадки, где комиссия гораздо ниже, — констатирует Артюшкин.

«Сейчас для стокеров наступили непростые времена»

Знакомство со стоками у казанца Игоря Тишина так же, как и у предыдущих героев, случилось в 2014 году. Он работал в офисе и искал дополнительный заработок в свободное время. У него был опыт работы дизайнером и иллюстратором, поэтому Тишин начал рисовать векторные иллюстрации и грузить их на микростоки. Через пять месяцев, по словам нашего собеседника, доход с них стал превышать зарплату, поэтому он решил уволиться с работы и посвятить все время стокам.

По словам собеседника «Реального времени», если вы хотите заняться стоками прямо сейчас, вам необходимо знать несколько вещей:

— Сейчас для стокеров наступили непростые времена. Например, Shutterstock снизил выплаты авторам. Многие остались этим недовольны — кто-то объявил бойкот и перестал грузить новые работы, а кто-то и вовсе удалил портфолио с сайта. К счастью, помимо Shutterstock есть и другие площадки. Плюс стоков в том, что вы можете грузить одни и те же работы на несколько площадок сразу. Я работаю примерно с десятью, — делится Тишин.

Для одних авторов это постоянный и хороший источник дохода, для других — дополнительные деньги, которые можно потратить на чашку кофе или новые джинсы. По словам Игоря Тишина, все зависит только от вас.

— Если вы занимаетесь каким угодно хендмейдом, открывайте магазин на площадке Etsy. Это не совсем сток, но принцип работы похожий. В целом в условиях пандемии стоки — хороший способ подзаработать. Особенно если вы начали заниматься этим не сегодня, а полгода назад. Но сегодня еще не поздно, — считает наш собеседник.

Автор: Лина Саримова
Технологии, Бизнес
Татарстан

Ссылка на материал: https://realnoevremya.ru/articles/190300-kak-zarabotat-na-stokovyh-platformah---istorii-treh-kazancev/print

© 2015 - 2025 Сетевое издание «Реальное время» Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 79627 от 18 декабря 2020 г. (ранее свидетельство Эл № ФС 77-59331 от 18 сентября 2014 г.)