Новости раздела

«Деньги-то как иначе вернуть?» — инвестпроект «Альтернативная котельная» может взвинтить цены на тепло

В татарстанском парламенте обсудили инициативы в области энергетики и реализации госпрограмм

Бурно прошло в Госсовете РТ «боевое крещение» бывшего главы Зеленодольского района, а теперь — председателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина. Какие инициативы готовят парламентарии, зачем в городах хотят ввести самообложение и скоро ли казанцы обожгутся на счетах за тепло от альтернативных котельных — в материале «Реального времени».

Первый «блин»

Александр Тыгин «зашел» в Госсовет, что называется, удачно: председатель вновь созданного комитета собрал в свои руки практически все ключевые направления — ЖКХ, жилищная политика, дороги, строительство, тарифную политику. «Это направления, где находится градусник», — охарактеризовал он свой «фронт работы» корреспонденту «Реального времени».

— Я заранее прошу прощения, если что не так, веду [заседание комитета] в первый раз, — обратился к коллегам и приглашенным Александр Тыгин, прежде чем перейти к повестке, но быстро вошел в роль и передал слово докладчику — замминистра экономики Олегу Пелевину.

Пелевин, а затем первый замминистра финансов — директор департамента казначейства Татарстана Марат Файзрахманов представили участникам заседания прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2020—2022 годы и на период до 2025 года и проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Озвученные ими цифры были приняты благосклонно — вопросы вызвали лишь источники финансирования социально значимых программ.

Член президиума и секретарь Госсовета Лилия Маврина поинтересовалась, заложены ли в бюджет средства на реализацию программы «Наш двор» и как в Татарстане исполняется поручение президента России Владимира Путина о строительстве в регионах жилья, предназначенного для предоставления малообеспеченным и социально незащищенным гражданам по социальному найму. Позже она пояснила «Реальному времени», что оба вопроса были заданы ею во исполнение наказов избирателей.

Финансирование программы «Наш двор» предусмотрено в достаточном объеме, заверил Олег Пелевин.

«Наш двор»: все, что не по программе — за наш счет

Лилия Маврина также предложила синхронизировать программу «Наш двор» с ремонтом инженерных сетей и фасадов, чтобы жильцы многоэтажек получали благоустройство, так сказать, в комплексном виде. Председатель комитета откликнулся с энтузиазмом в голосе:

— Мы над этим работаем!

И предложил для большего эффекта от программы «Наш двор» ввести самообложение жильцов многоквартирных домов для софинансирования отдельных видов работ, не вошедших в программу — всего ею предусмотрено семь основных видов работ:

  1. ремонт дорог,
  2. ремонт тротуаров,
  3. ремонт наружного освещения,
  4. установка скамеек и урн,
  5. размещение площадок ТКО,
  6. установка детского оборудования с покрытием игровых зон песчано-гравийной смесью,
  7. частичное озеленение.

Тыгин обратился к заместителю министра финансов с просьбой — чтобы министерство рассмотрело такую возможность в ближайшее время.

— Мы не навязываем жильцам ничего, но если у жильцов будет желание распространить этот механизм — это же дает им колоссальные возможности! — пояснил он «Реальному времени» свой способ сделать инициированную партией «Единая Россия» перед выборами в Госсовет республики программу «Наш двор» во всех отношениях народной. — Гражданская инициатива, направленная на улучшение условий проживания, — почему нет? На один рубль средств населения из республиканского бюджета направляется четыре рубля.

Марат Файзрахманов озвучил сумму финансирования программы «Наш двор» на 2020 год — 17 млрд рублей и сообщил, что к ноябрю будут сформированы списки дворов, работ и расписаны суммы расходов по городам республики. Напомним, общая сумма финансирования по программе за 3 года может достигнуть 50 млрд рублей.

Болезненные темы

Тему перерасчетов поднял член комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, гендиректор ООО «Управляющая компания «Уютный дом» Марат Нуриев:

— Новую тему жилищная инспекция запустила — сделать перерасчет тем, кто занимает жилые помещения по договорам социального найма, и эти суммы выставить собственникам — муниципалитетам… Мы посчитали — большие суммы получаются. А в бюджете деньги есть, чтобы их компенсировать?

— Вот вы сказали, водители платят штрафы, какая доля из этого уходит на развитие дорожной инфраструктуры? — затронул другую болевую точку зампредседателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Камиль Садриев. — Почему в 2019 году на дороги было заложено 33 миллиарда рублей, а в этом только 24 с чем-то?

— Эти деньги уходят в дорожный фонд, — отбил атаку Олег Пелевин.

«Альтернативное тепло» карман жжет

Еще одна обсуждавшаяся на заседании комитета тема оказалась настолько взрывной, что Юрий Камалтынов даже вынужден был предупредить по ходу дискуссии: «Мы такой негатив можем получить». Речь идет о переходе на новую модель расчетов на рынке тепла, закон о котором подписал минувшим летом президент России Владимир Путин.

Эта модель рынка тепла получила название «Альтернативная котельная», в ней основой ценообразования служит наименьшая цена на тепловую энергию у потребителя, при которой окупаются проекты строительства новых котельных, замещающих теплоснабжение от централизованных источников. Участники заседания поинтересовались, как Минфин оценивает предполагаемый рост расходов бюджетных организаций и населения на оплату тепла при вводе альтернативной системы расчетов. Выяснилось, что, согласно прогнозным расчетам, тариф на тепло в городах повысится на 20 процентов, а цена на гигакалорию дойдет до 2 600—2 700 рублей.

Как пояснил «Реальному времени» председатель комитета Александр Тыгин, «законодатель дал возможность перехода на «альтернативную котельную», но не обязал это делать». По его словам, вопрос о переходе еще будет обсуждаться, однако сам переход на «Альтернативную котельную», логичен и неизбежен, потому что этого требует рыночная экономика: инвесторы вынуждены вкладывать деньги в более эффективные и, как следствие, экономные технологии, при этом инвестиции должны окупаться:

— Деньги-то как иначе вернуть? И они должны вернуться с определенной нормой прибыли, иначе любые инвестиции в ЖКХ теряют смысл.

— То есть мы говорим о возможности перехода в республике на «Альтернативную котельную» в ближайшее время? — уточнила корреспондент «Реального времени».

— Такие возможности всегда должны быть, они выполняют роль планки, роль стратегии — к чему нужно стремиться. А тупиковые тарифные истории могут быть бесконечно социальными сегодня, но апокалиптичными завтра. Какова эффективность бюджетных инвестиций по сравнению со своими личными, теми, которые предприниматель делает под своим контролем?..

Инна Серова, фото gossov.tatarstan.ru
ОбществоВластьИнфраструктураБизнесТранспортИнвестицииЭкономикаПромышленностьЭнергетика Татарстан Тыгин Александр ВасильевичГосударственный Совет ТатарстанаНуриев Марат АбдулхаевичМаврина Лилия НиколаевнаУК Уютный домПелевин Олег Владимирович

Новости партнеров