Новости раздела

Новая «машина для людей» вывезет КАМАЗ в «большую семерку» грузовиков мира

Челнинский автогигант показал принципиально новые модели грузовиков с доминированием импортных комплектующих

В четверг ценители мощных машин собрались на автодроме Кazanring на презентации новых моделей КАМАЗа. И это, как выяснила побывавшая на мероприятии корреспондент «Реального времени», не просто очередные машины в серии, а совершенно новое семейство большегрузов с импортной начинкой. С ним челнинский автогигант рассчитывает закрепиться в числе мировых лидеров рынка большегрузов.

Все от «Даймлера», но называется «КАМАЗ»

На часах 10:30, но на улице темно из-за надвигающихся туч. «КАМАЗы — это которые на «Дакаре» выступать будут? Нет. Все равно большая машина, грузная», — сказал такой же большой и грузный водитель такси. Я хотела было возразить, что размер не лишает легкости, но тут телефон водителя пропел песню «Улететь капелькою в небо», и добавить к разговору было уже нечего.

Такси приближалось к Кazanring. Впереди ждали тест-драйв нового поколения большегрузов — автопоезд-97091, бортовой тягач КАМАЗ-65207-001-S5, магистральный тягач КАМАЗ-5490-099-87 с полуприцепом НЕФАЗ-93341 и седельный тягач КАМАЗ-65206 с полуприцепом НЕФАЗ-9509.

Принципиальные отличия этой серии автомобилей от прошлых нашему изданию пояснил Денис Сахаров, главный специалист АО «ТФК «КАМАЗ». «Во-первых, отмечу, что не совсем корректным будет сравнивать новое семейство автомобилей и старые серийные модели. Правильнее сравнить их с европейскими производителями «большой семерки» (Volvo, Mercedes, Scania, Renault, MAN, Iveco и DAF). В них изначально закладывался гораздо больший потенциал, все современные электронные системы, — рассказал он корреспонденту «Реального времени». — Но тем не менее коренным образом отличается шасси автомобиля. В его базу были заложены современные электронные системы. Также совершенно новые двигатели, не камазовские, а Mercedes, новая коробка передач, тоже импортная, задний мост и кабина. Честно говоря, основное для потребителя — это кабина. Ее все давно ждали: водители, владельцы транспортных компаний, бизнесмены».

Пятилетняя история путинского КАМАЗа

Напомним, на конференции «Единой России» в Нижнем Новгороде в 2010 году Владимир Путин поделился с гендиректором челнинского автогиганта Сергеем Когогиным мнением российских дальнобойщиков о камском грузовике. «Вы знаете, наверняка видели, я инспектировал завершение строительства дороги Чита — Хабаровск и на трассе встречался с дальнобойщиками, — сказал Путин. — Как мог рекламировал вашу продукцию. Не могу сказать, что с большим успехом. Вы знаете, во-первых, водители — они же специалисты, многие всю жизнь работают в этой сфере. Двигательная установка их смущает. И в этой связи у меня вопрос: как у вас идет работа с вашими партнерами, в том числе и с американскими вашими коллегами? Вы рассказывали и показывали мне первые шаги по производству двигательной установки. Первое. И второе. Вы знаете, они меня завели в свою машину, и я зашел… Именно зашел. Не сел, а зашел, потому что в кабине этого автопоезда можно встать во весь рост, там есть шкафчик для одежды, два хороших спальных места, холодильник. Как ребята сказали, это машина для людей, для тех, кто пользуется этой техникой».

Последующие годы практически при каждой встрече с Когогиным Путин спрашивал о судьбе «человеческого» КАМАЗа. На одной из встреч Сергей Когогин назвал дату выпуска грузовика с кабиной «для людей» — 1 октября 2013 года. И действительно, в октябре в режиме полной секретности от СМИ началась пробная сборка магистрального тягача «КАМАЗ-5490» с новой кабиной —совместный проект челнинского автогиганта и Daimler. Он должен был стать флагманом этого сегмента камазовской продукции.

В конце июня этого года глава Ростеха Сергей Чемезов и глава ВЭБа Владимир Дмитриев перед годовым собранием акционеров КАМАЗа открыли линию мелко-узловой сварки каркаса кабины на прессово-рамном заводе (ПРЗ). Как заметил корреспонденту «Реального времени» директор прессово-рамного завода ОАО «КАМАЗ» Александр Рыбаков, с помощью запущенных 12 автоматических линий сварки кабины для нового модельного ряда в России будет реализовано 100% сварочных работ. Если раньше на КАМАЗ поставляли крупные уже сваренные за рубежом детали — таковы были параметры первого этапа проекта перехода от старой кабины к новой (он был завершен в декабре 2013 года), — то теперь в рамках второго этапа будет более глубокая локализация сварки. Вместо сборочных комплектов по 6 крупных узлов на завод поступает 174 более мелких деталей, которые превращаются в крупные узлы уже на линии ПРЗ. По словам гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, поставка мелкими деталями на треть снизит стоимость комплектующих, а стоимость упаковки — на две трети, стоимость транспортных расходов и таможенные пошлины упадут до 25%. Уже позднее Чемезов отметил, что до конца 2015 года локализация производства новых кабин КАМАЗа превысит 40%. По словам директора ПРЗ, все детали на КАМАЗ поставляют с заводов Daimler.

Каркас кабины для нового модельного ряда собирают на линии мелко-узловой сварки ПРЗ КАМАЗа. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«Эта кабина не такая большая, в какой был Владимир Владимирович, но просторнее и комфортнее, чем предыдущие. Комплект этой кабины приходит на контейнерах в разобранном виде из Германии в Набережные Челны. Там она собирается, варится, красится и устанавливается на шасси. Вот и основные отличия: кабина, двигатель, сама концепция и шасси. Так что все серьезно», — добавил вчера Сахаров. Глава пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев добавил: «Автомобили, которые сейчас здесь, созданы для того, чтобы конкурировать внутри страны с европейскими и американскими производителями. По своим характеристикам этот автомобиль полностью удовлетворяет дальнобойщиков на длительные дистанции».

«Это первые ласточки, модельный ряд будет гораздо шире»

И вот вчера состоялся завершающий аккорд: водители (и не только), которые еще 5 лет назад ругали в разговоре с Владимиром Владимировичем камский грузовик, могли лично протестировать новое детище команды Когогина из комплекта Daimler. К началу презентации собралось немало любителей авто: мужчины выстроились в очередь на тест-драйв. А успевшие зарегистрироваться первыми, причем на все машины сразу, а их было четыре, мирно наслаждались фуршетом и выступлением шоу-балета.

Несмотря на то, что выступавшие представители компаний были очень кратки и рассказывали интересные вещи, взгляды даже самых заинтересованных все время обращались к «вишенке» программы — КАМАZ-65206 («Евро-5»), скромно расположенному в углу помещения. Гостям постоянно напоминали про тест-драйв, показывая при этом не на авто, а на девушек-моделей, которые стояли тут же. Поддавшись настроению всех присутствующих, корреспондент «Реального времени» тоже записалась на тест-драйв, но в очереди была уже 48-я. Оказалось, что на мероприятии собрались не только казанские и челнинские представители компаний, частники и журналисты — гости приехали со всей России. Когда ведущий разыгрывал фирменные футболки-поло, ответить на вопрос о местонахождении главного завода КАМАЗ первая к микрофону прибежала женщина — оказалось, что бежала она аж из Перми. Еще футболки отправятся в Уфу, Нижний Новгород и Нижегородскую область.

В перерывах между забегами за поло замгендиректора по продажам и сервису КАМАЗа Сергей Афанасьев подтвердил корреспонденту «Реального времени» амбициозные планы производителя: «Для того, чтобы конкурировать с другими производителями, мы и сделали новый модельный ряд. Фактически мы вступаем на поле «большой семерки», которая контролирует весь грузовой рынок на этой планете и занимает порядка 20% российского рынка. КАМАЗ собирается с ними конкурировать, мы считаем, что наша машина достойная и вполне способна это сделать. И это первые ласточки, модельный ряд будет гораздо шире».

Мечта — гидравлический тормоз-ретардер

Тем временем начавшийся дождик вынудил веселившихся на улице людей и оккупировавших кабину презентуемого автомобиля операторов собраться под теплой крышей за вкусным кофе. И под покровом погоды прикрываемая танцующими девушками автор этих строк влезла на тест-драйв не в свое время и не в свою машину. В кабине добрый водитель Миргасин с любовью описывал преимущества автомобиля, однако слушал его только фотограф. Мне досталось место на запакованном матрасе, так что я всю поездку тщетно пыталась перестать кататься по кабине. Видимо, это наказание за поездку вне очереди.

Сквозь шуршание упаковки матраса я услышала, что в этом семействе автомобилей исполнена мечта водителей — гидравлический тормоз-ретардер. И нам незамедлительно показали его действие на практике. После тест-драйва мы отправились домой, а гости терпеливо и под дождем продолжили дожидаться своей очереди. Все такие же заинтересованные лица, вкусная еда, красивые танцовщицы и доносившиеся до нас диалоги ведущего с публикой: «Какой автомобиль стал двухмиллионным? Что? КАМАЗ? Вы серьезно?», — пять часов с начала презентации пролетели совершенно не заметно.

23/27
Елена Догадина, Арслан Минвалеев, фото и видео Максима Платонова

Новости партнеров