Новости

19:44 МСК
Все новости

Рост и импортозамещение: онлайн-торговля в Татарстане развивается втрое быстрее среднероссийских темпов

На долю республики в начале года пришлось 2% онлайн-продаж, а основные покупки совершены в отечественных магазинах

Рост и импортозамещение: онлайн-торговля в Татарстане развивается втрое быстрее среднероссийских темпов Фото: retailmenot.com

Татарстан демонстрирует сверхдинамику в сфере электронной торговли: в I квартале 2017-го онлайн-продажи в республике росли в три раза быстрее, чем в целом по России, подсчитали в Ассоциации интернет-торговли. В то же время перенасыщенный рынок центрального региона страны, наоборот, замедляется. Впрочем, эксперты «Реального времени» считают, что говорить об этом как о закономерности еще не время.

Втрое быстрее России

В начале 2017 года рынок e-commerce в Татарстане рос почти втрое быстрее среднероссийских темпов, а также быстрее, чем в разрезе Приволжского федерального округа. Об этом говорят данные, которые «Реальному времени» предоставила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным ассоциации, в I квартале продажи в Сети в целом по стране увеличились до 240 млрд рублей или на 14%. В Татарстане в тот же период рынок вырос на 37% и достиг объема 4,8 млрд рублей. Доля республики в общем объеме онлайн-продаж, таким образом, составила 2%.

Бурный рост e-commerce в регионе зафиксировали и отдельные участники рынка. Например, OZON.ru в целом растет по итогам января-мая на 35%, но в Казани продажи выросли на 100%, говорят в пресс-службе компании. «В регионах присутствия, где мы можем обеспечить доставку заказов на следующий день, например, в Татарстане и на Урале, рост намного выше», — объясняют представители ретейлера. Прошлой осенью OZON.ru открыл в Казани складской комплекс стоимостью 100 млн рублей. Такой же незадолго до этого был запущен в Екатеринбурге, где динамика продаж сейчас тоже превышает среднюю — 80% по итогам пяти месяцев 2017-го.

Прошлой осенью OZON.ru открыл в Казани складской комплекс стоимостью 100 млн рублей. Такой же незадолго до этого был запущен в Екатеринбурге. Фото ozon.ru

Высокая динамика — не единственное, что отличало онлайн-ретейл в Татарстане. Вторая характерная черта — доля трансграничной торговли: в республике она была существенно ниже, чем по России в целом. Из тех 4,8 млрд рублей, что жители РТ потратили на покупки в интернете, 3,6 млрд ушло в локальные магазины, сообщили в АКИТ. Трансграничные покупки не превышали 25%. Для сравнения: в масштабе всей России доля кросс-бордер покупок в январе-марте превышала 37%.

Москва теряет позиции

Гегемония центра России в структуре e-commerce медленно сходит на нет, зато активность регионов растет, приходят к выводу в АКИТ. До этого доминирование центра в сфере онлайн-продаж, которое пока все же сохраняется, поддерживалось в основном Москвой. Например, по итогам 2016 года на ее долю пришлось почти 31% локального рынка в денежном выражении. По трансграничным онлайн-покупкам доля Москвы была еще больше — 32%. Второе место занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область (10,6% локального рынка и 11% трансграничного). Доли остальных регионов были сравнительно невелики.

Сейчас по темпам роста Центральный округ стал отставать от некоторых регионов, утверждают в АКИТ. Это заметно, к примеру, по отдельным товарным категориям, в том числе по сегменту бытовой техники и электроники (БТиЭ, на его долю приходятся основные продажи). В январе-марте онлайн-продажи БТиЭ в ЦФО упали на 5,3%. Теперь на долю округа приходится 42,5% рынка. Регионы между тем стали покупать в интернете больше, в тройку самых быстрорастущих в сегменте БТиЭ вошли Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа. По данным АКИТ, объем онлайн-продаж в СФО вырос на 22,5%, в ДФО — на 20,4%, а в УФО — на 18,4%.

В январе-марте онлайн-продажи БТиЭ в ЦФО упали на 5,3%. Фото delgruz.ru

В общей же структуре онлайн-торговли лидирует ПФО: в I квартале рост здесь составил 25%, объем рынка — 32 млрд рублей.

«В целом можно говорить о том, что сегодня регионы растут быстрее ЦФО, который в динамике даже теряет свою долю», — говорит Федоров. Он объясняет это ростом платежеспособности населения в регионах, а также с перенасыщением рынка в столицах. «Развитие регионов более стремительными темпами, чем рост Центрального округа, с точки зрения молодого рынка — естественный процесс. Оптимизируется доставка товаров, онлайн-игроки выходят в регионы. При этом Москва и Санкт-Петербург сейчас перенасыщены. Поэтому по всем законам регионы должны расти быстрее», — рассуждает президент АКИТ.

Новые экономические центры — Сочи, Краснодар, Казань?

Во многом рост регионов связан и с тем, что на отдельные из них явно делают ставку в федеральном центре. «Это связано и с тем, что в эти регионы поступает большое количество инвестиций (в частности в Сочи, Краснодар, Казань). На них обращают внимание и крупные локальные игроки, за счет этого происходит прирост», — сказал Федоров.

Некоторые эксперты, впрочем, считают, что называть отставание Москвы закономерностью пока рано. «Мое личное мнение — что это не тренд, — говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Поводов для того, чтобы Москва провалилась в интернете, никаких нет — ни макроэкономических, ни доходных, ни в уровне сервиса. Учтите, что интернет-торговля пока не самый крупный массив товарооборота. Когда такие маленькие объемы, всегда идет большая волатильность. Сегодня так, завтра эдак».

Артем Малютин
комментарии 17

комментарии

  • Анонимно 12 июля
    Озон - дорогой магазин, удивительно, что у него такая динамика
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    Да, тоже удивилась, озон - дорогой, никогда там ничего не заказываем.
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    зато доставка быстрая, ассортимент большой и имя известное
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    что там народ постоянно покупает на такие деньги? всю зарплату что ли на вещи спускают?
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    Завтра вообще может не наступить. Лучше вкладывать в духовный капитал
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    и каким же это образом?) кроме того, в духовный капитал материальные деньги никак не вложишь)
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    всегда в интернете покупаю. дешевле и выбирать удобнее, все характеристики можно почитать
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    а мне удобнее видеть и щупать, так что хожу по магазинам по старинке
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    В продвинутом городе продвинутые жители)
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    отечественные магазины закупаются за бугром, чему радоваться?
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    Почему это? Далеко не всегда так
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    всё в Китае, всё там беру. дёшево, правда не очень качественно, но и у нас мало качества, зато цены конские,наши товары невозможно покупать на зарплату,никаких денег не хватит
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    Бурный рост потребления настораживает. Неужто живем, чтобы есть? Надо ведь вроде как есть, чтобы жить... общество потребления прогрессирует
    Ответить
    Анонимно 12 июля
    точно( ценности сильно сместились( хотя не всё так плохо, люди разные
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    Нас уже приучили к виртуальной реальности, но это даже хорошо, меньше времени тратим на покупки
    Ответить
  • Анонимно 12 июля
    то ли еще будет по итогам 2017 года!
    Ответить
  • Анонимно 15 июля
    Пора вводить НДС для иностранных компаний. Иначе несправедливо, что наши в худших условиях.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии