Новости раздела

Рост и импортозамещение: онлайн-торговля в Татарстане развивается втрое быстрее среднероссийских темпов

На долю республики в начале года пришлось 2% онлайн-продаж, а основные покупки совершены в отечественных магазинах

Татарстан демонстрирует сверхдинамику в сфере электронной торговли: в I квартале 2017-го онлайн-продажи в республике росли в три раза быстрее, чем в целом по России, подсчитали в Ассоциации интернет-торговли. В то же время перенасыщенный рынок центрального региона страны, наоборот, замедляется. Впрочем, эксперты «Реального времени» считают, что говорить об этом как о закономерности еще не время.

Втрое быстрее России

В начале 2017 года рынок e-commerce в Татарстане рос почти втрое быстрее среднероссийских темпов, а также быстрее, чем в разрезе Приволжского федерального округа. Об этом говорят данные, которые «Реальному времени» предоставила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным ассоциации, в I квартале продажи в Сети в целом по стране увеличились до 240 млрд рублей или на 14%. В Татарстане в тот же период рынок вырос на 37% и достиг объема 4,8 млрд рублей. Доля республики в общем объеме онлайн-продаж, таким образом, составила 2%.

Бурный рост e-commerce в регионе зафиксировали и отдельные участники рынка. Например, OZON.ru в целом растет по итогам января-мая на 35%, но в Казани продажи выросли на 100%, говорят в пресс-службе компании. «В регионах присутствия, где мы можем обеспечить доставку заказов на следующий день, например, в Татарстане и на Урале, рост намного выше», — объясняют представители ретейлера. Прошлой осенью OZON.ru открыл в Казани складской комплекс стоимостью 100 млн рублей. Такой же незадолго до этого был запущен в Екатеринбурге, где динамика продаж сейчас тоже превышает среднюю — 80% по итогам пяти месяцев 2017-го.

Высокая динамика — не единственное, что отличало онлайн-ретейл в Татарстане. Вторая характерная черта — доля трансграничной торговли: в республике она была существенно ниже, чем по России в целом. Из тех 4,8 млрд рублей, что жители РТ потратили на покупки в интернете, 3,6 млрд ушло в локальные магазины, сообщили в АКИТ. Трансграничные покупки не превышали 25%. Для сравнения: в масштабе всей России доля кросс-бордер покупок в январе-марте превышала 37%.

Москва теряет позиции

Гегемония центра России в структуре e-commerce медленно сходит на нет, зато активность регионов растет, приходят к выводу в АКИТ. До этого доминирование центра в сфере онлайн-продаж, которое пока все же сохраняется, поддерживалось в основном Москвой. Например, по итогам 2016 года на ее долю пришлось почти 31% локального рынка в денежном выражении. По трансграничным онлайн-покупкам доля Москвы была еще больше — 32%. Второе место занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область (10,6% локального рынка и 11% трансграничного). Доли остальных регионов были сравнительно невелики.

Сейчас по темпам роста Центральный округ стал отставать от некоторых регионов, утверждают в АКИТ. Это заметно, к примеру, по отдельным товарным категориям, в том числе по сегменту бытовой техники и электроники (БТиЭ, на его долю приходятся основные продажи). В январе-марте онлайн-продажи БТиЭ в ЦФО упали на 5,3%. Теперь на долю округа приходится 42,5% рынка. Регионы между тем стали покупать в интернете больше, в тройку самых быстрорастущих в сегменте БТиЭ вошли Сибирский, Дальневосточный и Уральский федеральные округа. По данным АКИТ, объем онлайн-продаж в СФО вырос на 22,5%, в ДФО — на 20,4%, а в УФО — на 18,4%.

В общей же структуре онлайн-торговли лидирует ПФО: в I квартале рост здесь составил 25%, объем рынка — 32 млрд рублей.

«В целом можно говорить о том, что сегодня регионы растут быстрее ЦФО, который в динамике даже теряет свою долю», — говорит Федоров. Он объясняет это ростом платежеспособности населения в регионах, а также с перенасыщением рынка в столицах. «Развитие регионов более стремительными темпами, чем рост Центрального округа, с точки зрения молодого рынка — естественный процесс. Оптимизируется доставка товаров, онлайн-игроки выходят в регионы. При этом Москва и Санкт-Петербург сейчас перенасыщены. Поэтому по всем законам регионы должны расти быстрее», — рассуждает президент АКИТ.

Новые экономические центры — Сочи, Краснодар, Казань?

Во многом рост регионов связан и с тем, что на отдельные из них явно делают ставку в федеральном центре. «Это связано и с тем, что в эти регионы поступает большое количество инвестиций (в частности в Сочи, Краснодар, Казань). На них обращают внимание и крупные локальные игроки, за счет этого происходит прирост», — сказал Федоров.

Некоторые эксперты, впрочем, считают, что называть отставание Москвы закономерностью пока рано. «Мое личное мнение — что это не тренд, — говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Поводов для того, чтобы Москва провалилась в интернете, никаких нет — ни макроэкономических, ни доходных, ни в уровне сервиса. Учтите, что интернет-торговля пока не самый крупный массив товарооборота. Когда такие маленькие объемы, всегда идет большая волатильность. Сегодня так, завтра эдак».

Артем Малютин
АналитикаБизнесРозничная торговля

Новости партнеров