Новости раздела

Почему МФО рады зачисткам от Набиуллиной?

ЦБ за год ликвидировал треть игроков микрофинансового рынка, однако объемы выдачи займов выросли

Микрофинансовые компании в 2016 году выдали почти на 40% больше кредитов, несмотря на жесткую политику ЦБ, из-за которой с рынка ушла треть игроков. Популярность микрофинансирования растет, чему способствуют высокие требования к заемщикам со стороны банков. В то же время банки по-прежнему стараются работать на микрофинансовом рынке через дочерние структуры. Представители самих МФО рассказывают «Реальному времени», что на рынке происходит сращивание двух направлений работы с долгами — банковского кредитования и выдачи микрозаймов.

Меньше участников — больше рынок

С рынка микрофинансирования за прошлый год ушла почти треть участников, зато те, кто на нем удержались, пожинали плоды. Судить об этом можно из опубликованного Центробанком итогового обзора по отрасли. В денежном выражении микрофинансовые организации (МФО) в 2016 году выдали на 39,4% больше кредитов, чем годом ранее — всего граждане взяли у них 195,1 млрд рублей. Число выданных займов увеличилось на 67,9% (заключено 19 млн договоров). База активных заемщиков тоже выросла на 54,9%: клиентами МФО на конец прошлого года были 5,1 млн человек, сказано в обзоре ЦБ.

Средняя сумма займов, которые МФО выдали физлицам, по данным ЦБ, снизилась за год с 10,4 до 9 тыс. рублей. Сумма краткосрочных займов на срок до 1 месяца тоже упала — на 0,2 тыс. рублей. Одновременно микрофинансовые компании стали больше кредитовать бизнес: средний объем займа юрлицам вырос на 167 тыс. рублей и превысил 700 тыс. Суммарно МФО в 2016 году выдали 24,1 млрд рублей кредитов на развитие предпринимательства, этот сегмент вырос на 7,8%.

По словам Алексея Волкова, директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в прошлом году объем займов, выдаваемых МФО, рос на 15—18% в квартал. МФО для России — относительно новое направление, однако оно набирает популярность.

Причина, во-первых, в том, что у МФО более простая, чем у банков, процедура выдачи кредитов, считает Волков. Во-вторых, отрасль за последнее время получила серьезную законодательную поддержку: за деятельностью МФО следит ЦБ, сами организации стали фигурировать в законе о потребительском кредитовании.

ЦБ удалил треть ненадежных

Рос рынок на фоне тотальной зачистки, начавшейся после 2013 года, когда ЦБ получил статус мегарегулятора. На начало 2017 года в России оставалось 1,1 тыс. МФО, за год их стало меньше на 29,8%. «Таким образом, уменьшение числа участников практически не оказало влияния на развитие сегмента в целом», — пишет регулятор. В сообщении сказано, что большая часть МФО была ликвидирована в связи с неоднократными нарушениями — 1,16 тыс. компаний. Еще 545 компаний закрылись по собственной воле, а новых МФО в 2016 году появилось 696.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова отмечает, что в 2016 году существенно «похудел» список всех организаций, которые так или иначе были связаны с финансированием населения. «Центробанк отлично поработал и на этом поле и «выкосил» значительную часть недобросовестных игрокров», — считает она. Для заемщиков это плюс — ЦБ, заняв жесткую позицию, добивается снижения рисков в отрасли, говорит Бодрова.

Однако, продолжает она, МФО уходят не только под давлением ЦБ, но также из-за продолжающегося падения платежеспособности граждан. Людям просто не по карману брать кредиты по завышенным ставкам. Снижение официальной ключевой ставки заемщиками пока воспринимается нейтрально. «Переплачивать по потребительскому кредиту от 15 до 19% годовых все еще слишком болезненно для тощего кошелька гражданина РФ», — считает Бодрова.

«Сращивание двух рынков будет усиливаться»

Сами участники рынка воспринимают происходящие на рынке изменения исключительно позитивно. Генеральный директор компании «Быстроденьги» Юрий Провкин связывает динамику со стабилизацией экономики.

У людей появилась уверенность в завтрашнем дне, они могут планировать финансы на более длительный период. Кроме того, из-за ужесточения законодательства с рынка уходят небольшие и «серые» компании, добавляет Провкин.

Официальная статистика, отмечает Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни», указывает на одну тенденцию: различия между МФО и банками постепенно стираются. «Мы наблюдаем формирование нового рынка, на котором две изначально конкурирующие модели розничного кредитования превращаются в нечто единое», — заявляет он.

Роль ЦБ здесь есть, но она не единственная, говорит Шустов. Надо учитывать, что на рынок МФО через аффилированные компании стали выходить и сами банки. А МФО тем временем осваивают новые для себя сегменты: залоговое кредитование и кредитование юрлиц.

«С учетом того, что ставки по займам в перспективе ближайших лет будут стремиться к паритету, сращивание двух рынков будет только усиливаться», — уверен Шустов.

О том, что банки и МФО сегодня борются за одних и тех же клиентов, говорит и Волков из НБКИ. По его словам, уже в конце 2016-го и начале 2017 года портфели микрофинансовых компаний стали расти медленнее (в I квартале 2017 года рост составил 7,3%). Вместе с ростом необеспеченного банковского кредитования это может говорить о росте конкуренции между банками и МФО, считает он. Банки восстанавливают докризисный аппетит к риску и находят возможности наращивать выдачу потребкредитов. Для этого они привлекают в том числе клиентов, которые последние годы кредитовались в МФО, говорит Волков.

Артем Малютин
АналитикаЭкономикаФинансы

Новости партнеров