Новости раздела

Не банальное геймерство, а большие деньги и аудитория

До каких масштабов вырос киберспорт и какое место в этом движении занимает Казань

Киберспорт в современном мире — это нечто среднее между фондовым рынком, гольфом и индустрией развлечений. В нем все больше денег, он так же признан видом спорта, а количество вовлеченных в него людей, пожалуй, сравнимо с тем, сколько собирают самые громкие бестселлеры в мировых прокатах. Поэтому игнорировать компьютерный спорт сегодня невозможно. Казанский и татарстанский киберспорт как самостоятельное явление находится пока в зачаточном состоянии. И, пожалуй, если не развивать его сейчас, завтра можно остаться на обочине цивилизации. «Реальное время» рассказывает, до каких масштабов сегодня вырос киберспорт и какое место в этом движении занимает Казань.

Россия пока недостойна своих киберспортсменов

Тот факт, что киберспорт — динамично развивающийся не просто вид спорта (да-да, официально признанный в России вид спорта), но и серьезное явление, вокруг которого будет генерироваться все больше зрителей, интереса СМИ и, самое главное, денег, неизвестен только людям, совсем уж далеким от технологий и тенденций.

Другое дело, что Россия в компьютерном спорте, как и во многих других зрелищных и любимых на всей планете видах спорта, пока далеко не лидер. И если уровень игроков и российских команд еще можно сопоставлять с ведущими азиатскими или американскими соперниками, то во всем остальном — освещении, организации турниров, и, конечно же, в финансировании наша страна заметно уступает не только Китаю, Южной Корее или США, но даже Украине. Последняя уже провела свой «мэйджор» (major — серия международных турниров в различных точках планеты с крупным призовым фондом, нечто вроде серии ATP в теннисе). Чтобы вы понимали масштабы мероприятия: в пиковый момент на трансляции The Kiev Major было 5 249 343 зрителя (если не учитывать китайских зрителей, то 842 357).

Россия таких крупных турниров пока не проводила. Хотя команды бывшего СНГ Virtus.Pro, NaVi и Valve периодически заявляют о себе на этих турнирах, вынося опытных китайцев. Ситуация в отечественном киберспорте чем-то схожа с ситуацией вокруг команды регби-7. Там тоже наши спортсмены одни из лучших в мире, но спонсорами, болельщиками и СМИ поддерживаются слабо. В киберспорте все в порядке разве что с болельщиками.

— Не могу сказать, что американцы и азиатские игроки ушли слишком далеко, — рассуждает в разговоре с «Реальным временем» Ринат Байбеков, один из основателей казанской киберспортивной организации Tatgames. — Все-таки тот факт, что у нас в стране, в отличие от многих европейских стран, компьютерный спорт признан официально видом спорта, уже говорит о многом. Да, мы не можем пока говорить, что достигли уровня Америки и Азии, но шансы есть.

«Тот факт, что у нас в стране, в отличие от многих европейских стран, компьютерный спорт признан официально видом спорта, уже говорит о многом. Да, мы не можем пока говорить, что достигли уровня Америки и Азии, но шансы есть». Фото vk.com

— В российском киберспорте есть деньги, сравнимые с теми, что крутятся в азиатских и американских турнирах?

— Сложный вопрос. Может быть, на федеральном уровне. Но и тут сомневаюсь, потому что приходится привлекать спонсоров, ведь призовые на российских турнирах не такие большие.

— Примерная сумма?

— По FIFA могу сказать, что призовые небольшие вообще во всем мире. По остальным дисциплинам призовой фонд у нас, может быть, в районе одного миллиона долларов. В то время как на международных турнирах только победитель получает 11 миллионов. Вот если взять Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу, то в рублях там победитель получал 3 миллиона. Наша университетская команда выиграла 1,5 миллиона. Вот такие суммы в России. У нас пока не сложилась структура соревнований. Даже студенческий турнир организовывала федерация компьютерного спорта России, а это все-таки общественная, не коммерческая организация.

По словам Байбекова, ближайшей его целью и является создание коммерческой организации по западной системе проведения соревнований. «Нужно делать из этого шоу. Потому что чем больше шоу, тем больше аудитория, а чем больше аудитория — тем больше спонсоров. Соответственно, и призовые будут больше. Конечно, не сегодня, но, может быть, когда-нибудь», — надеется он.

Казань — за киберспорт, российские спортивные чиновники — против

Татарстан, который позиционирует себя как один из передовых регионов России и активно поддерживает развитие информационных технологий, конечно, старается идти в ногу с тенденциями. Турниры по различным дисциплинам в Казани нет-нет да проходят.

Прошлой осенью в «Татнефть-Арене» проходил турнир среди клубных команд по игре World of Tanks с призовым фондом 100 тысяч долларов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Так, например, прошлой осенью в «Татнефть-Арене» проходил турнир среди клубных команд по игре World of Tanks с призовым фондом 100 тысяч долларов. Умудрились тогда, кстати, провести сразу два турнира: финал сезона золотой серии WGL9 и суперфинал турнира «Время танков». В последнем победила казанская команда. И чтобы было понятно, насколько столица Татарстана уже влилась в киберспорт как шоу, стоит сказать, что зрителей только на самой арене тогда было больше, чем порой собирает хоккейный «Ак Барс». Еще 200 тысяч зрителей со всего СНГ следили за сражениями в режиме онлайн.

— Казань выбрана неслучайно. Здесь находится примерно 400 тысяч наших «танкистов», — говорил тогда Николай Небышинец, глава издательского направления Wargaming в СНГ. — Во-вторых, правительство республики Татарстан оказывает большую поддержку в развитии и IT, и молодежи, и киберспорта. Так что мы здесь неслучайно.

Помимо «танчиков», не столь распространенных в остальном мире, Казань уже принимала LAN-турнир по Dota 2 в «Пирамиде», где приняли участие именитые отечественные команды Duza Gaming и Virtus.Pro. Ну а предстоящей осенью все в той же «Татнефть Арене» ожидаются турниры сразу по нескольким популярным дисциплинам СS:GO, World of Tanks и Dota 2 под единой эгидой «Кубка Вызова TNA», в которых примут участие игроки и команды из России, Белоруссии и Азербайджана.

Что же касается киберфутбола, которому в Казани в последние пару лет уделяется все больше внимания сверху, то здесь, конечно, ни таких денег, ни такого внимания зрителей нет. Хотя, и тут «движуха» набирает обороты. Киберфутбол получил статус официальной дисциплины в России, он включен во Всероссийский реестр спортивных дисциплин.

Кроме того, весной в Казани прошел мощный турнир по дисциплине FIFA под эгидой Российского футбольного союза, где принимали участие 16 игроков, представляющих клубы лиги. И еще несколько игроков — «хедлайнеров» из европейских стран. То есть как это игроки, представляющие футбольные клубы, спросите вы. Все верно, теперь в каждом клубе РФПЛ, помимо тех игроков, что занимаются реальными мячами и воротами, есть еще один игрок, защищающий честь своей родной команды на турнирах по киберфутболу. Уже в феврале Уфа приняла первый Кубок РФПЛ по киберфутболу. Только первый день этого турнира суммарно увидели более 3 миллионов зрителей. Ну а в апреле Казань вновь собрала этих ребят в «Пирамиде».

А вот вице-премьер правительства и президент РФС Виталий Мутко отнесся к развитию киберспорта скептически, заявив, что государство поддерживать его не будет. В интервью он заявил, что компьютерного спорта в программе Олимпийских игр 2024 нет, и пока государство финансировать его не собирается.

Весной в Казани прошел мощный турнир по дисциплине FIFA под эгидой Российского футбольного союза. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Организованный киберфутбол в Татарстане на зачаточном уровне

Однако эти турниры проводятся все же не совсем по тем законам бизнеса, как на Западе или в Азии. Как это часто случается со спортом в России, призовыми фондами и организацией здесь занималась общественная структура РФПЛ и другие общественные организации.

Делать из компьютерного футбола шоу и бизнес пока решились только ребята из Казанского федерального университета, которые и организовали год назад киберспортивную организацию Tatgames.

— Мы собрались с ребятами буквально год назад. Сначала у нас была идея провести соревнования для студентов, чтобы вовлекать людей в это движение, — продолжает Ринат Байбеков. — Но у нас в республике на данный момент нет никакой региональной системы соревнований, поэтому мы предложили идею проводить соревнования по FIFA не только студентам, но и всем желающим. То есть, по сути, инициировали создание киберспортивной организации, которая будет проводить не только турниры. Скорее всего, мы будем создавать свою киберспортивную команду, чтобы она представляла нашу республику. Также в наших планах создать крупный турнир по FIFA и приглашать на него игроков со всей России. И, быть может, в будущем создать один из престижнейших международных турниров. Выходы непосредственно на игроков у нас есть, но все упирается в финансовый вопрос. Если бы были деньги, вполне реально было бы проводить в республике такое ежегодное мероприятие, за которым будут наблюдать миллионы людей.

— Расскажи, как выглядит ваша структура. Где вы базируетесь? Какова ситуация с оборудованием и консолями?

— Касательно техники у нас тоже есть проблемы. Потому что площадок для проведения киберсоревнований не так много. В Казани есть несколько компьютерных клубов, где имеются две-три консоли, но этого не всегда достаточно. Поэтому приходится либо арендовать, либо находить своими силами, у друзей и знакомых.

«Тем, кто занимается футболом, проще играть в киберфутбол. Чего нельзя сказать про другие дисциплины». Фото vk.com

— Почему выбрали FIFA, в которой призовые меньше, чем в той же Dota?

— Я все-таки сам футболист, играю и в реальный футбол. У дисциплины FIFA такая особенность, что очень много людей, играющих в футбол, играют и в киберфутбол. Потому что все равно нужно понимать, под каким углом подходить к воротам, под каким углом давать пас. Это все нужно чувствовать. И тем, кто занимается футболом, проще играть в киберфутбол. Чего нельзя сказать про другие дисциплины.

Эрик Добролюбов
СпортКиберспорт

Новости партнеров