Новости раздела

Вишневый сад: Сергей Рыжиков, как чеховский Фирс, в одиночку противостоял «Зениту»

В Петербурге солнечно и тепло. «Петровский», как всегда, продуваем с Невы, но, конечно, это не идет ни в какое сравнение с днем 30 марта 2008-го. Тогда ваш автор вел из этой же открытой всем ветрам ложи прессы онлайн репортаж об одном из первых в сезоне матчей команды Бердыева против «Зенита» Адвоката во главе с Аршавиным. К перерыву я совсем закоченел, голос дрожал от нестерпимого холода, и только великолепные голы Семака и Карадениза и блестящая победа принесли необходимое внутреннее тепло и чувство гордости за «Рубин». Подобно тому, как Петр Первый на этих берегах прорубил окно в Европу, победа на Неве стала для «рубиновых» знаменательной — именно с нее началось восхождение команды к первому в истории Казани чемпионству и европейскому признанию. А вчера мы увидели, во что превратился «Рубин» нынешний.

Игра без ворот

Наставники соперников Мирча Луческу и Хави Грасия дебютируют в российском чемпионате. Правда, дебют румынского специалиста можно считать условным: все-таки он столько лет проработал в Украине — стране, очень близкой нам по порядку (вернее, отсутствию оного) и ментальности людей (а в случае с тренером — футболистов, даже несмотря на то, что в подчинении Луческу бразильцев почти всегда было больше, чем славян). Но вот в сроках и трудностях адаптации к новому для них чемпионату и умудренный опытом румын, и по тренерским меркам молодой испанец находятся в равных условиях. И, надо признать, дела у первого складываются пока заметно лучше: он уже и первый свой трофей в России завоевал, и на международной арене успел пошуметь, повторив рекорд Лиги Европы по «выпутыванию из безнадежной ситуации».

Первая победа раскрепостила психологически и казанских футболистов, и их рулевого, но о ней предстояло как можно скорее забыть и оптимально настроиться на нового соперника, потому что достойное противоборство не с «Уралом», а с российским топ-клубом «Зенитом» должно было дать ответ на вопрос — на правильном ли пути находится Грасия в своих творческих поисках. Победный состав испанец решил не менять, а Луческу после матча в Нетании дал отдохнуть Лодыгину и выставил в ворота Михаила Кержакова.

Первые минуты прошли в борьбе за овладением плацдармами в центре поля. Успех был переменный, а первый удар в сторону ворот на 5-й минуте головой нанес Самбрано. Крайне осторожная с обеих сторон игра не спешила раскрываться: на 11-й минуте Жирков со своего левого фланга сделал опасный прострел, но этот эпизод не подтолкнул соперников к более решительным действиям.

Размеренное течение матча на 15-й минуте нарушила двухходовка Дзюба — Жирков, которая была остановлена в штрафной недозволенным приемом. При желании, судья Матюнин мог закрыть на это нарушение глаза, но фол, скорее, был, чем не был, и арбитр указал на точку. Кришито развел мяч и Рыжикова по разным углам, и «Зенит» повел в счете. Почти сразу же захромавшего Витселя заменил Маурисио, но для гостей эта замена не стала каким-то облегчением.

Левый фланг питерцев благодаря усилиям неугомонного Жиркова продолжал раздувать угли в штрафной казанцев. Ближе к окончанию получаса игры гости попытались создать что-то опасное на территории хозяев, но оборона бело-сине-голубых сбоев не давала и начиналась еще в середине поля, так что «редкая птица» долетала до владений Кержакова-младшего. Ситуацию попытался обострить Дзюба, но замедлил ход и запутался в ногах казанских защитников. На 32-й минуте Мак и Жулиано затеяли интересную комбинацию со сменой мест, но у бразильца, находящегося прямо против ворот Рыжикова, мяч свалился с ноги.

На 35-й минуте Жонатасу бросили мяч на ход, соперники понадеялись на положение «вне игры», и бразилец получил определенную фору, но сыграл бездарно, замедлившись на лицевой линии, и вместо острого прострела подкинул мяч в руки Кержакову. На 41-й минуте с этого же правого фланга Рочина навесил со штрафного, но мяч перелетел через всех футболистов, скопившихся в штрафной, включая Кержакова, и покинул пределы поля. Малособытийный, мягко скажем, первый тайм завершился с минимальным преимуществом хозяев и вспомнить его содержательную составляющую было делом нелегким.

Жалко только Рыжикова

В перерыве матча овации трибун вызвала информация о присутствии на трибуне Германа Семеновича Зонина, тренера знакового и для Санкт-Петербурга (вернее, Ленинграда), и для Казани. Выдающемуся наставнику, родившемуся в Казани и после войны выступавшему за «Динамо» из столицы Татарии, 9 сентября исполнилось 90(!) лет, и просто жаль, что взору футбольного гуру была предложена настолько кислая игра команд из родных ему городов. Грасия, пытаясь изменить ситуацию на поле, на второй тайм выпустил Лестьенна и Оздоева вместо, соответственно, Рочины и Камболова, но не успели те освоиться на поле, как «Рубин» получил вторую пробоину.

На 53-й минуте Дзюба воспользовался провалом на левом фланге казанской обороны, прошел к лицевой линии и мягко навесил во вратарскую. Рыжиков оказался отыгран, и Маку не составило труда поразить пустые ворота. Для гостей все стало совсем уныло, и было непонятно, за счет чего (или кого) Грасия собирается переламывать ситуацию.

«Секс вместо матча»

Третий гол спустя минуту забил Жулиано в ситуации, когда защитники гостей, словно зрители, пассивно наблюдали за потугами одинокого Рыжикова прервать очередную фланговую атаку хозяев справа. На поле повторялась картина недельной давности из матча «Рубин» — «Урал», только в роли екатеринбургских мальчиков для битья выступали беспомощные, инертные и безразличные к происходящему на газоне футболисты в бордово-золотых цветах. Настало время отличиться и самому Дзюбе, что и было с успехом совершено на 63-й минуте. В этой ситуации по-человечески жалко было только одного человека — Сергея Рыжикова. Как загнанный в угол перед расстрелом старый цирковой зверь, он метался в «клетке», в которую превратилась его штрафная, не находя ни сочувствия, ни помощи. Ей-богу, если бы в разгар этого «тайма позора» ветеран «Рубина» попросил замену и покинул поле, никто не посмел бы его осуждать.

Хочется отметить и питерских болельщиков. В минуты эйфории они пели здравицы в честь своего клуба, но ни разу не опустились до унижения соперника. Футболисты «Рубина» же действовали словно в известном анекдоте: «поле ровное, погода чудесная, соперник дает играть — в общем, все против нас…» Выход «кудесника» Лестьенна тоже мало что изменил — однажды на его светлую голову навесили, но он мимо мяча проскочил и… все. Вспомнилось, как Максима три года назад отлучили от молодежной сборной своей страны за «секс перед матчем». В этот вечер за «сексом вместо матча» наблюдали болельщики на «Петровском» — это было, возможно, и возбуждающе, но, увы, только для одной стороны. Для тех, кто приехал отбывать номер, занятие сие ни удовлетворения, ни уж тем более радости не приносило. Хотелось одного — чтобы все это быстрее закончилось.

Вместо эпитафии

Вот и уплыли все наши надежды на то, что «они наконец сыгрались», «они — мастера, просто нужно дать время..», «вот теперь, после первой победы, пойдет…». Наверное, «Урал» дома и «Зенит» в гостях — разные вещи, и правило «выигрышный состав не меняют» в такой ситуации не действует.

Удивительно также, с каким перепадом действуют футболисты: Рочина получил столько вистов после предыдущей игры, что, похоже, немного «поплыл», и на «Петровском» мы увидели его тень. Серхио Санчес по уровню игры на ключевой позиции в центре обороны является такой же тенью Кверквелия, но кто бы открыл на это глаза Грасии? Так пройтись можно почти по всем, кроме Рыжикова, но стоит ли? Давайте еще раз, скрепя сердце, спишем все на процесс становления и «трудности перевода» и перевернем эту главу… Вот только Сережу Рыжикова жалко. Не заслуживает он роли старого Фирса, брошенного на медленное угасание в безжалостно вырубаемом вишневом саду…

Александр Норден, фото fc-zenit.ru
Спорт

Новости партнеров