Новости раздела

Переполох в Монако: почему треть пелотона не доехала до финиша

В Монте-Карло прошел очередной и самый зрелищный этап Гран-при «Формулы-1» текущего сезона

Гран-при Монако считается среди поклонников «королевских» гонок «Формулы-1» самым интересным и зрелищным. И то правда — узкие улочки, резкие повороты. Эта трасса, пожалуй, больше прочих нивелирует технологические возможности «конюшен». Здесь на первое место выходит мастерство и хладнокровие пилотов. Прошедший гоночный уик-энд предсказуемо изобиловал авариями, нанеся существенный ущерб, в том числе и финансовый, целому ряду команд «Формулы-1». Прорыв Force India на подиум, ленивцы-механики из Red Bull, негерметичный руль Квята и неуступчивый Перес из Sauber. Чем еще запомнились четыре дня Гран-при Монако? Спортивная редакция «Реального времени» рассказывает, почему «Формула-1» становится интереснее с каждой гонкой.

«Самая-самая» трасса

Эта гонка — одна из самых, если не самая захватывающая в сезоне. Взять хотя бы тот факт, что трасса княжества весьма коротка. Пилоты на ней проходят всего лишь 3 337 метров за круг, а этих самых кругов лишь 78. И все для того, чтобы уложиться в требования FIA: гонщики должны проезжать как минимум 260 километров за гонку. На трассе 19 поворотов, из них 6 левых, 12 правых и один круговой.

Уже первый поворот — Sainte Devote — идет под 90 градусов. Не забудем и про большое количество кочек на повороте. Повороты Beau Rivage, Massanet и Casino сами по себе не сложны, но в совокупности дают довольно интересные, подчас аварийные результаты. А вот повороты с пятого по восьмой — Mirabeau Haute, Fairmont Hotel, Mirabeau Bas и Portier — создают вместе, возможно, самую интересную шикану во всей «Формуле-1».

Однако нельзя забывать про следующий поворот, названный довольно просто — Tunnel. Вход в тоннель с поворотом осуществляется с торможением до нуля километров в час. Шикану Nouvelle Chicane тоже нельзя сбрасывать со счетов: трасса узкая, прибавьте к этому более низкие поребрики. Поворот Tabac также очень сложен сам по себе: начинается довольно резко, а затем очень плавно переходит в еще два резких поворота — Louis Chiron и Pischine. А дальше повороты с 16-го по 19-й идут практически друг за другом: успевай вертеть руль и голову — вдруг кто-то потерял управление?

Меньше одной десятой

А следить надо было! Только на первой тренировке Масса разбил машину в первом повороте, Гутьеррес, как всегда, получил в подарок проблемы с силовой установкой, Палмер разбил подвеску о барьер, а болиды Баттона и Росберга получили повреждения от «взлетающих» люков дренажной системы. И это при том, что на уик-энд Гран-при Монако заваривают сваркой все люки: в гонке под болидами настолько низкое давление, что люки дренажной системы начинают, попросту говоря, летать, будучи не заварены. Так что известная присказка про люки и «глюки» в данном случае не работает.

Из спортивных сенсаций главной стоит признать провал Райкконена, который уже на первой тренировке умудрился уступить даже двум болидам Force India (Хюлькенберг совершил чудо и прорвался на седьмую позицию) и занял в итоге позорное для «Феррари» девятое место. Сам Райкконен вновь посетовал на болид: «Тренировки прошли неидеально, но это лишь первый день уик-энда. Утром меня не вполне устраивало поведение машины, днем ситуация улучшилась, но нам предстоит еще многое сделать. Здесь непросто выступать, когда не все складывается так, как хотелось бы». Но, как известно, плохому гонщику могут мешать две вещи: или кривые руки, или прямые извилины мозга. У Кими вроде ни того, ни другого за годы его карьеры не наблюдалось. Но вот и на старуху бывает проруха.

А Хэмилтон глотает пыль

Несмотря на все заявления Кими, катализатором аварий во второй практике стали отнюдь не технические проблемы автомобилей. Просто это Гран-при Монако — пожалуй, самая сложная трасса в сезоне, которая предъявляет повышенные требования пилотам. Вот и на второй практике на одном и том же месте — выезде из тоннеля — разбили болиды Грожан и Харьянто. А Магнуссен также не справился с управлением уже в 19-м повороте. В итоге не обошлось без первых сенсаций. Так, Дэн Риккьярдо возглавил пелотон, оставив Хэмилтона глотать пыль, витающую на трассе в 0,6 секунды после того, как Дэн проехал. Кто там списывал ветерана «Формулы-1» со счетов после четвертого места в Барселоне, после подиума Ферстаппена? В бой, как обычно, идут одни старики.

Логично, что коллеги задали Дэну вопрос о том, навяжет ли он борьбу парням Тото Вольфа. Логичным выглядит и ответ испанца: «К сожалению, пока мы не соответствуем их уровню. Для этого нужно сделать еще несколько шагов. Но новая версия силовой установки более мощная, так что один шаг уже сделан. В отличие от прошлогоднего обновления моторов в Бразилии, на этот раз я действительно чувствую прогресс». Действительно, не случись глупейшего инцидента на третьем повороте барселонской трассы — не видать голландскому вундеркинду Ферстаппену и любимцу Хорнера звания победителя Гран-при.

В интервью, вспоминая прошлый Гран-при, Нико Росберг сказал: «Произошедшее в Барселоне осталось в прошлом — я уже не думаю об этом и смотрю вперед. Я сконцентрирован на этапе в Монако и постараюсь победить». В этих словах слышится сокровенное и плохо скрываемое: «Я хочу утереть нос Льюису». «Произошедшее уже в прошлом, мы движемся вперед, а наши отношения остались такими же, как раньше. Ничего не изменилось», — продолжает Нико. Ага, мол, мы все так же продолжаем тихо ненавидеть друг друга.

Наконец, вернемся к «нашим баранам». Российский гонщик Даниил Квят опять ехал впритык к Максу, обогнал Сайнца и в итоге закончил четверг на пятой строчке. Что касается «Феррари», то оба болида опять провалились. Force India, может, и потеряла позиции, но выступила в итоге лучше, чем обычно, а Эстебан Гутьеррез совершил подвиг — обогнал Романа Грожана.

Force India: Индия действительно сильна

Manor не изменил традициям и в третьей части свободных заездов вновь «замкнул» пелотон. Первым оказался Феттель, на 0,18 позже финишировал Хэмилтон, а еще позже, на 0,122 секунды от Себастьяна клетчатый флаг увидел и Нико Росберг. Третьим и четвертым финишировали Рикьярдо и Ферстаппен соответственно.

Причем Макс уступил Дэну целых три десятых, зато его чуть не обошел Даниил Квят — тому оставалось улучшить время круга менее чем на одну десятую. Карлос Сайнц финишировал также «впритык» к российскому гонщику. Ну а «замкнули» первую десятку Перес, Райкконен и Хюлькенберг. Да-да, вы не ослышались — Force India обогнала-таки Ferrari, и конец света уже близок. Шутка.

Силы Force India не исчерпались после феерии в свободных заездах, и в результате Нико Хюлькенберг стартует пятым в квалификации, а Серхио Перес — восьмым. Но настоящим чудом можно считать поул Дэниеля Риккьярдо! Рядом с ним в воскресенье стартовал Нико Росберг, за ним, на третьей позиции, — Льюис Хэмилтон. А Себастьян Феттель все больше и больше напоминает мне Арсена Венгера из футбольного «Арсенала». Оба любят четвертые места, только в разных видах спорта. Про болид Force India на пятом месте мы уже говорили, но удивительно то, что Хюлькенберг обогнал-таки Кими Райкконена! Но тот к тому же потерял пять мест на старте из-за смены коробки передач.

Что случилось с болидом Квята?

Вместо финна в воскресенье на шестой позиции начал гонку Карлос Сайнц, за ним — Серхио Перес, а вслед за ними — россиянин Квят. Даниил не очень удачно въехал в поворот Pischine, наехав на поребрик, что привело к «грязному прохождению» последующей тройки поворотов. Забегая вперед, именно этот эпизод отметил позже Квят как ключевую причину провала в самой гонке. «Я немного больше заехал на поребрик, но этого оказалось достаточно, чтобы с машиной что-то произошло».

Но все это цветочки, настоящим подарком госпожи Интриги можно считать то, что болид уже в первой сессии квалификации разбил всеобщий любимчик Макс Ферстаппен! Из интервью Макса может показаться, что его ошибка, приведшая к разбитому Red Bull, на самом деле пахнет детством, а не неизбежностью: «Все просто: я повернул чуть раньше, чем было нужно, слегка чиркнул по барьеру с внутренней стороны, но из-за этого контакта сломались рулевые тяги. Я уже не мог работать рулем, и машина улетела прямо в барьер».

Одна треть — лишняя

Макс Ферстаппен успел разбить болид два раза за два дня. И это не единственный, а седьмой сход в Монако по ходу гонки. Между прочим, семь гонщиков — это треть всего пелотона. Палмер на своей Renault потерял управление на стартовой прямой и врезался в барьер. Кими Райкконен разбил переднее антикрыло, при этом, доезжая до пит-лейна, заблокировал Грожана, чуть не спровоцировав аварию.

Даниил Квят сначала направился в хвост пелотона из-за проблем с электроникой. «Барахлящая электроника» — это «безопасное» определение для официальных отчетов. На самом деле у Даниила просто-напросто залило руль и включился режим ограничения скорости для пит-лейна. Дальше — больше: россиянин совершил грубую ошибку при обгоне и протаранил соперника, на этот раз Кевина Магнуссена. Между прочим, агрессивная езда стала уже рецидивной для Квята.

Ферстаппен же разбил болид на 35-м кругу гонки, при этом ошибка воскресная очень похожа на субботнюю ошибку в квалификации, притом что до этого Макс показывал отличный пилотаж и с 21-го места сумел прорваться на 9-е. Магнуссен же повредил переднее антикрыло и тоже сошел с дистанции. Но интересно то, что второй раз подряд мы видим коллективный сход команды. Произошло это в команде Sauber. Фелипе Насра попросили пропустить вперед Маркуса Эриксона, объяснив это тем, что Маркус банально быстрее Фелипе. Наср не повиновался, и Эриксон, попытавшийся было, как ему было сказано, пройти Фелипе, врезался в напарника.

Сюрпризы княжества Монако

Впрочем, не одними сходами будет вспоминаться у наших потомков гонка в Монте-Карло 2016 года. Считаем нужным опять упомянуть о сногсшибательном выступлении команды Force India. Серхио Перес занял третье место, отыграл пять позиций, обогнав такого мастодонта королевских гонок, как Себастьян Феттель.

Конечно, индийцы получили обновленный двигатель, но, для этой команды финансы уже не просто поют романсы, а орут благим матом, как стая мартовских котов, и, естественно, их моторы заведомо слабей Mercedes, Ferrаri и Red Bull.

Тут команде из Индии сыграла на руку трасса: в Монте-Карло мощь мотора не играет роли, первую скрипку играют мастерство пилотов и настройка шасси. Однако же мы должны поздравить Серхио с просто великолепной гонкой. Сам Перес довольно легко признался, в чем же состояла выигрышная стратегия команды: «Мы приняли верное решение, поставив шины Soft, чтобы доехать на них до финиша. Этот состав эффективно работал на нашей машине до конца гонки. Я контролировал темп, и, хотя Себастьян Феттель был намного быстрее, я сохранил шины, поэтому мог прибавить, когда в этом была необходимость».

А вот кто имеет право метать шлемы, пинать болид и орать на механиков, так это Дэниель Риккьярдо. Австралиец шел во главе пелотона, но, к несчастью, решил заехать на пит-стоп. Почему к несчастью? Потому что к пит-стопу механики вынесли слики Ultra Soft вместо запрошенных Рикьярдо Super Soft. В итоге пит-стоп занимает чуть больше тринадцати секунд, а Хэмилтон занимает первую позицию.

Прибавим к этому седьмое место Нико Росберга, и Гран-при Монако может на равных соперничать с Гран-при Барселоны по интересу и зрелищности.

Артур Халилуллов, Артур Хисматулин, фото formula1.com
Спорт

Новости партнеров