Новости раздела

Станислав Еремин: «В 2003-м УНИКС мог стать чемпионом»

Любителям баскетбола нет нужды представлять Станислава Еремина – девятикратный чемпион СССР как игрок, девятикратный чемпион России в роли тренера. Именно этот специалист выиграл с УНИКСом первый еврокубок, впервые вывел в финал чемпионата страны. На днях Еремину исполнилось 65 лет, грех было не побеседовать с великим тренером, что и сделал корреспондент «Реального времени».

Тринкьери был кандидатом на пост наставника сборной России

— Я правильно понимаю, что на данный момент вы президент БК «Урал» (Екатеринбург), вашего родного клуба?

— Да. Так и есть, всегда что-то впервые происходит. Надеюсь, так и останусь президентом, не хочу больше менять должности.

— Значит, тренер Еремин уже в прошлом, вы с 2011 года не практикуете?

— Так вам все и расскажи… В жизни всякое бывает.

— Правда ли, что наряду с Василием Карасевым и Сергеем Базаревичем в качестве кандидата на пост главного тренера сборной России рассматривался и итальянский специалист Андреа Тринкьери?

— Тренерский совет может только рекомендовать кандидатов, а все решения принимает исполком федерации во главе с президентом. Мы предложили три кандидатуры, из которых был выбран Базаревич. И Тринкьери был достаточно приемлемой кандидатурой, так мы посчитали, но, видимо, не удалось договориться по финансовым условиям. Повторюсь, тренерский совет не ведет никаких переговоров, это чисто совещательный орган РФС.

«Тринкьери был достаточно приемлемой кандидатурой, так мы посчитали, но, видимо, не удалось договориться по финансовым условиям». Фото unics.ru

— У вас было немало игроков, с которыми вам было приятно работать. В свое время вы называли Мартина Мююрсеппа, Игоря Куделина, Василия Карасева, Вадима Панина, Валерия Лиходея. Двое последних играют сейчас в УНИКСе, поэтому не могу не спросить: состав любимцев не изменился?

— Любимый, нелюбимый — неправильно так говорить. Конечно, когда выигрываешь титулы и кубки, твои игроки становятся для тебя любимыми, как и ты у них. Когда проигрываешь – получается обратная картина. Любимчиков у меня не было и нет. Есть игроки, к которым я отношусь с благодарностью. Да, это Игорь Куделин, Андрей Спиридонов, Сергей Панов. Те, кто мне был близок по духу, — Валерий Тихоненко, Гундарас Ветра, Валерий Дайнеко, Игорь Курашов. В УНИКСе Мююрсепп — я уважаю таких интеллигентных игроков, которые не только играют, но и умеют создавать обстановку в команде.

Поражение на Олимпиаде-1980 самое обидное…

— Это стечение обстоятельств, разница поколений или объективная реальность, что в последний раз наша сборная, еще в СССР, была чемпионом мира в 1982 году, в Колумбии?

— Я думаю, что это объективная реальность. Сегодня нам не так просто что-то выиграть. Потому что, к сожалению, уже нет сборной СССР, составленной из россиян, украинцев, литовцев, грузин, латышей, эстонцев. Это была очень сильная сборная, поэтому было проще что-то выиграть. Хотя и тогда были достойные соперники в виде сборных США, Югославии. Жаль, что сборная России пока не приблизилась к мировому титулу.

— Не могу не спросить и про московскую Олимпиаду 1980 года. Что же помешало домашнему триумфу?

— Это одно из самых обидных моих поражений в жизни. Мы были достойны «золота», но спорт жесток, наказывает за самоуверенность. Мне кажется, что наши крупные победы в подготовительный период сказались в тот момент, когда мы столкнулись с настоящими трудностями. У меня есть свое видение нашей неудачи…

«Для меня он самый правильный человек, идеальный спортсмен. Можно его любить или не любить, но никто не скажет, что Кандель был неискренним в жизни и игре». Фото sports.ru (Александр Кандель четвертый справа)

— Это правда, что вашего одноклубника по «Уралмашу», центрового Александра Канделя не раз приглашали в ЦСКА, но он каждый раз, в отличие от вас, отказывался?

— Мне кажется, этот человек был великим баскетболистом и, может быть, самым недооцененным. На примере таких людей нужно воспитывать чувство патриотизма и чувство долга, порядочность, мотивацию. Для меня он самый правильный человек, идеальный спортсмен. Можно его любить или не любить, но никто не скажет, что Кандель был неискренним в жизни и игре. Наверное, в его время [Кандель родился в 1935-м, умер в 2005-м, — прим. ред.] было много классных центровых. У него были достойные конкуренты, но его заслуженно брали в сборную СССР, он заслуженно становился чемпионом Европы, но не всегда такой правильный и правдивый человек, как Кандель, был удобен. Заменить в то время его всегда можно было. Основной причиной, по которой он не задержался в сборной, был его не совсем удобный характер, правдивость, честность и порядочность, да и по своему игровому потолку это был не Арвидас Сабонис, не Сергей Белов. Но он показывал такие феноменальные матчи. И когда говорят про бросок-крюк, то ни у кого — ни у наших, ни у американцев — ни разу в жизни, когда играл и после, я не видел таких крюков, как у Канделя, это было его фирменное оружие. Даже близко никто не исполнял так, как Кандель. К сожалению, сегодня этот технический прием забыт современными баскетболистами.

Ребята из ЦСКА не уступали звездам НБА

— В роли разыгрывающего ЦСКА и сборной СССР вам довелось играть против таких звезд НБА, как Ларри Берд и Мэджик Джонсон. В Европе тогда были игроки не хуже?

— Это были настоящие звезды, мне повезло играть против них. Не стоит проводить прямые параллели, мы играли с ними, обыгрывали их, когда этим парням было лет по 20. То, что они показывали к 30 годам, в период своего расцвета, был другой баскетбол, они стали суперзвездами, мы-то были в тот момент старше, опытнее. И тем не менее я уверен, что такие наши игроки, как Сергей Белов, Анатолий Мышкин, Сергей Тараканов, Иван Едешко, Валдис Валтерс, чуть позднее — Вальдемарас Хомичюс, Игорь Куделин – эти игроки смотрелись даже на уровне звезд НБА, ни в чем им не уступали, наверняка могли бы достойно выступать в НБА.

— В хоккее Канада может выставить не одну великолепную сборную, как и США в баскетболе, американцы играют едва ли не в каждой европейской, и не только, команде. Это норма для родины баскетбола?

— Это результат системного подхода. Мы видим, насколько популярен баскетбол в американских школах, как ребята обожают там играть в дворовый, уличный баскетбол – все это одна пирамида, на вершине которой игроки НБА. Там невероятно популярен студенческий баскетбол, наряду с НБА есть там масса других лиг — развития, и прочих, где молодежь бьется за место в НБА. Столько игроков — естественно, что при такой системной работе в США вырастает так много звезд. Ладно, Америка. Сколько народа живет в Литве? Три миллиона? А сколько там баскетболистов, играющих в Европе и Америке? Если взять бывшую Югославию, почему и там так много классных баскетболистов? Потому что там, плюс Испания и Франция, есть система. А мы далеко от них отстали, растеряли свой опыт, к сожалению. Наши лучшие наработки переняли и в Европе, и в Америке, а мы растеряли, к сожалению, пытаясь что-то скопировать, хотя можно много чего хорошего использовать из нашего собственного опыта.

«Мы далеко от них отстали, растеряли свой опыт, к сожалению. Наши лучшие наработки переняли и в Европе, и в Америке, а мы растеряли, к сожалению, пытаясь что-то скопировать». Фото vladnews.ru

— Продолжая тему Америки. Ваш старший сын Максим, гражданин США, давно не был на родине?

— Да, давно, к сожалению, к спорту он не имеет никакого отношения. Но я горжусь им, он на сегодня один из лучших молодых — не по возрасту, а по стажу работы — фотографов США, работает в Атланте. Любой может зайти на его сайт и убедиться в моих словах. При том, что он всего пять или шесть лет занимается фотографией, но уже успел добиться больших успехов. Бывал я у него в гостях, видел своего внука Генри. Мой младший сын, Георгий, тоже не занимается баскетболом, к сожалению, как бы мне этого ни хотелось, но он спортивный парень. Он увлекся модными джимбаром, воркаутом — это уличная гимнастика. И то, что он вытворяет на турнике, дано не каждому, я им горжусь…

Про отравление ЦСКА хотят снять фильм

— Почему история с отравлением ЦСКА в Афинах в марте 1995 года в играх Лиги чемпионов с «Олимпиакосом» так и не получила своего продолжения? Вы были тогда главным тренером ЦСКА…

— Да, ЦСКА тот матч доигрывал втроем… Мы все были в одной команде, я тоже пил ту самую минералку. Те, кто играл, пили больше, они же в процессе игры теряли много жидкости, я меньше. У кого-то организм был больше к этому предрасположен, к данному препарату, что и сказалось. Мы все были в разных условиях. И степень отравления была разная… Сейчас хотят снять фильм о той истории, берут интервью у ребят, игравших там. Думаю, что есть основания для создания хорошего фильма. Другое дело, что надо понимать специфику середины 90-х годов прошлого века. Мы не знали своих прав, нам говорили, что если мы откажемся играть, то на ЦСКА наложат огромные финансовые санкции, включая рекламу, билеты, телетрансляции, а это было страшно. Наши игроки тогда получали, условно, 500 долларов в месяц, как и главный тренер, а против тебя играют те, кто получает миллион долларов, и кто за все это ответит? ЦСКА, у которого не было денег?

УНИКС — мой дом родной!

— В УНИКСе вы были главным тренером, вице-президентом, генеральным менеджером, выиграли немало трофеев. Чем запомнилась работа в Казани?

— УНИКС для меня как дом родной. Казань стала для меня вторым родным домом. Начинал работать здесь в 2000 году, здесь я добился неплохих успехов, первый Кубок России выиграли, первый еврокубок, столько лет были наверху, всегда были с медалями. Это результат отношения руководства республики, президента клуба Евгения Борисовича Богачева, мне приятно было работать. В вашей республике всегда была мудрая политика по отношению к спорту. Я всегда интересуюсь не только УНИКСом, но и всеми новостями Казани, этот город постоянно в новостях online, радует, как город развивается, переживаю за вас. Благодарен руководству республики и Богачеву, мне всегда было комфортно работать в Казани. Что касается нынешней команды, то очень рад за Богачева, он своими решениями доказывает, что он по-прежнему боец до мозга костей, хорошо у него отработал Тринкьери, сейчас Женя Пашутин использует свой шанс, президент клуба реанимировал его. Здорово Пашутин работает, ему удалось сделать серьезную команду, я радуюсь за него.

«Я всегда интересуюсь не только УНИКСом, но и всеми новостями Казани, этот город постоянно в новостях online, радует, как город развивается, переживаю за вас». Фото unics.ru

— Сможет ли в этом сезоне УНИКС создать реальную конкуренцию армейцам?

— Конечно, по своему составу в этом году ЦСКА заметно сильнее, особенно по нападению. Однако последнее поражение ЦСКА в лиге ВТБ, где москвичи проиграли дома краснодарскому «Локомотиву», показала, что можно с ними играть и можно побеждать, как ранее показал «Нижний Новгород».

— В ваши первые годы в УНИКСе в финале чемпионата страны ЦСКА брал верх только за счет иных, не игровых ресурсов, вы сами мне говорили осенью 2003 года, что, «действительно, прослеживается связка Перми с Москвой именно против Казани». Мог ведь УНИКС стать чемпионом России?

— Я считаю, что наша команда была тогда самой сильной в России, была достойна звания чемпиона. Из той команды до сих пор играет Петр Самойленко, ему 39 лет. Он из категории бойцов, не очень заметных на площадке, но Петя всегда был настоящим игроком УНИКСа, казанцем, молодец! Я рад за него, что он продолжает спортивную жизнь, дай бог ему здоровья.

— От имени Самойленко и всех ваших подопечных по УНИКСу поздравляю вас с 65-летним юбилеем!

— Спасибо. Мне было приятно получить правительственную телеграмму из Казани, из УНИКСа. Приятно, что не забывают тех, кто что-то сделал для республики. Без прошлого нет будущего. Я получил очень много поздравлений от руководителей клубов, федераций, особенно приятно было получить поздравления из Казани. Я люблю и помню Казань! Это один из самых красивых моментов моей жизни… Благодарен людям и городу, где у меня остались самые приятные воспоминания.

Сергей Гаврилов
Спорт

Новости партнеров