Новости раздела

Татарстанский пармезан пришелся не по вкусу итальянским фермерам

Импортозамещающая продукция УК «Просто молоко» вызвала негодование крупной аграрной ассоциации Италии

Итальянская ассоциация фермеров Coldiretti обеспокоена ростом объема поддельной итальянской продукции в России и возмущена презентацией на российском стенде выставки Expo-2015 в Милане итальянских сыров производства татарстанской УК «Просто молоко». Позиции всех сторон этого международного конфликта выясняла газета «Реальное время».

Антисанкционные грабли

Недавнее участие России в международной промышленной выставке Expo в Милане, которую посетил даже сам Владимир Путин, отличалась демонстрацией мощной силы импортозамещения, набравшей обороты в нашей стране после введения так называемых антисанкций.

Самой живой иллюстрацией темы оказалась татарстанская экспозиция. Наряду с продукцией совхоза «Майский», «Татспиртпрома», «Ак Барс Холдинга», «Татпотребсоюза», комбината школьного питания и управления пчеловодства РТ в центре внимания посетителей оказались стеклянные витрины с продукцией холдинга «Просто молоко». Люди удивлялись не только экзотическому национальному продукту под странным названием «корт» (вареный творог коричневого цвета) в пластиковых стаканчиках, «советским» плавленым сыркам в новой упаковке и сметане, а прежде всего «итальянским сырам отечественного производства» Prego Maasdam и Parmigiano-Reggiano. Наличие последних на стенде Татарстана, который посещал Владимир Путин, не прошло мимо внимания и известного журналиста Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ».

Правда, такая смелость отечественного производителя понравилась не всем. А больше всего не понравилась она итальянской ассоциации фермеров Coldiretti (Национальная конфедерация фермеров — самая крупная организация, защищающая права и интересы сельского хозяйства Италии). Она через местную прессу выступила с заявлением об увеличении случаев подделок итальянских товаров в России.

«В России производство сыра в первые четыре месяца выросло более чем на 30%, некоторые продукты, которые непосредственно напоминают итальянские, были представлены в Expo, в комнате, посвященной Татарстану, под брендом Prego», — пишет газета LaPresse.

«Россия глубоко оскорбила итальянских производителей, представив в своем павильоне в рамках выставки Expo поддельные итальянские сыры отечественного производства. Как пишет Reppublica, Coldiretti называет такие действия со стороны России вызовом и оскорблением для страны, которая в течение многих лет борется против поддельных продуктов «made in Italy», — говорится в заявлении организации.

Итальянцы считают убытки

Автор итальянской газеты Liberoquotidiano Аттилио Барбиери (Attilio Barbieri) посвятил почти половину своей колонки экспозиции Татарстана. Правда, написана она, скорее, в шутливой форме.

«Но к концу маршрута (в российском павильоне Expo — прим. ред.) находится настоящая жемчужина российского присутствия. Комната посвящена Татарстану, земле татар (автономная республика в составе Российской Федерации) и ее столице Казани, расположенной в 300 километрах от Москвы. Стеклянный стенд, размещенный почти в центре комнаты, показывает, что это отличный молочный регион. Хороша здесь сметана, но особенно сыр. Его много. Он свежий. С корочкой и в кастрюле. «Эта область известна именно этими продуктами, — говорит хозяйка. — Они славятся по всей России». Здесь ты делаешь для себя настоящее открытие: почти все сыры сделаны в Италии. Большой отдаленно напоминающий по форме Asiago называется Prego. «Итальянский стиль», гласит надпись. «Оригинальный итальянский рецепт» и на втором сыре. Не можете вы и пропустить флаг: белый вымпел в обрамлении красного и зеленого. Очередной раунд, еще один подарок. На верхней полке показаны продукты с брендом «Просто сыр». В этом случае итальянский флаг появился даже на логотипе продукции. В действительности, Россия буквально вторглась на карты таро Италии. Сыры, ветчины, вина: по данным, циркулировавшим в дипломатических кругах, есть более 1 500 таких ложных итальянских брендов. Но нужно обладать большим мужеством, чтобы принести татарское Expo в Италию».

«Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу»

Российская блогосфера, активно подключившаяся к обсуждению итальянской прессы, приводит свои доводы за татаро-итальянские сыры, акцентируя внимание на том, что рецептура производства итальянских сыров в общем-то открыта. Поэтому существует, к примеру, аргентинский пармезан. Вспоминают и про то, что татарстанский триколор тоже состоит из зеленого, белого и красного цветов, так что все зависит только от того, с какого ракурса на него смотреть.

Газета «Реальное время» обратилась за комментарием в пресс-службу «Просто молоко», где нам ответили, что компания «принимала участие исключительно в демонстрационной части выставки». «Сыры были представлены на обозрение в витринах и на дегустацию, но не на продажу», — подчеркивают в молочном холдинге, добавляя, что «коммерческих соглашений о поставке татарстанских сыров в Италию заключено не было».

«Сыры производства УК «Просто молоко» не являются подделкой ни российских, ни итальянских сыров, — настаивают в компании Марата Муратова. — Это оригинальные сыры, произведенные по разработанным уникальным рецептам с помощью специально подобранных ингредиентов, произведенных в Голландии. Сыры соответствуют требованиям технических условий, официально зарегистрированных в ФБУ «Ростест-Москва». Мы не используем в производстве пальмовое масло и какие-либо другие неразрешенные добавки. При производстве используется только натуральное, подобранное по качеству молоко. Сыры с названиями «Маасдам», «Гауда», «Эдам» не могут быть подделкой, это известные всему миру, общепринятые названия сыров. Как известно, сыр маасдам получил свое название в честь маленького городка Маасдам в Нидерландах. Как и сыр эдам, названный в честь города Эдам в Северной Голландии, — изначально это голландский сыр.

К сожалению, сейчас, во время действия эмбарго, некоторые недобросовестные производители для удешевления производства и ускорения созревания сыра используют пальмовое масло и другие добавки. Качественную продукцию подделывают чаще и больше, чем никому не известные марки. Служба безопасности УК «Просто молоко» ведет собственную борьбу с производителями и продавцами фальсифицированной молочной продукции, которые выдают спред за сливочное масло, а сырный продукт — за сыр. Периодически мы проводим контрольные закупки в различных торговых точках Казани и каждый раз небезрезультатно, по результатам информируем контролирующие органы Роспотребнадзора и другие инстанции. Мы, как производители, считаем существующие меры борьбы с фальсификатом неэффективными: штрафные санкции за нарушение мизерные, а возможные негативные для здоровья последствия от употребления такого продукта — огромные. Также страдает и имидж предприятий. Компания «Просто молоко» занимается просветительской работой: совместно с республиканскими СМИ различных видов и направлений мы рассказываем читателям о том, почему нужно внимательно и с осторожностью приобретать дешевые молочные продукты и чем хороши отечественные, местные, проверенные производители, выпускающие продукцию гарантированного качества».

В России Parmigiano reggiano зарегистрировано на «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», а имя Prego свободно

Чтобы понять, насколько обоснованы претензии итальянских производителей пармезана, «Реальное время» обратилось к специалистам по товарным знакам и фирменным наименованиям.

Павел Козел — заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан:

— Пармезан — это же тип сыра. Если речь идет о регистрации товарного знака, то это один вопрос, а если о технологии производства — другой. Например, есть молоко жирности 2,5%, 3,2% — его делают все. Если технология производства как-то защищена, тогда это уже другая ситуация. Сыр «Российский» или сулугуни производят многие. Просто раньше были ГОСТы. Если сыр «Российский», то у него должна была быть определенная степень жирности. Нужно исходить из той правозащиты, которая есть у сыра пармезан, имеющего свое происхождение из Италии. Использование итальянского флага не запрещено. Насколько я знаю, в случае международных разногласий все споры ведутся в Международном суде по интеллектуальным правам в случае предъявления иска правообладателем.

Григорий Бусарев — патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатент»:

— Нормы международного и российского законодательства предусматривают юридическую ответственность за использование наименований, маркировки и сведений, вводящих в заблуждение потребителей. Законность использования подобной маркировки на товарах, импортируемых из России, следует рассматривать с позиции итальянского законодательства.

В России же указание на итальянскую рецептуру и уж тем более использование итальянского флага без соответствующего документального подтверждения рискует попасть под нормы российских законов «О защите конкуренции» и «О защите прав потребителей» за недостоверную рекламу и информацию.

И конечно же, нельзя не обратить внимание на ограничения, связанные с использованием слова «пармезан», а также производных от него. В России действует регистрация такого средства индивидуализации, как наименование места происхождения товаров Parmigiano-reggiano, свидетельство № 131, зарегистрированное на имя «Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано», Италия, в отношении товара «сыры». Это значит, что использование на территории России данного обозначения, а также схожих с ним, в том числе слова «пармезан» на упаковке или в рекламе сыров, произведенных в России, недопустимо.

Следует предположить, что и в Италии данное обозначение имеет аналогичную охрану, что предполагает запрет для российских производителей поставлять в Италию сыры под наименованием «Пармезан». Что касается торговой марки Prego, регистрация ее за российским предприятием вполне возможна, но зависит уже от деталей делопроизводства в ведомстве каждой страны.

Камияр Байтемиров — председатель Ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Технология пармезана открыта, и при желании мы можем его изготавливать. Если она имеет торговую марку и запатентована, то разговор другой. Если же нет, то мы вольны выпускать эту продукцию. Итальянцы пусть обижаются на свое правительство, которое приняло соответствующие решения по санкциям. Мы в ответ приняли свои санкции и хотим есть свой пармезан, а не итальянский. Мы уже насытились и итальянской, и американской, и китайской продукцией, работая при этом в убыток.

Гуландам Зарипова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров