Новости раздела

Нуриевский-2015: десять спектаклей, два гала и тридцать приглашенных солистов

На сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля завершается международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Накануне прошло главное фестивальное событие — гала-концерт, в котором принимали участие «все звезды», а над сценой незримо витал дух «летающего татарина». На концерте побывала корреспондент «Реального времени».

Холод и пламя

Гала-концерт, программа которого традиционно повторяется дважды, — мечта любого балетомана. И не только. Гала-концерты Шаляпинского и Нуриевского фестивалей — это еще и светские мероприятия, попасть на которые престижно.И если в течение фестиваля вы не смогли увидеть кого-то из звезд, то посещение гала-концерта исправит ситуацию, и вы непременно увидите своего кумира в концертной программе.

Еще одна фишка гала-концертов — это довольно-таки демократичное построение программы. На гала прекрасно уживаются и чистой воды классика, и эксперименты. Так было и вчера в программе, которую придумал художественный руководитель труппы Владимир Яковлев.

Элегантный ведущий, балетный критик, профессор РАТИ-ГИТИСа Сергей Коробков сделал короткое вступительное слово, напомнив вехи биографии того, чье имя носит фестиваль, открылся занавес, и мы увидели на заднике сменяющиеся фотографии Рудольфа Нуриева. Да, прав был кто-то, сказавший, что Нуриев «фотогеничен, как Мэрилин Монро».

Мы видим Нуриева-Зигфрида, вот он в специально сочиненном для него сэром Аштоном балете «Маргарита и Арман» на музыку Листа, Нуриев хмурится, Нуриев смеется взахлеб. Он рядом, он незримо присутствует на сцене, где участники гала-концерта замерли в живописных позах, а затем, словно оживая, одна пара за другой удаляется за кулисы.

И на сцене остаются только Людмила Коновалова из Венской оперы и солист Ковент-Гардена Мэтью Голдинг. Гала-концерт начинается со вполне классически-добродетельного номера на музыку Лео Делиба. Но вот отзвучали аплодисменты, и стиль номеров резко меняется. Солисты из Штутгарта, из святая святых новомодных балетных веяний, исполняют остросовременный номер «Come neve al cole» — своего рода притчу о взаимоотношениях двоих.

И так весь вечер. Мы словно следим за соревнованиями хореографов, когда они стараются перетянуть внимание и любовь публики каждый на свою сторону, удивляя нас то чистотой классической хореографии, то буквально ставя в тупик, но интригуя модерном. Таков стиль гала-концерта, задача которого еще и просветительская: познакомить публику с многоообразием направлений.

Кстати, об исканиях. Казанская публика стала свидетельницей весьма интересной трактовки дуэта из «Лебединого озера» в исполнении артистов из Германии. Номер получился холодноватый, но с налетом трагизма. А вот фрагмент из балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа», поставленный специально для гала-концерта, буквально взорвал зал. Здесь блистали казанские танцовщики Кристина Андреева, Михаил Тимаев, Антон Полодюк и другие. Их партнером стал солист Мариинского театра Денис Матвиенко. Темпераментные, азартные, они выкладывались на все сто процентов.

Завершился более чем трехчасовой концерт опять-таки триумфально — «Вальпургиевой ночью» из «Фауста» Гуно. И здесь взрывной темперамент, необходимый для «Вальпургиевой ночи», продемонстрировали наши солисты Кристина Андреева, Михаил Тимаев и Коя Окава.

«Все флаги» и мы сами

В этом году гостями фестиваля стали тридцать приглашенных солистов. Естественно, что не все они были равнозначны по уровню мастерства. И если раньше от танцовщиков из Большого или Мариинского театра, не говоря уже о Ковент-Гардене, дух захватывало, то сейчас публика принимает их присутствие на фестивале как должное. Не просто принимает — сравнивает с нашими артистами.

За последние годы казанская балетная труппа так изменилась, что дистанция между «нашими» и приглашенными стала практически незаметной. Более того, казанцы иногда могут взять более высокую планку, чем их именитые коллеги. Так случилось на этом фестивале, например, с «Дон Кихотом», когда наша Кристина Андреева, без сомнения, обошла в партии Китри солистку Мариинского театра Анастасию Матвиенко. И таких примеров было несколько.

Балетный форум в Казани продемонстрировал и сбалансированность балетной труппы, и выстроенность репертуарной политики, и высокий уровень оркестра под управлением главного дирижера театра Рената Салаватова. Пожалуй, нашему фестивалю не хватило одного — большего отсыла к имени Рудольфа Нуриева.

Если бы в рамках фестиваля были «Нуриевские чтения» на манер «Шаляпинских» или конференция, посвященная современному балету, на худой конец — просто ретроспектива фильмов-балетов с участием Нуриева, наверняка это только бы украсило фестиваль. Как и табличка в фойе театра, напоминающая, что в мае 1992 года за дирижерским пультом во время «Щелкунчика» стоял Нуриев. Хотя бы табличка, раз памятника великому танцовщику в Казани пока нет.



Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева

Новости партнеров