Новости раздела

Бюджет Казани: информационный документ вместо финансового

Сегодня в Казанской ратуше пройдет сессия Казгордумы, одним из ключевых вопросов которой станет исполнение бюджета. Тем временем, анализируя бюджет Казани, экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов столкнулся с рядом проблем информационного раскрытия главного финансового документа города и пришел к выводу, что это малоинформативный и не отражающий справедливое распределение территориальных полномочий документ. Зависимость от республиканских финансовых властей и выхолощенная идея самостоятельности муниципальных образований рефреном обозначается почти на каждой его странице.

Казгордума как декоративный орган

Найти бюджет на сайте казанской мэрии очень и очень тяжело. А уж найти актуализированный бюджет (то есть с изменениями и дополнениями) вообще невозможно.

Может быть, это как-то связано с тем, что Казгордума при обсуждении бюджетных вопросов превращается в декоративный орган? Виной тому — грядущий переход на программный принцип формирования бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований начиная с 2016 года.

Теперь муниципалитеты имеют право расходовать деньги только в соответствии с той или иной ведомственной программой, заложенной в бюджет, будь то программа развития ЖКХ, дорожной сети и т. д. Они составляются исполкомом и не обязаны проходить утверждение в Казгордуме.

Так, например, вот уже буквально на минувшей неделе исполком Казани опубликовал постановление об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городе Казани на 2015-2017 годы». На программу планируется истратить 2,5 млрд руб., в том числе 2,32 млрд руб. из бюджета Казани, 164 млн руб. — внебюджетные средства, 6 млн руб. — из бюджета Татарстана. Около 724,6 млн руб. из городской казны планируется потратить в текущем году. Хотя ранее в принятом Казгордумой бюджете на 2015 год фигурирует более скромная цифра культурных расходов — 407,2 млн руб. Не беда — перепишут так, как решит исполком.

Наша Казгордума полностью выключена из процесса формирования программ бюджета. При таком подходе исполком полностью узурпировал бюджетные полномочия. И все в строгом соответствии с законодательством. Но и здесь исполком далеко не всемогущ в своих фантазиях.

Вопросы сбалансированности городского бюджета при такого рода «программах» всегда будут решаться, естественно, республиканским минфином. Отсюда совершенно логичный вывод — городские программы будут вначале одобряться на республиканском уровне.

При текущем положении дел публиковать в нормальном виде городской бюджет, а уж тем более актуализировать становится каким-то совершенно излишним действием. Для Казгордумы и широкой общественности информация о бюджете становится философским отвлеченным непознаваемым феноменом, этакой кантовской «вещью в себе».

Доходы и долги: где чье?

Анализировать из-за вышеизложенных причин городской бюджет серьезно трудно, можно лишь показать какие-то общие очертания.

Да и то приходится опираться на первоначальный неактуализированный бюджет, принятый решением Казгордумы от 27 ноября 2014 года № 2-39.

Бюджет бездефицитный, но это не должно вводить в заблуждение, ведь запланированная сумма муниципального долга на 2015 год составляет 33,151 млрд рублей (из них долг перед коммерческими банками — 4,8 млрд руб.), а объем межбюджетных трансфертов, получаемых из республиканского бюджета — около 34,4% по отношению к общим доходам.

Кстати, найти долговую книгу на сайте мэрии просто не удалось. Не говоря уже об актуализированной информации о наших долгах. У республиканского бюджета есть, а у Казани, видимо, с долгами все в порядке (которые достигли, кстати, трехкратного (!) уровня годовых собственных доходов городского бюджета).

Итак, прогнозируемый общий объем городского бюджета на 2015 год составляет 17,97 млрд рублей, а общий объем расходов — ту же сумму.

Правда, с начала года в бюджет было внесено несколько изменений и дополнений, в ходе которых сумма доходов и расходов составила уже 18,4 млрд руб. Но поскольку бюджета в актуальной редакции на сайте мэрии не обнаружено, то будем рассматривать его начальную версию.

Рассмотрим основные статьи дохода городского бюджета на 2015 год. При запланированной сумме доходов 17,97 млрд рублей распределение доходных статей сложилось следующее:

Основные статьи дохода горбюджета

млн руб.

Межбюджетные трансферты

6 187,7

НДФЛ

3 953,7

Земельный налог

2 850,0

Доходы от мун. и гос. имущества

1 613,0

Доходы от продажи активов

874,0

Налог на доходы от «упрощенки»

750,0

Налог на доходы от «вмененки»

860,0

Налоги на имущество физлиц

290,0

Штрафы, санкции

233,4

Госпошлины

206,1

Налог от патентов

11,0

Самая главная статья доходов — «межбюджетные трансферты» — почти полностью состоит из субвенций, получаемых из республиканского бюджета и израсходованных главным образом на нужды образования. Справедливости ради следует отметить, что по сравнению с фактическим исполнением в 2014 году эта статья доходов уменьшилась на 27,7%.

Обращает на себя внимание статья «Доходы от продажи активов», которая по сравнению с ее фактическим исполнением в 2014 году похудела в 2 раза. Почему в условиях кризиса налоговых доходов за 2015 год принят столь ненапряженный план по приватизации, непонятно. Может быть, «запасы активов на продажу» иссякают?

Кстати, нашлась и довольно интересная статья в составе налоговых доходов 2015 года — «Налог на игорный бизнес» в размере 3,0 млн руб. Понятно, что тут сидят налоги с букмекеров и тотализаторов. Если считать грубо, то получится всего 20 млн рублей годового дохода от тотализаторов, что выглядит не вполне адекватной цифрой в условиях города-миллионника.

Расходы: все ниже, все ниже и ниже

По расходам городской бюджет на 2015 год сохранил социальную направленность. Так, в 2015 году расходы на социально-культурную сферу составят 71,9% от общего объема расходной части бюджета, в 2016-м — 70,4%, в 2017-м — 70%.

КРУПНЕЙШИЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЗАНИ ЗА 2012-2014 ГГ. (МЛН РУБ.)

2015

2014 (факт)

2013

2012

ИЗМЕНЕНИЕ С 2014 ГОДА

Образование

12 025,7

11 421,5

10 556,1

8 680,8

5%

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 730,0

3 463,6

3 933,2

4 076,4

-50%

Реализация общегосударственных вопросов

1 566,3

2 484,9

2 317,5

1 515,5

-37%

Национальная экономика

914,6

2 455,7

4 040,7

7 038,8

-63%

Культура

407,2

508,0

525,1

402,4

-20%

Социальная политика

360,1

396,0

172,9

160,5

-9%

Физическая культура и спорт

107,4

276,3

126,4

111,8

-61%

Охрана окружающей среды

84,5

70,3

27,4

0,1

20%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

27,7

37,7

31,9

31,8

-27%

Здравоохранение

15,0

19,9

25,2

26,4

-25%

Итого расходы

17 970,2

22 051,0

23 552,0

23 788,0

-19%

Видно, что почти все расходные статьи подверглись довольно серьезному «секвестру». Только в «Образовании» сохранена хоть какая-то слабая положительная динамика (+5%), да и «охрана окружающей среды» выросла за счет низкой базы на 20%.

В 2015 году третья по объему статья расходов — «Реализация общегосударственных вопросов» — здорово сократилась по сравнению с 2015 годом. Она упала по сравнению с 2014-м на 38% и составила 1,566 млрд рублей. Значительная сумма — 123 млн руб. — запланирована на уплату налога на муниципальное имущество.

Особенно сильно сократилась статья бюджета «Расходы на национальную экономику». Если сравнивать с 2012 годом, то она вообще упала в 7 раз.

РАСХОДЫ ПО РАЗДЕЛУ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА» В 2015, 2014 И 2013 ГОДАХ (МЛН РУБ.)

2015

2014

2013

Изменение 2015/2014

Сельское хозяйство и рыболовство

13,5

13,5

0

0%

Транспорт

845,2

1755,2

1107,6

-52%

Дорожное хозяйство

53,3

384,5

2429,7

-86%

Государственная поддержка малого предпринимательства

2,5

6,5

5,3

-62%

Оно и понятно, ведь основными направлениями расходования были статьи, связанные с Универсиадой (особенно в части дорожного хозяйства).

Фото на постере Романа Хасаева

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров