Новости раздела

«РИФ-2015»: как скоро Adme догонит по выручке Sports.ru, заменят ли роботы журналистов и две модели медиабизнеса

В рамках форума «РИФ. Иннополис», который продолжает сегодня работу, накануне обсуждались не только IT-технологии, но и медиа. Что ждет СМИ в будущем? Корреспондент «Реального времени» выслушал страхи экспертов о монетизации контента, а также о способах заработка средствами массовой информации.

Вкалывают роботы, а не человек

В рамках открывшегося вчера форума «РИФ. Иннополис» в новом российском городе Иннополис в течение двух дней проходят пленарные сессии и дискуссии по самому широкому кругу вопросов. Вчера, помимо вопросов управления разработками мобильных приложений, развития новой цифровой экономики России, обсуждалось и будущее онлайн-СМИ. Участникам дискуссии — Марии Лапук из Фонда развития интернет-инициатив, Сергею Гребенникову из РОЦИТ, Андрею Загоруйко ( cmtt.ru), Александру Баулину из «Ленты.ру» и Владимиру Зыкову (Izvestia) — было предложено порассуждать о будущем онлайн-СМИ.

Для начала экспертам было предложено высказаться о том, что ждет онлайн-СМИ через 5 лет. Прогнозы были самыми разными. «Все будет переходить в mobile, — заявил директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. — Мне вообще нравится идея о том, что нотификейшн (уведомления — прим. ред.) новостей будут приходить на экран смартфона». Екатерина Лобанова из Mediametrics считает, что в условиях современной экономики СМИ будут сокращать издержки. «Скоро роботы вполне смогут писать финансовые заметки без людей», — сказала она, на что Лапук с улыбкой спросила, означает ли это, что журналисты будут не нужны. Таких мнений, однако, не звучало.

Один из экспертов считает, что медиа станут персонализированными, а вся контентная обвязка будет генерироваться роботами. При этом журналисты нужны будут лишь для создания заголовков и подзаголовков, а для всего остального — только роботы.

Медиа уйдут в соцсети?

Загоруйко также подтвердил, что будет mobile во всех проявлениях, а десктопов не будет вообще, но усмехнулся, сказав, что, скорее всего, все присутствующие ошибаются в своих прогнозах. Другой эксперт считает, что роботы будут помогать в работе. «Кроме того, пользователи хотят приблизиться к тому, что делают журналисты. Журналистика все больше будет уходить в виртуальное пространство. Если говорить о ближайшем времени, то нас ждет более тесная интеграция с социальными сетями», — отметил он.

Альберт Усманов сообщил, что СМИ постепенно перейдут в соцсети. Когда Лапук возразила, что это уже происходит, он заявил, что пока еще не все.

Один из присутствующих в зале выразил обеспокоенность получением доходов СМИ. «Думаю, на рынке останутся РБК. Будет много дистрибуции. Меня вообще беспокоят часы как платформа, потому что я не знаю, как на них зарабатывать. Меня сильно беспокоит Интернет вещей. Я не понимаю, как производить контент и зарабатывать на нем. У всех нас — то есть производителей букв — я не вижу успешных кейсов, как платить», — сказал спикер.

Баулин из «Ленты.ру» считает, что длинная форма пойдет на взаимодействие СМИ с читателем. «Это будет не только прочтение журналистского материала, но и дальнейшее взаимодействие с ним. СМИ получают возможность вовлечения читателя. Это будут уже не миллионы просмотров, речь пойдет о длительности нахождения читателя на сайте и глубине вовлечения», — рассказал спикер.

На нишевых площадках много заработать нереально

Отдельно речь на дискуссионной секции шла о нишевых СМИ. О них вещал Загоруйко, основатель таких нишевых СМИ, как «Цукерберг позвонит» и TJournal. Перед тем как говорить по теме, он поинтересовался у слушателей — около 50 человек, — слышали ли они о указанных выше СМИ, и был приятно удивлен большим количеством поднятых рук. По его словам, в Новосибирске он увидел только две поднятые руки и «не попал в аудиторию».

«Есть известный инвестор Марк Андерсон (один из ветеранов инвестиционного бизнеса в Кремниевой долине — прим. ред.). В 2014 году он сказал, что позитивно смотрит на будущее новостных сайтов. В ближайшие 10-20 лет появятся площадки, которые будут в десятки и даже сотни раз больше, чем сегодня. Поэтому хотелось бы порассуждать о нишевых СМИ, — сказал Загоруйко. — Марк говорил, что останутся две ниши, которые предлагают читателю максимальное погружение в тему — очень специализированные и те, кто пишут очень много обо всем. Промежуточное звено просто исчезнет». По словам спикера, если рассматривать любую медийную площадку как стартап, есть соответствующие этапы. Во-первых, надо найти нишу, затем надо расти стартаперскими темпами — хотя бы 10% в месяц. Ну и неплохо бы вернуть инвесторам с мультипликатором 50 или 100 тысяч.

«Если говорить о ресурсах, самая популярная модель — рекламная. Есть два способа заработка — рекламная модель и модель платного контента (по подписке или, например, предоставление трех статей бесплатно, а дальше уже платно). Если площадка нишевая, ваши шансы заработать большие деньги невысоки», — констатировал Загоруйко. Он перечислил успешные СМИ. В медийном ландшафте РБК и Rambler зарабатывают 3-5 млрд рублей в год. Потом идут Sports.ru и Look At Me со 150-200 миллионами рублей в год. «Затем казанский проект Adme, который не раскрывает финансовых показателей, но, думаю, скоро они достигнут 9-значных цифр, — сообщил он, а также отметил, что весь производимый контент в нишевых СМИ можно условно поделить на два типа — nice to know и need to know, то есть то, что можно знать, но необязательно, и то, что необходимо знать.

Камиль Латыпов, фото автора и Максима Платонова
Мероприятия

Новости партнеров