Новости раздела

Чиновники Татарстана решили сэкономить на пенсионерах?

Власти не хотят увеличивать их прожиточный минимум впервые за много лет

Более 90 тыс. пенсионеров в Татарстане в 2018 году могут остаться без повышения социальных доплат. Минэкономики РТ решило заморозить величину их прожиточного минимума, которая росла даже на пике кризиса. Логика чиновников проста: доля пенсионеров, живущих за чертой бедности и претендующих на помощь от государства, растет. Но ряд экспертов не считают подобные меры экономии эффективными. Впрочем, чиновники уверяют, что прожиточный минимум вырастет, правда, если считать определенным образом. Подробности — в материале «Реального времени».

8 232 рубля — и довольно

Власти Татарстана впервые за много лет собираются отказаться индексировать прожиточный минимум пенсионера (ПМП). Его величину на 2018 год предлагается установить на уровне 8 232 рублей — ровно столько же составляет прожиточный минимум этого года. Проект закона о прожиточном минимуме — 2018 опубликовало Минэкономики РТ, почему решено отказаться от повышения, не сообщается.

В предыдущие годы, даже несмотря на кризис, ПМП неизменно повышался. Например, величина прожиточного минимума на 2017 год увеличилась по сравнению с 2016-м на 9,4%. В 2016 году ПМП составил 7 526 рублей, увеличившись сразу на 19,3%.

Величина ПМП прямо влияет на размер и количество социальных доплат к пенсии. Всем неработающим пенсионерам, получающим меньше прожиточного минимума, государство компенсирует этот недостаток региональными или федеральными субсидиями. Следовательно, чем ниже уровень ПМП, тем меньше государству надо компенсировать пенсионерам, и тем меньшее количество пенсионеров получают саму доплату.

При этом доля пенсионеров, которым платят меньше прожиточного минимума (а соответственно, и расходы на соцдоплаты), в Татарстане растет, следует из данных правительства. Если в 2015 году доплату получали 44 тыс. пенсионеров (4% от общего числа), то в 2016-м — уже 75,4 тыс. (6,7%). На сегодняшний день в Татарстане 1,13 млн пенсионеров, из них доплату получают 90,4 тыс., сообщили в Управлении Пенсионного фонда по РТ.

В самом министерстве утверждают, что в будущем году ПМП вырастет (правда, лишь в том случае, если сравнивать отношение номинального значения к фактическому). «Фактическая величина прожиточного минимума пенсионера в среднем за 2016 год сложилась на уровне 6612 рублей, за I квартал 2017-го — 6811 рублей», — ответили в пресс-службе министерства. Номинальный размер ПМП на 2018 год «опережает сложившиеся значения на 24,5% и 20,9% соответственно при прогнозируемой инфляции 4%».

«Будет очень серьезное обсуждение в Госсовете»

«Все экономят на всем, — констатирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — Федеральные власти — на поддержке регионов, региональные — на поддержке населения». Поднять размер прожиточного минимума сейчас — значило бы увеличить расходы на социальные обязательства. Вполне может быть, что ресурсов на это у Татарстана банально нет, говорит она.

«В то же время экономить на самой незащищенной категории населения — это уже за гранью понимания. Покупательная способность российских пенсионеров и так минимальна. Получаемых от государства средств хватает на существование, но не на полноценную жизнь, — сетует Бодрова. — К сожалению, судя по сигналам, которые поступают от экономики России, далее ситуация будет только усугубляться».

Не исключено, что местные власти отказываются от повышения ПМП в надежде на получение федеральной дотации, считает директор по развитию агентской сети УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Но ситуация на местах далека от идеальной, поэтому отказ только приведет к дальнейшей фиксации пенсионеров в рядах бедных. «Социальная сфера должна идти в привязке с экономической. Сложности в работе предприятий неизбежно сказываются на размере поступлений в бюджет. В кризис платить кому-то больше, чем зарабатываешь, долго не получится», — говорит он.

Видимо, на непопулярный шаг правительство РТ вынуждено идти, чтобы иметь возможность покрыть все расходы, уверен Звенигородский. Если же ситуация улучшится, рассуждает он, ничто не мешает чиновникам пойти на разовые выплаты взамен повышения ПМП.

Отказ от повышения ПМП — решение «с нехорошим душком», это недопустимо, говорит депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев. «Это выглядит не только с моральной точки зрения плохо, это еще и нелепо, — говорит он, напоминая, что ПМП рассчитывается исходя из потребительской корзины. — Выходит, что цены за год вообще никак не изменились. Это же невозможно. Я думаю, что будет очень серьезное обсуждение в Госсовете».

Второй удар подряд

Рост ПМП решено заморозить на фоне инфляции, которая в январе — июне 2017 года составила, по данным Татстата, 3,2%. При верстке бюджета РТ на нынешний год прогнозировалось, что по итогам года инфляция достигнет 4,9%, а в ближайшие два года — 4,4% и 4,1%. Зарплаты бюджетникам, в том числе себе, чиновники урезать не планируют — согласно закону о бюджете, в 2017—2019 годах они будут индексироваться на уровень инфляции.

Прошлый год был далеко не лучшим для российских пенсионеров в целом. Напомним, в первой половине 2016-го правительство РФ проиндексировало пенсии не на фактическую инфляцию 2015 года (12,9%), а лишь на 4%. Во втором полугодии индексации вообще не было — ее заменили единовременной выплатой в размере 5 тыс. рублей. Бюджет благодаря этому может сэкономить около 850 млрд рублей, говорил замминистра финансов РФ Алексей Лавров.

Артем Малютин

Новости партнеров