Новости раздела

Дело vip-дорожника автограда: Киямов сдал следствию сам себя, а Следком арестовал семейный пивзаводик

Как директор челнинского МУП «ПАД» вверенным имуществом и людьми распоряжался — дело в 22 томах

На скамью подсудимых — с чистой совестью отправился 42-летний директор челнинского МУП «Предприятие автомобильных дорог» Фарид Киямов. В надежде на досудебное соглашение он сдал следствию ранее неизвестные факты преступлений, повинился и даже возместил ущерб в 15,6 млн рублей. Следком по РТ установил, как муниципальные дорожники массово выполняли подряды за коммерсантов, заправляя муниципальные авто судовым топливом и охраняя ночами недостроенный коттедж шефа. Как выяснило «Реальное время», под арест по этому делу попала недвижимость близких Киямова, включая скважину и мини-пивзавод в Татарстане.


Семейный бизнес за бюджетный счет

На пост руководителя МУП «Предприятие автомобильных дорог» (ПАД) Фарид Киямов был назначен в 2013-м еще прежним мэром Челнов Василем Шайхразиевым (ныне вице-премьер РТ, — прим. ред.). Формально он не уволен до сих пор — лишь отстранен от должности. Основанием для уголовного преследования директора МУП поначалу стали результаты проверки МВД. Тогда звучали обвинения в ущербе бюджету на 23,8 млн рублей, но в ходе следствия эта сумма существенно сократилась.

Напомним, Киямова вместе с его сестрой Бибинур Зариповой в августе 2016 года задержали сотрудники УЭБ и ПК МВД по РТ. Тогда санкцию на его арест суд не дал. Под стражу подозреваемого в уводе бюджетных средств заключили лишь в декабре. В феврале 2017 года главный дорожник автограда признал вину и заявил ходатайство о досудебном соглашении, но прокуратура на эту сделку не пошла. Тем не менее Киямов смог выйти из СИЗО под домашний арест, как и его сестра, обвиняемая в пособничестве злоупотреблениям и растрате.

Самый крупный эпизод дела связан с асфальтированием территории распределительного центра ООО «ХАВИ Логистикс Елабуга» в ОЭЗ «Алабуга». Подрядчик ООО «СтройПодряд» в 2014 году предлагал эту работу МУП «ПАД», но потом заключил договор субподряда с ООО «Челны-Сервис» (директор Альфия Хамидуллина — тетя Киямова, учредитель Бибинур Зарипова — его сестра). А по факту, укладку асфальта произвели силами и средствами МУП. В итоге «Челны-Сервис» за чужой счет заработал 11 млн рублей, перечислив реальному исполнителю всего 3 млн по графе «за асфальтобетон». Остальные 8 млн прошли через счета «обнальных» фирм и были получены Киямовым лично, считает следствие.

Подозреваемая тетя стала свидетелем

На первом этапе следствия Киямов заявлял о своей невиновности. В частности, утверждал: о директорстве тети в «Челны-Сервис» и «ЧелныСервис» вообще узнал лишь после того как они выиграли тендеры на поставку товаров для МУП «ПАД»! Но после смены курса защиты обвиняемый дал подробные показания против самого себя, постаравшись выгородить родственников.

Киямов признался, что с самого начала планировал руководить деятельностью ООО «Челны-Сервис» и ООО «ЧелныСервис» сам, а его тетя Хамидуллина была лишь номинальным директором и иногда подписывала документы по его просьбе, без всякого денежного вознаграждения за труд. Сама тетя, которую подозревали в пособничестве злоупотреблениям, уверяла, что даже подписи на договорах с ее фамилией — чужие. В итоге в отношении Хамидуллиной было прекращено, теперь она лишь свидетель. Тогда как Бибинур Зариповой Следком вменил два эпизода пособничества в преступлениях брата.

По условиям досудебного соглашения обвиняемый указал на неизвестные следствию факты его преступной деятельности, по которым позже возбудили новые уголовные дела. Как выяснила газета «Реальное время», один из новых эпизодов связан с деятельностью ООО «ЧелныСервис», который в октябре 2014 года получил 130,8 тыс. рублей за ремонт тракторов УК «Прибрежный 1» и УК «Прибрежный 2». А работали там по заданию начальника механики «ПАД». Впрочем, свои действия Киямов объяснял не одной корыстью: говорит, хотел дополнительно стимулировать работников неофициальными премиями. Дескать, предприятие он принял с большими долгами, в том числе по зарплате, и его нужно было «поднять с колен».

Долг в кирпичах и ночной дозор

А от Киямова в Следкоме узнали про историю с возвратом долгов кирпичами. В апреле 2016-го «Камский арматурный завод» решил рассчитаться с МУП «ПАД» за ранее выполненные работы своей продукцией на сумму 200 тысяч рублей. Но эти 16 тысяч силикатных кирпичей были получены и оприходованы МУПом лишь на бумаге, на деле Киямов их продал, а выручку потратил в личных целях, в чем и признался следователям.

Другие факты злоупотреблений с имуществом МУП следствию пришлось устанавливать самостоятельно. Так, нашлись свидетели, рассказавшие об участии муниципальных дорожников в строительстве загородного дома Бибинур Зариповой. Чтобы помочь сестре, Киямов, по версии обвинения, направил на частную стройку в 2015 году три самосвала с песчано-гравийной смесью. Себя тоже не обидел — поручил трем водителей МУПа на служебном «уазике» охранять с 6 вечера до 6 утра свой недостроенный коттедж в деревне Азьмушкино Тукаевского района. Ночной дозор выставлялся на протяжении четырех месяцев — с октября 2015 года по февраль 2016 года. Ущерб бюджету был оценен в 113 тысяч рублей.

На 2,2 млн с учетом затрат на бензин, амортизацию и зарплату потянули операции по поставке для нужд МУП силами работников МУП соли технической из Башкортостана и щебня. Тогда как по договорам поставщиком выступала семейная компания директора — ООО «ЧелныСервис». А ведь согласно уставу, МУП создавался вовсе не в благотворительных целях — 50% прибыли от его деятельности должен был получать бюджет Челнов.

Рецепт налоговой оптимизации от обвиняемого

Не обошло следствие вниманием и третью аффилированную с Киямовым компанию — ООО «ПАД», номинальным учредителем и директором которого стала его племянница Диляра Елмаз, специалист по договорным отношениям и менеджменту качества МУП «ПАД». По указанию Киямова в 2015—2016 МУП «ПАД» перечислил фирме-«тезке» 12,5 млн рублей якобы в счет оплаты транспортных услуг. Но таких услуг ООО не оказывало, установили следователи, и похищенными 12,5 млн не признали. Поскольку значительная часть этой суммы в последующем пошла на оплату труда и налогов 116 работников, уволенных из муниципального и тут же трудоустроенных в частный «ПАД», где они… продолжили выполнять задачи МУПа!

Вышеназванные действия были квалифицированы как злоупотребление полномочиями. Сам же Киямов объяснял их всего лишь желанием оптимизировать налоговые расходы МУП «ПАД». Дескать, упрощенная система налогообложения для ООО выгоднее и не нужно платить НДС.

Еще два эпизода, а всего их в этом деле 17, связаны с поставкой для нужд МУП топлива через аффилированные фирмы «ЧелныСервис» (учредитель и замдиректора Бибинур Зарипова) и «Профстрой» (директор и учредитель Ленар Шагивалеев, бывший одноклассник Киямова, по данным следствия). Обе компании закупали у одного поставщика судовое топливо, а перепродавали его МУПу уже как дизельное, причем с накруткой. Именно эту накрутку на общую сумму 4,9 млн рублей следствие и включило в ущерб. Кстати, в ходе следствия Зарипова призналась, что получила от брата за пособничество 100 тысяч рублей.

Сестра Киямова богаче брата в 12,5 раза

Киямов, признав вину, принял меры и к погашению ущерба в 15,6 млн рублей перед муниципалитетом как собственником МУП «ПАД» и самим «ПАД». И в апреле 2017 года ущерб полностью возмещен, подтверждают в Следкоме по РТ. Любопытно, что имущество Киямова в этот момент уже находилось под арестом. Так откуда же деньги? Источники «Реального времени» уверяют, что как таковых денег Киямов и не платил. Зная, что у МУП «ПАД» сохраняется крупный долг перед ООО «Профстрой», тем самым, что поставляло судовое топливо под видом дизельного, он заключил соглашение о переводе части этого долга в счет погашения ущерба.

Свое арестованное в ходе следствия имущество Киямов оценил всего в 2,5 млн рублей. Что интересно, никакого дома и квартиры у него сейчас формально нет, есть лишь гараж и BMW X3! Зато за Зариповой, по ее собственным словам, числится имущество на сумму свыше 31,5 млн рублей. Помимо двух жилых домов общей площадью 341 кв. м, земельных участков на 2,5 тыс. кв. м, двух квартир ей принадлежит разведочно-эксплутационная скважина и даже мини-пивзавод в Тукаевском районе.

Судя по объему арестованного имущества, сестра богаче брата в 12 раз, однако сам он убеждал следователей — помощь в незаконном деле она ему оказывала лишь однажды.

У исполкома претензий к «талантливому руководителю» не было

В ходе следствия выяснились любопытные подробности. Так, начальник коммерческого отдела «ПАД» Хасанов, ранее подозревавшийся в соучастии Киямову, признался — в МУПе существовали свои подходы к закупкам свыше 100 тысяч рублей: по указанию шефа, его племянница размещала в электронном уведомлении о закупке «заведомо сложные» требования для контрагентов — сжатые сроки поставок и растянутые на квартал и более сроки поставок и пр. В итоге на конкурсе вне конкуренции были аффилированные компании. А бывало, что такие сделки заключались Киямовым лично без всяких торгов.

Начальник управления городского хозяйства мэрии Челнов Рафаиль Киямов (однофамилец обвиняемого, — прим. ред.) также допрашивался по делу дорожника. По данным «Реального времени», он заверил следствие, что у контролирующей целевое расходование средств комиссии исполкома претензий к «ПАД» не было. Указаний по созданию фирм для оптимизации расходов МУП «ПАД», с его стороны не было, говорил Рафаиль Киямов. Самого обвиняемого он характеризовал лишь с лучшей стороны, называл «талантливым руководителем, который на должном уровне организовал работу МУП «ПАД»! Причем признался, что сам рекомендовал его на этот пост в сложном для МУПа 2013 году, так как знал еще по работе в АТХ-3 в 2000-х годах.

При этом начальник управления подчеркнул: ни бизнес, ни дружеские, ни родственные отношения его с Фаридом Киямовым не связывают.

Доходы на миллиард рублей и антимонопольные нарушения

Источники «Реального времени» уверяют, что председатель Контрольно-счетной палаты мэрии Челнов Татьяна Шливе поделилась со следствием информанализом экономической деятельности МУП «ПАД». Он проводился по заданию мэра Наиля Магдеева после задержания Киямова. И проверяющие обнаружили: техпаспорта на здание асфальтобетонного завода МУП нет, зато есть просроченная задолженность по арендной плате за земельные участки на 5,5 млн рублей.

В то же время доход предприятия за 2015 год и первое полугодие 2016 года составил более 1 млрд рублей. Основным источником дохода были муниципальные контракты, а расходы — покупка стройматериалов и топлива. Кроме того, команда Шливе установила, что «в большинстве случаев» закупки МУП «ПАД» от ООО «Профстрой», ООО «Танраф» и ООО «ЧелныСервис» проводились без торгов, в нарушение антимонопольного законодательства.

Наконец, в 2015 году штатная численность МУП «ПАД» значительно изменилась из-за увольнения ряда работников и трудоустройства их в ООО «ПАД» на аналогичные должности. В КСП предположили, что целью действий Киямова была оптимизация налоговой базы и переход на упрощенную систему налогообложения, применение которой в самом МУПе невозможно в силу значительного оборота и большого количества работников.

Обвиняемыми заявлено рассмотрение уголовного дела в особом порядке. Дата начала процесса в Набережночелнинском суде пока не назначена.

Сергей Афанасьев, Ирина Плотникова
ОбществоИнфраструктура Шливе Татьяна Владимировна

Новости партнеров