Новости раздела

Сергей Когогин закрутит гайки: Ростех отправляет КАМАЗ спасать завод в Башкирии

Челнинский автогигант делегирует десант своих антикризисных управляющих в Белебей

Сергей Когогин закрутит гайки: Ростех отправляет КАМАЗ спасать завод в Башкирии
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Альянс КАМАЗа и АвтоВАЗа, объединенный общим акционером — госкорпорацией Ростех, готовится взять под контроль АО «Белебеевский завод «Автонормаль» — крупнейшего поставщика автомобильного крепежа, альтернативы которому до сих пор нет в России. Как стало известно «Реальному времени», 99,3% акций общества, «упавших» в конкурсную массу обанкроченного «АвтоВАЗагрегата», могут быть ими выкуплены с конкурсных торгов до конца этого года. Впрочем, предпродажная подготовка, похоже, уже вышла на финишную прямую: председателем совета директоров «БелЗАНа» избран замглавы «Ростех-Капитала» по проблемным активам Виктор Поляков, и вместе с ним в органы управления десантировались и трое представителей КАМАЗа.

Здравствуйте, братья из Челнов

«Белебеевский завод «Автонормаль», обеспечивающий почти на 100% потребности КАМАЗа и АвтоВАЗа в автомобильном крепеже, в ожидании очередной смены собственников. Как стало известно «Реальному времени», дочерняя компания Ростеха, ООО «РТ-Капитал», получила права АКБ «Новикомбанка» на представление интересов кредитора в башкирском предприятии и потянула за собой топ-менеджеров КАМАЗа в качестве антикризисных управляющих «БелЗАНа».

Управленческий переворот, во время которого прежний состав СД досрочно сложил свои полномочия, пришелся на конец марта. Как следует из материалов раскрытия информации «БелЗАНа», 27 марта акционеры избрали принципиально новый состав совета директоров, из которого выбыли представители «прославившегося» громким банкротством самарского «АвтоВАЗагрегата» (владеет 99,3% акций «БелЗАНа») и, собственно, сам топ-менеджмент «БелЗАНа». Вместо них три кресла заняли топ-менеджеры КАМАЗа: заместитель генерального директора по закупкам Рустам Шамсутдинов и экс-гендиректор Туймазинского завода автобетоновозов Вилсор Халиуллин, а также Юрий Авдеев, исполнительный директор «РТ-Авто». Как и следовало ожидать, председателем СД избран заместитель генерального директора «РТ-Капитал» по проблемной задолженности Виктор Поляков.

За Козловых ответишь

Заметим, что Поляков сменил Алексея Козлова, брата скандально известного Виктора Козлова, заполнившего медийное пространство Самары и Тольятти громким банкротством «АвтоВАЗагрегата», эхо которого слышно до сих пор.

По слухам, братья Козловы стали владельцами «АвтоВАЗагрегата» в 2011 году, а сам Алексей Козлов хорошо известен по ряду имущественных конфликтов и рейдерских захватов. Однако через 4 года отношения разладились. Как сообщали самарские СМИ, летом 2015 года предприятие под его руководством объявило о своей остановке, а около 2 тысяч человек были отправлены в неоплачиваемые отпуска. К этому моменту АвтоВАЗ неожиданно разорвал договорные отношения с «АвтоВАЗагрегатом» и задекларировал полный отказ от его продукции. Оставшись без крупнейшего заказчика, предприятие прекратило работу. Внезапный крах самарского поставщика почти 400 видов автокомпонентов для АвтоВАЗа стал тяжелейшим экономическим потрясением для региона: его бюджет лишился налоговых поступлений, а распущенный трудовой коллектив на протяжении нескольких месяцев выходил на уличные пикеты, перекрывал трассу М5, требуя выплаты долгов по зарплате. «Козлов, верни рабочие места! Наши дети хотят есть», — с такими призывами выступали бывшие работники. В результате Виктор Козлов стал фигурантом нескольких уголовных дел и нынешняя его судьба неизвестна.

Зная историю падения материнской компании, руководство «БелЗАНа», чьи 99,3% акций принадлежат «АвтоВАЗагрегату», насторожилось. Опасаясь повторения катастрофического сценария, «БелЗАН» прекратил всякое общение со СМИ. Хотя вхождение представителей КАМАЗа в органы управления вызвало у них неподдельный интерес, им непонятны происходящие изменения. «Мы не знаем, кто такой Виктор Поляков и с чем к нам придут менеджеры КАМАЗа», — признались на предприятии. Однако сам КАМАЗ пока взял тайм-аут. «Тот факт, что в него входят наши представители — ну, извините, Когогин входит в совет директоров АвтоВАЗа. Поэтому я никак не могу прокомментировать эти назначения», — заявил руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев.

Взяли на буксир

Между тем, по сведениям «Реального времени», вхождение в органы управления не сулит ничего страшного. Это потребовалось для разработки программы финансового оздоровления «БелЗАНа», которую «пишут» управляющие КАМАЗа и АвтоВАЗа под руководством «РТ-Капитал». «Тот факт, что «РТ-Капитал» вошел в «БелЗАН», означает, что госкорпорация Ростех намерена спасти машиностроительный завод и увести его от банкротства, чтобы не повторить историю «АвтоВАЗагрегата», — заверил топ-менеджер, близкий к «РТ-Капитал». Однозначно, банкротства не будет — идет санация, — еще раз повторил он. — Думаю, что предприятие будет спасено, так как оно является по некоторым позициям лучшим в России и ему нет альтернативы в стране», — заключил он.

Действительно, «БелЗАН» остается единственным и пока безальтеративным поставщиком автомобильного крепежа и пружин для АвтоВАЗа и КАМАЗА. Болты, балки, гайки и прочий автокрепеж — это как хлеб, который ежедневно необходим автопроизводителям. 99,36% акций принадлежит самарскому «АвтоВАЗагрегату», который был признан банкротом в 2015 году. Как следует из годовой отчетности по РСБУ, в 2016 году получил чистую прибыль в размере 36 млн руб., она сократилась на 21%, зато выручка завода увеличилась на 5,8% — до 4,4 млрд руб. «Несмотря на ухудшение финансовых показателей, у них хорошая EBITDA, которая позволяет инвестировать в развитие», — отмечает финансовый аналитик, близкий к «РТ-Капитал».

Как КАМАЗ и АвтоВАЗ запасались автокрепежом

Вхождение КАМАЗа в управление «БелЗАНом» призвано жизненно важно и для самого автопроизводителя. Ведь двухлетнее кризисное ралли сказалось не только на автозаводах: по инерции спад докатился до производителей автокомпонентов. «Из-за длительного кризиса в автопроме в предбанкротном состоянии оказались производители автокомпонентов, по которым волна кризиса ударила с большей силой, чем по самим автопроизводителям, — рассказали топ-менеджеры КАМАЗа. — По этой причине в предбанкротном состоянии оказался основной российский производитель автонормалей — компания «БелЗАН». АвтоВАЗ и КАМАЗ оказали ему значительную финансовую поддержку: изменили финансовые условия оплаты и отгрузки автокомпонентов, чтобы не допустить остановки производства и разрастания кризиса в автопроме. В частности, автозаводами был размещен предварительный заказ для формирования определенного запаса компонентов, в который пришлось вложить солидные денежные средства. Только так удалось избежать сбоев в поставках на АвтоВАЗ и КАМАЗ».

Впрочем, генеральный директор «БелЗАНа» Сергей Овчинников отказался от комментариев. В опубликованном годовом отчете компании за 2015 год отмечается, что «глобальный экономический кризис повлиял на довольно непростое положение в отечественном автопроме, в результате чего произошло снижение объемов отгрузки крепежных изделий». Тем не менее «БелЗАН» сохраняет доминирующую роль на отечественном рынке автокрепежа, ему принадлежит 45% рынка, еще 6% приходится на нижегородское ОАО «Завод «Красная Этна», и 49% распределяются между другими предприятиями.

«БелЗАНу» уготовили отсрочку по кредитам

Программа финансового оздоровления «БелЗАНа» пока не рассматривалась, так как банки-кредиторы еще не завершили процедуру реструктуризации некоторых долгов, сообщили собеседники из «РТ-Капитал». Главная цель реструктуризации — снизить нагрузку на капитал предприятия. «В настоящее время идет процедура пролонгации кредитных соглашений с банками на более длительный период, чтобы не допустить взыскания по кредитам в 2017—2018 годах, — объясняет собеседник «Реального времени». — В результате долговая нагрузка предприятия не снизится, но зато завод получит хорошую отсрочку по кредитам. К примеру, срок погашения кредитов почти на 200 млн рублей переносится на май 2021 года. Цель — не допустить снижения оборотного капитала компании, реального кэша».

Интерес КАМАЗа и АвтоВАЗа в спасении «БелЗАНа» заключается еще в том, что ему нет замены на российском рынке. Специфика автомобильного крепежа в том, что к нему предъявляются повышенные требования к качеству. Случайный дефект в микроны миллиметров — и конвейер может встать, так как болт сейчас ввинчивается на конвейере не вручную, а чаще всего роботом. «Несмотря на кажущуюся простоту болтов, гаек, шпилек, они должны обладать высокой точностью резьбы. Именно из-за этих дефектов страдает качество сборки. В отличие от других, на «БелЗАНе» установлены новые робототехнические средства, которые в автоматическом режиме контролируют «микроны резьбы». А раньше сидели бабушки и на глаз через специальные матрицы проверяли! Теперь им на смену поставлены электронные системы контроля качества», — говорят на автозаводах. — Предприятие уникальное, никто не собирается рвать его на куски — иначе КАМАЗ и АвтоВАЗ этим бы на не занимались. Конечно, есть небольшие альтернативные предприятия, но они маломощные, и пока их никто не собирается развивать. Нужно инвестировать как минимум 1 млрд рублей, чтобы построить полноценное предприятие по автокрепежу, а таких денег пока ни у кого нет».

Впрочем, с началом реструктуризации кредитов «БелЗАНа» открывается прямая дорога к поглощению завода. Он является дочкой обанкроченного «АвтоВАЗагрегата», 99,3% акций оказались в его конкурсной массе. Как сообщила конкурсный управляющий «АвтоВАЗагрегата» Юлия Жаркова, в настоящее время проводится оценка стоимости пакета для последующего выставления на торги. По неофициальной информации, это может случиться до конца года и наиболее вероятными претендентами являются структуры Ростеха.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров