Новости раздела

​Фарид Бикчантаев: «В этом году поедем в Осло»

Календарный год не совпадает с театральным, поэтому ни подводить итоги, ни строить планы на будущее в январе в театрах не принято. Но 2017 год точно не будет скучным, считает Фарид Бикчантаев, главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г.Камала. В новогодней колонке он рассказывает о своих планах и мечтах на 2017 год. Он ждет открытия новых имен молодых драматургов и долгожданного участия театра в Ибсеновском фестивале в Норвегии.

Большого предновогоднего трепета я не испытываю, но театр за месяц до Нового года проживает свои ритуалы. Например, в декабре у нас был конкурс на самую ярко украшенную гримерку. Если пройтись по второму этажу — а комнаты все открыты — вы увидите, актеры проводят это время в соревновательном режиме. В 20-х числах декабря мы поставили живую елку в фойе. Я и дома всегда ставлю живую елку — так я привык с детства, таким с детства я помню и Новый год в театре.

Но конец года для меня — это не время подводить итоги, так как театральный новый год наступает осенью, с наступлением нового сезона. А подведение итогов — в мае. 2017 год для нас начнется в январе с гастролей. Это уже традиционное мероприятие — раз в два года мы едем в Москву с новым репертуаром и несколькими полюбившимися зрителю спектаклями. Гастроли возобновились после долгого перерыва в 2006 году и всегда проходят при аншлагах.

Мы, скорее всего, дадим спектакль по пьесе норвежца Йона Фоссе «Однажды летним днем». С этим спектаклем мы уже были в Шанхае, Венгрии, Санкт-Петербурге, Москве

В конце января я поеду в Норвегию по приглашению руководителя Международного фестиваля в Тромсе (Норвегия) и руководителя Ибсеновского фестиваля в Осло, где мы, скорее всего, дадим спектакль по пьесе норвежца Йона Фоссе «Однажды летним днем». С этим спектаклем мы уже были в Шанхае, Венгрии, Санкт-Петербурге, Москве (были номинированы на «Золотую маску»).

Естественно, премьеры — это важные для нас планы на 2017 год. Мы репетируем спектакль по пьесе Ильдара Юзеева «Ак калфагым төшердем кулдан» («Выронил я из рук белый калфак»), премьера которого состоится в апреле. В малом зале состоятся премьеры спектаклей по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Господин Ибрагим и цветы Корана» и «Хатерлим» («Помню») по сценарию молодого драматурга Сюмбель Гаффаровой. Ее пьеса удостоилась большого внимания в международной лаборатории современных пьес, которая проходила в Шанхае. С этой же пьесой мы выступим в Шанхае на фестивале. Этим мы обрадуем всех тех, кто переживает, что мы обычно привозим на международные фестивали спектакли по иностранным авторам. Так что это знаменательное событие.

Мы никак не можем оставить без внимания Челны, Нижнекамск, Альметьевск — эти города мы посетим с гастролями в феврале. В феврале же к нам приедет из Уфы Русский драматический театр, а в апреле — Башкирский академический театр. В июне у нас традиционно «Науруз», на который мы привезем коллектив из Эстонии со спектаклем, поставленным якутским режиссером С.Потаповым. Это забавный и любопытный опыт!

Мы репетируем спектакль по пьесе Ильдара Юзеева «Ак калфагым төшердем кулдан» («Выронил я из рук белый калфак»), премьера которого состоится в апреле

Также значимым событием будет смена формата конкурса «Новая татарская пьеса». В нем традиционно участвуют уже состоявшиеся драматурги. Соответственно, и выигрывают одни и те же. Мы подумали, что нужно заботиться о будущем, и решили провести конкурс в формате лаборатории: будем отбирать ребят, которые хотели бы попробовать себя как драматурги, и в стенах театра под наставничеством специалистов будем помогать им выйти на профессиональный уровень.

Так что я рассчитываю, что 2017 год станет для нас годом открытия новых имен. Много ли будет авторов, я не знаю. Пока мы обратились в университет с просьбой предложить талантливых ребят, которых мы сможем взрастить. Драматургия — это сложное ремесло, которое требует отработанных навыков. Может родиться актер-самородок, но драматург — вряд ли. Если только в столетие раз мир даст нам нового Мольера или Шекспира.

Из-за того, что это такая сложная профессия, дефицит хороших пьес есть и всегда будет. Как режиссер я всегда испытываю жажду к новому материалу — времена меняются, на российскую сцену вышли новые пьесы и формы. Мы тоже хотим в этом преуспеть.

Айгуль Чуприна, фото kamalteatr.ru

Новости партнеров