Новости раздела

Сергей Минаев: «В стране экономический кризис, это очевидно. Сильнее всего он бьет по регионам»

Эксклюзивное интервью о винном бизнесе, книгах, кинопроектах, будущем журнала Esquire и отношении в коридорах федеральной власти к Рустаму Минниханову

Известный российский журналист, писатель, совладелец винного дистрибьютора «МБГ» и с недавних пор еще и ресторатор Сергей Минаев совместно с Bulatov Group открыл накануне в Казани первый за пределами Москвы винный ресторан «Хлеб и вино». В интервью «Реальному времени» Минаев рассказал об особенностях заведений, а также о том, как экономический кризис сказался на алкогольном рынке России, чем Татарстан отличается от других регионов, какой будет концепция и главная тема первого под его руководством номера журнал Esquire и многом другом.


«Это была инициатива местного партнера»

— Вы открываете в Казани «Хлеб и вино» спустя ровно два года с момента открытия первого заведения в Москве. Это первый региональный проект?

— Да.

— Почему именно Казань? Это была инициатива местного партнера — «Булатов Групп»?

— Во-первых, это была инициатива местного партнера. И во-вторых, и, собственно, в-третьих тоже. И мы с удовольствием пошли на это партнерство. Вообще, для меня Казань — это такая особая история. Я первую выездную встречу с читателями за пределами Москвы в 2007 году сделал в Казани. Мое первое публичное выступление как спикера было тоже в Казани. И вот первый мой ресторан тоже получается в Казани. Так что с Казанью у меня есть какая-то особая химия. Я очень люблю этот город, я себя здесь совершенно спокойно чувствую, мне здесь нравится.

— С 2007 года он очень сильно поменялся.

— Очень сильно. Я сегодня уже объехал город, он поменялся. Город совершенно по-другому выглядит, по-новому застроился.

— Судя по вашим сообщениям в соцсетях, вы достаточно много внимания уделяете своим заведениям: кухне, ассортименту, гостям. Как это будет реализовано в Казани?

— Мы привезли мастер-шефа, сомелье, чтобы они поработали с ребятами. Я отслеживаю поведение гостей в соцсетях — жалобы, предложения. Это лучшая связь с клиентом, не надо никаких жалобных книг. У нас и продвижение «Хлеба и вина» было сделано исключительно в соцсетях. Только в «Фейсбуке», «Инстаграме».

— И хорошие места…

— Да, локейшн, локейшн и еще раз локейшн. Первое заведение мы открыли на Маросейке. Второе — на Патриарших, впоследствии оно стало флагманским. У нас хорошие локации.

— У вас акцент на алкоголь, в первую очередь.

— Алкоголь у нас обеспечивает 60% выручки, кухня — 40%. В Казани, я думаю, будет так же. Русский человек пить, как итальянец, просто закусывая, не может. Ему обязательно надо поесть. Мы все это знаем. Сколько было предложений «давайте сделаем просто бар без еды». В Москве это не работает.

— Введение побокальной продажи алкоголя себя оправдало?

— Долго я сопротивлялся введению позиции по бокалам. В первый месяц после того, как мы ее ввели, был какой-то сумасшедший рекорд по продажам на Маросейке. Сейчас мы распространили позицию на всю сеть. В итоге люди больше пьют. Человек же себя обманывает. «Сейчас по бокальчику и уйду». В итоге «давай по два», по три, по четыре. В итоге уже бутылка заканчивается, а он все сидит. Это хороший бизнес, конечно.

— Здесь важна и работа персонала, наверное, ведь мало кто разбирается в вине.

— Это тренинги, это надо пробовать, общаться с людьми, учить и так далее.

«Алкоголь у нас обеспечивает 60% выручки, кухня — 40%. В Казани, я думаю, будет так же. Русский человек пить, как итальянец, просто закусывая, не может. Ему обязательно надо поесть». Фото hlebvino.gidm.ru

— На каких условиях вы открываете партнерские заведения?

— Это коммерческие условия, я не могу их раскрывать.

— Айдар Булатов — известный казанский ресторатор. Вы, наверное, с ним будете отрабатывать нюансы сотрудничества с региональными партнерами?

— Мне интересно посмотреть на примере Казани, да, каким образом что здесь запустится. Понятно, что маркетинг мы будем обеспечивать со своей стороны. Я буду это все поддерживать. Весь концепт, понятно, московский. Казанское заведение ничем не отличается от московского ресторана. Вплоть до бетонных стоек.

— Ничем, кроме, наверное, объемов бизнеса? В сравнении с Москвой.

— Пока мы ничего не можем сказать. Посмотрим. По первой неделе все хорошо — здесь же каждый день все забито.

— Какой у вас в Москве средний чек и каким он будет здесь, как вы считаете?

— Там средний чек почти 3000 рублей. Здесь он будет ниже процентов на 25.

— Для вас, как дистрибьютора алкоголя, свои рестораны — это, очевидно, стратегически важное направление.

— Для нас, как дистрибьютора алкоголя, это — история своей розничной сети. Поэтому, конечно же, это стратегически важно. То есть ты и продаешь, ты и формируешь спрос, ты рассказываешь о культуре этого напитка и так далее.

«Татарстан — один из лучших дистрибутивных центров»

— В чем ключевое отличие регионального алкогольного рынка от московского?

— Деньги. Люди меньше зарабатывают, меньше тратят, реже ходят в рестораны, реже позволяют себе какие-то излишества. В стране экономический кризис, это очевидно. Сильнее всего он бьет по регионам. Потребление сокращается. Люди сокращают частоту потребления и, зачастую, качество потребления. Из-за этих двух факторов рынок начинает схлопываться.

— Да и вообще винный рынок — это, наверное, не такое уж развитое направление?

— Конечно, да. Люди все-таки предпочитают водку с пивом. Но есть и еще одна деталь. Мы же открыли «Хлеб и вино», и к нам повалило очень много молодежи. Потому что мы сделали вино доступным. Мы говорим, что молодежь не пьет вино. Но за такие запредельные деньги кто его будет пить-то? Пришел и отдал практически 20% зарплаты за ужин с девушкой. Кому это нужно?

— Самое ходовое вино в ваших заведениях какое?

— У нас три марки, которые бьют продажи. Это испанское Cune, австралийское Mateus, это итальянские вина Antinori. Вот три таких лидера.

«Для нас Татарстан — один из лучших дистрибутивных центров. Потребление здесь хорошее. Казань, Екатеринбург и Ростов — лидеры в стране». Фото gazetaby.com

— А вы что рекомендуете приобретать посетителям своих заведений?

— Последнее время я сам пил много Испании, Новой Зеландии, белых вин. Сейчас я переключился на Австрию. Мы привозим уже третью австрийскую линейку, в Казани она тоже скоро появится. Это такие довольно кислотные вина. Когда мы представим здесь Австрию, рекомендую пить ее. Из здешней карты сейчас однозначно я рекомендую Cune, которое четвертый год подряд входит в число 100 лучших вин мира. Imperial, это его самая высокая категория, было лучшим вином мира три года назад. Antinori глупо, наверное, рекламировать, потому что его знают и без меня. Мы привезли очень хорошее белое вино Atlantis Albarino Rias Baixas, такое довольно легкое, с низким содержанием алкоголя.

— А кроме ценника какое преимущество ваших заведений перед другими подобными?

— У нас ассортимент очень большой. Мы как дистрибьютор можем себе позволить держать длинную палитру, рестораны, как правило, не держат столько позиций на складах.

— Судя по вашему «Инстаграму», вы достаточно, по мере возможности, внимания уделяете своим заведениям в Москве — кухне, ассортименту, гостям. Будет ли такое в Казани?

— Сейчас здесь работают наши московские повара. По-моему, уже месяц они здесь торчат и будут работать еще две недели.

— Татарстан — достаточно специфический регион, вы это знаете по дистрибьюторскому бизнесу.

— Здесь специфика заключается в двойной сертификации. С ней все участники рынка уже мирятся довольно давно. Наши партнеры здесь ее проходят. Здесь есть свои производители алкоголя, но своего производителя вина здесь же нет. Водки — есть, но они везде есть. Для нас Татарстан — один из лучших дистрибутивных центров. Потребление здесь хорошее. Казань, Екатеринбург и Ростов — лидеры в стране.

— Что сейчас происходит на рынке с потреблением по ценовым сегментам?

— Три сегмента: высокий, средний и низкий. Высокий падает, но не драматично. Кто позволял себе шампанское, тот себе его и позволяет, ничего в жизни у них не изменилось. Низкий сегмент начал расти, потому что в него ушли потребители из среднего. А вот средний рушится. Потому что средний класс — это первая жертва кризиса.

«Все всегда ставят Минниханова в пример»

— Вы отметили «особую химию» между собой и Казанью. В вашей антиутопии «Р.А.Б.» почему-то именно Казань оказалась центром сопротивления.

— Тогда я как раз только приехал из Казани, и мне почему-то захотелось именно здесь эту историю развить. Мне всегда Татарстана казался особым регионом. Он все равно специальный. Эта книга — антиутопия, сложная и написанная в сложный период. Татарстан, как мне казалось, это и Россия, с одной стороны, и сильные собственные корни. Это видно.

— Вы как общественно-политический журналист и телеведущий, наверное, подтвердите, что при всей особенности Татарстана сегодня как бы не существует в федеральной повестке.

— Ну и слава Богу, что его нет. Как должен звучать Татарстан в федеральной повестке? Там звучат регионы, в которых есть проблемы. Здесь проблем нет, поэтому он и не звучит. А в кабинетах я знаю, как Татарстан звучит. Все всегда ставят Минниханова в пример. Потому что, смотрите, технопарки лучшие в России. Стадион единственный готовый к чемпионату мира по футболу. Сейчас сюда РЖД заведет 4,5-часовой московский поезд. Регион развивается, регион богаче соседей в несколько раз. В регионе все хорошо, он хорошо управляется и приносит высокий уровень жизни своим гражданам.

«Буквально час назад мы приняли решение, что мы заходим в «Духless 3»

— Сейчас вы работаете над новыми книгами?

— Я сейчас работаю над сценарием. Сейчас снимается «Селфи», и вот сегодня, буквально час назад, мы приняли решение, что мы заходим в «Духless 3». «Селфи» — это очень хорошая история. Это жесткий психологический триллер. Я счастлив, что Костя Хабенский согласился играть. Костя играет, Бондарчук играет, Аня Михалкова играет, Северия Янушаускайте. Там очень сильный актерский состав.

— Наверное, получится не менее сильная, чем с «Духless», коммерческая история, ведь все, кого вы перечислили, кассовые ребята.

— Мы очень надеемся на это. Там очень крепкий сюжет. Я год сценарий писал.

— Фильм будет показан в следующем году?

— Планируем показать его в сентябре или октябре 2017 года.

«Самое сложное интервью у меня было с Валерией Гай Германикой»

— Ваша интернет-передача «Минаев Live», стартовавшая в 2011 году и набиравшая десятки тысяч просмотров в прямом эфире, в какой-то момент выросла в «Контр ТВ», а потом закрылась. Планируете ли вы возрождать этот проект?

— В какой-то момент я от нее немножко устал. И были вопросы по героям. Сейчас стало больше новых героев. Мы будем возрождать проект на площадке журнала Esquire. 21 декабря у меня будет первый гость Федор Бондарчук, затем будут актеры, режиссеры, бизнесмены. Люди, которые достигли высот в своих ипостасях.

— В «Минаев Live» вы показывали мастер-класс, как расшевелить даже самого «мертвого» собеседника.

— Самое сложное интервью у меня было с Валерией Гай Германикой. Она абсолютно закрытая. Я с ней до эфира болтал минут тридцать. Нащупали общую любимую музыку, фильмы, и постепенно я ее расшевелил и в кадр вывел.

«У нас будет большое интервью с Джудом Лоу, и он будет первым героем обложки»

— По поводу Esquire — появление в нем Ксении Соколовой было, конечно, неожиданным. Мужской журнал с женским лицом — это нонсенс. В связи с этим ваш приход на должность главного редактора однозначно верное решение, кто бы его там не принял.

— Мы очень долго были в переговорах. Очень долго.

— Что вы намерены делать с журналом? Если можно об этом рассказать.

— Сейчас уже можно. Первый номер будет в феврале. Во-первых, мы омолодим журнал. Esquire говорил, что работает для аудитории 45 плюс. Мы будем работать для 35 плюс. Это более активная аудитория. Я переделаю всю диджитал-компоненту. Мы будем обновлять все соцсети раз по семь в день. Будем идти в повестке. У нас появится довольно много фото и видео. Сам журнал будет более up-to-date, там будет больше моды, и он будет, все-таки, ближе к английской версии. Я очень люблю английскую версию, я буду делать так.

В февральском номере будут две главные темы. Одна проистекает из другой. Самый главный сериал этого года — это The Young Pope, «Молодой Папа», с Джудом Лоу. У нас будет большое интервью с Джудом Лоу, и он будет первым героем обложки.

— Это перекрестный проект или чисто российский?

— Это чисто российский проект (тем временем, Лоу уже принял участие в фотосессии и стал лицом октябрьского номера британского Esquire — прим. ред.). Основной темой номера будет 12 новых апостолов 12 мужчин в возрасте 30 лет, которые будут менять Россию каждый в своей сфере в будущем. То есть 12 новых героев времени. И от этого все отстраивается.

Сергей Кощеев
Справка

Сергей Минаев является совладельцем ЗАО «МБГ», одной из крупнейших компаний в СНГ, занимающихся винным бизнесом. В 1999 году он устроился в компанию на вакансию бренд-менеджера, а через некоторое время стал партнером.

Новости партнеров