Новости раздела

Алкогольный прогноз: что и сколько пьют в праздники в стране и Татарстане

Объемы и структура потребления алкогольных напитков в новогодние праздники

Новый год в России, как известно, отмечают с размахом (и во многом этому способствуют продолжительные январские каникулы — граждане страны празднуют почти месяц). При этом в январе падение легальных продаж алкоголя к декабрю составляет не менее 35%, из чего можно сделать вывод, что основные продажи алкоголя приходятся на период с 15 до 31 декабря. «Реальное время» анализирует, чего и сколько пьют сограждане в эти две недели.

Меньше, чем могло было быть

Если верить данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА, единственный напиток, продажи которого в декабре 2015 года упали, хотя и совсем незначительно, менее чем на 3%, — это пиво: в конце прошлого года потребление этого «будничного» напитка на душу населения снизилось до 4,5 с 4,6 литра во все другие месяцы.

Продажи других групп алкогольных напитков в декабре-2015 росли, но куда меньшими темпами, чем это можно было бы предположить. В этот период кратно увеличиваются объемы реализации только игристых вин и винных напитков: в пересчете на каждого россиянина, потребление шампанского в прошлом декабре составило 0,33 литра, тогда как на протяжении года продажи игристых вин едва превышают 0,1 литра на человека в месяц.

Вторые по показателям роста спроса — виски и коньяки, к которым эксперты также относят бренди и кальвадосы: спрос на эти напитки в декабре вырос в полтора раза. У учредителя ЦИФРРА и самого цитируемого в стране эксперта по алкогольным рынкам Вадима Дробиза объяснение этому простое:

— У России осталось только два настоящих праздника — Восьмое марта и Новый год, причем второй — самый честный. В это время каждый мужик старается поставить на стол хотя бы одну бутылку приличного алкоголя. Те, кто посвободнее в средствах, покупают виски или коньяк. Другие ставят одну бутылку дорогой, по их меркам, водки, зачастую больше в качестве украшения стола, — поясняет Дробиз.

А вот самого «народного» крепкого алкогольного напитка — водки, по итогам декабря прошлого года было продано всего на четверть больше, чем в среднем за год: 0,57 литра (то есть чуть больше одной бутылки) на душу населения против 0,45 литра в каждом из 11 предыдущих месяцев.

«Лучше любой страны Европы»

Сам Дробиз на своем портале пишет: «Я абсолютно уверен, что в секторе легального потребления мы выглядим при таком незначительном росте в главный праздник страны значительно лучше любой страны Европы...».

Ключевое слово здесь — «легального».

— В канун Нового года продажи водки должны вырасти не на 25 процентов, а в полтора, а скорее, даже и в два раза, — пояснил «Реальному времени» руководитель ЦИФРРА. — Это значит, что «недоимка» компенсируется потреблением нелегального и суррогатного алкоголя.

Дробиз подчеркивает, что нелегальная продукция попадает на столы даже приличных, «умеренно пьющих» граждан, а таких в общей массе потребителей алкогольной продукции, по оценкам эксперта, 80%. Выпить в новогодние праздники больше своей среднегодовой нормы только на 25% они не могут, следовательно, как минимум еще 25% от объема продаж к ним попадает из нелегальной розницы.

В новогодней корзине маргиналов доля «фанфуриков», аптечных настоек и прочих спиртосодержащих жидкостей, а также заводского алкоголя, приобретенного в нелегальной рознице, составляет в среднем 75—80%. В целом же за год, по оценкам Дробиза, в стране выпивается 250 млн литров самогона (50 млн литров от этого объема производят люди, которыми больше движет творчество, нежели стремление сэкономить — они вполне могут себе позволить нормальную водку), 150 млн литров аптечных настоек и столько же — спиртосодержащих жидкостей.

Стоит отметить, что с введением с начала года системы ЕГАИС в предприятиях торговли продажи крепкого алкоголя в легальной рознице за январь-ноябрь выросли по отношению к январю-ноябрю прошлого года на 25%: система «вышибла» из розницы не менее 250 млн литров напитка с непонятным происхождением, заместив его легальным алкоголем, — эти выводы эксперты делают, исходя из объема уплаченных акцизов. Речь, повторимся, в данном случае идет об объемах продаж всего крепкого алкоголя, включая виски, ром, текилу и т.п., хотя в общем объеме реализации на эту группу приходится, по определению Дробиза, «сущий мизер» — 45 млн литров, а также 15 млн литров коньяка. Впрочем, до полного восстановления объемов продаж легального продукта еще очень далеко: в прошлом году через розничную сеть было реализовано порядка 920 млн литров водки, в то время как по итогам 2007-го ее было продано почти 2,5 млрд литров.

Они ушли и не обещали вернуться

В декабре 2015-го татарстанцами было выпито чуть больше 3 млн литров водки (речь, само собой, только о легальной продукции), в то время как за первый месяц прошлого года — ровно на треть меньше. Любопытно, что статистика 2014-го показывает разницу в объемах продаж напитка всего в 16% — 2,9 млн литров в декабре и почти 2,5 млн литров в январе. При этом продажи декабря 2014-го сопоставимы с январскими продажами 2013 года; в декабре же 2013-го в РТ было продано более 3,3 млн литров водки.

Объяснение тут простое: в 2014 году на 25% был повышен акциз на алкогольную продукцию крепостью более 9 градусов — с 400 до 500 рублей за литр безводного спирта, что повлекло за собой повышение минимальной розничной цены за пол-литровую бутылку водки со 185 до 199 рублей в марте 2014-го, а в августе того же года — до 220 рублей.

Игорь Марченко: «Довольно много было и тех, кто заместил пусть самую дешевую, но с гарантированным качеством водку нелегальным и суррогатным алкоголем». Фото Максима Платонова

— Соответственно, кто-то из потребителей переключился на пиво, была небольшая часть тех, кто перешел в другие алкогольные сегменты. Однако довольно много было и тех, кто заместил пусть самую дешевую, но с гарантированным качеством водку нелегальным и суррогатным алкоголем, — комментирует статистику руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко.

Долю тех, кто из потребителей «законной» водки перешел в сегмент потребителей нелегального алкоголя, глава ведомства назвать затруднился, однако назвал объем изъятой с начала года суррогатной водки и других спиртосодержащих жидкостей: 400 тысяч литров (в прошлом году из оборота было изъято 409 тысяч литров — в полтора раза больше, чем в 2014-м).

— Эта статистика не отражает реалий, — говорит Марченко. — Чтобы понять реальные объемы, цифру необходимо умножить как минимум на пять.

Борьба с нелегальным оборотом крепкого алкоголя уже приносит свои плоды: по словам главы Госалкогольинспекции РТ, сейчас наблюдается определенный рост продаж, однако до уровня 2013 года, по признанию Игоря Марченко, «мы все равно не дотянем».

Сами мы местные

Тем не менее следствием мер по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя, предпринимаемых в республике, является высокое по сравнению со общероссийскими показателями потребление алкогольных (повторимся — легальных) напитков. Так, согласно данным ЦИФРРА, в среднем каждый житель республики, включая глубоких старцев и «грудничков», в прошлом году в период с января по ноябрь выпивал по 0,6 литра, то есть чуть больше бутылки водки, по 45 мл коньяка (чуть-чуть не дотягивая до объема классического миньона в 0,05 литра) и по 0,4 литра (чуть больше, чем половина классической бутылки) вина. В декабре 2015-го картина была следующей: в расчете на каждого жителя республики было продано 0,8 литра водки, 0,08 литра коньяка и 0,9 литра вина.

— Водка в Татарстане пользуется устойчивым спросом вне зависимости от времени года, — говорит Дробиз. — Даже во время священного для мусульман Рамадана ее продажи не снижались, в то время как, например, в Дагестане, объемы реализации водки через легальную розницу были нулевыми.

И Дробиз, и Марченко сходятся во мнении, что наличие в регионе сильного производителя алкогольной продукции на объемы и структуру потребления спиртного — как в канун Нового года, так и в другие месяцы — никак не влияет. Но на что влияет точно — так это на долю его продукции в общем объеме продаж: согласно оценкам собеседников «Реального времени», доля водки производства «Татспиртпрома» на полках розницы составляет порядка 80%.

По информации пресс-службы компании, в среднем по РТ продается порядка 2,5 млн литров ее продукции ежемесячно. В декабре прошлого года из общего объема реализованного через легальную розницу 10 млн литров алкоголя почти 4 млн литров составила продукция ТСП, в том числе 75 тысяч литров шампанских и игристых вин. Эти данные не включают статистику продаж вне Татарстана. Между тем, Росстат сообщает, что продажи марок ТСП за пределами региона (а они представлены в каждом из 85 субъектов РФ) в прошлом году составили 17 млн литров — это, конечно, значительно меньше, чем продажи по РТ, но на 70% больше, чем годом ранее. При этом ТСП занимает первое место по объемам производства водки — 85 млн литров, или 13% рынка.

— В том, что в республике больше пьют, заслуга не столько самого «Татспиртпрома», сколько местной власти, всячески его поддерживающей и продвигающей, — говорить Вадим Дробиз. — Огромная доля продукции ТСП в местной рознице — во многом следствие тотально жесткого регулирования местного алкогольного рынка. Да, руководство всех регионов, где есть производители алкоголя, стремится к тому, чтобы доля местной продукции на полках в магазинах была максимальной. Но руководству Татарстана это удается лучше, чем кому бы то ни было.

Татьяна Колчина

Новости партнеров