Татарстан по привлекательности для туристов не дотянул до Нижегородской области
Но «туристические власти» РТ не унывают и уверяют, что новогодние праздники все расставят по местам
В «Национальном туристическом рейтинге», подготовленном ЦИК «Рейтинг», республика поднялась с 13-го на 8-е место. Однако при этом Татарстан пропустил вперед не только традиционно «туристические» регионы, но и Московскую и Нижегородскую области. В Центре развития туризма РТ уверены, что пять строчек — это тоже успех, тем более что по другим рейтингам регион неоднократно выбивался в лидеры.
Татарстан уступил давнему сопернику — Нижегородской области
Новое исследование привлекательности регионов для туристов, опубликованное Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России», принесло достаточно неожиданные результаты. Если первая строчка Москвы в списке вряд ли кого-то удивила, то с другими данными наверняка многим бы захотелось поспорить, в том числе и Татарстану.
Республика Татарстан в рейтинге стала лишь восьмой, набрав 66,7 балла и пропустив вперед не только популярные туристические Санкт-Петербург, Крым, Краснодарский край и Алтай, но и Московскую и Нижегородскую области. При этом своему давнему конкуренту по ПФО республика уступила сразу две позиции и 5,4 балла.
По сравнению с прошлым годом 8-е место Татарстана — это определенный успех. По итогам прошлого года республика заняла лишь 13-ю позицию с 51,3 балла. Так что рост — налицо. «Татарстан настолько активен в своей работе по развитию туризма в регионе, что многие эксперты рейтинга называют его одним из лидеров по динамике роста турпотока. Вместе с тем эксперты отмечают недостаточную активность региона по продвижению своих дестинаций и турпродуктов в СМИ», — сообщают аналитики в своем отчете.
№ | Наименование субъекта Российской Федерации | Общий балл |
1 | Город федерального значения Москва | 80 |
2 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 79,7 |
3 | Краснодарский край | 77,3 |
4 | Республика Крым | 75,2 |
5 | Московская область | 74,8 |
6 | Нижегородская область | 73,1 |
7 | Алтайский край | 70,6 |
8 | Республика Татарстан | 66,7 |
9 | Калининградская область | 65,7 |
10 | Приморский край | 65 |
11 | Ленинградская область | 64,8 |
12 | Республика Башкортостан | 64,6 |
13 | Ставропольский край | 64,5 |
14 | Самарская область | 64,4 |
15 | Иркутская область | 62,4 |
16 | Тверская область | 61,9 |
17 | Свердловская область | 60,9 |
18 | Пермский край | 60,7 |
19 | Владимирская область | 60,4 |
20 | Калужская область | 60,3 |
21 | Ярославская область | 60,2 |
Смотря как считать
Несмотря на успех, для Татарстана 8-е место совсем не лестно. Регион уже давно привык к третьей строчке. И республика, и Казань в самых разных рейтингах периодически оказываются именно на этой позиции, уступая Москве и Сочи. Последний такой успех был достигнут всего несколько дней назад. По версии Минкульта РФ, Татарстан стал третьим в рамках секции «Туризм» по результатам Всероссийского рейтинга субъектов Российской Федерации по развитию этой отрасли. Появляются и первые места. Так, недавно Республика Татарстан заняла первое место в рейтинге читателей National Geographic как лучшее экскурсионное направление.
Проблема кроется в особенностях подсчета. Как правило, рейтинги учитывают узкое число показателей: посещаемость, запросы потенциальных туристов, загруженность отелей. К примеру, в рейтинге Минкульта учитывались только проводимые мероприятия, и только те из них, информация о которых размещена на конкретной площадке рейтинга. И еще — по итогам 9 месяцев Татарстан в нем не входил даже в десятку.
Исследование ЦИК «Рейтинг» готовится второй год, и второй год подряд эксперты используют 10 различных критериев.
Три критерия основываются на гостиничных показателях: уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (считают общее число мест в гостиницах), популярность региона у россиян (по количеству ночевок в отелях), популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах). Еще два — финансовые показатели: оборот туристических услуг (фактически — это объем средств, заработанных в сфере туризма) и экологическое «здоровье» региона (исчисляется из затрат на охрану окружающей среды). Два критерия отражают продвижение региона в медиа: интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах) и продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).
Кроме того, аналитики учитывали процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего числа населения региона, количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия (туристическая уникальность), количество совершенных преступлений.
«Туристы голосуют рублем»
В Госкомитете РТ по туризму в отсутствие его председателя Сергея Иванова, который находится в командировке, оперативно прокомментировать рейтинг не смогли. Оксана Саргина, директор «Центра развития туризма Республики Татарстан», считает, что подобные рейтинги и результаты в них — это всегда дополнительный толчок к развитию регионов, которые будут стараться изменить ситуацию в лучшую сторону.
— По сравнению с рейтингом 2015 года Республика Татарстан поднялась на пять позиций вверх — это очень хороший показатель, который означает, что республика движется в нужном направлении развития, — поясняет Саргина. — В 2016 году у Республики Татарстан появился официальный туристический бренд Visit Tatarstan, с правильной и понятной концепцией и программой аккредитации Visit Tatarstan. Программа аккредитации как раз и направлена на то, чтобы привести туристическую инфраструктуру Республики Татарстан к мировым стандартам качества и концепции бренда Visit Tatarstan. В планах на 2017 год: усиление работы по продвижению бренда Visit Tatarstan в российских и зарубежных СМИ, аккредитация средств размещения, объектов питания, туроператоров, музеев, транспортных компаний и внедрение нового туристического маршрута «Татарстан — 1001 удовольствие». Думаю, к следующему году мы точно окажемся в тройке лидеров.
В любом случае Оксана Саргина уверена, что главные выводы пока делать рано: «Говорить о популярности мы будем по итогам года по количеству турпотока и отзывам туристов. Туристы голосуют рублем, и мы посчитаем после новогодних праздников, кто на каком месте окажется».
комментарии
несмотря на огромную работу государственных органов и туристических фирм Татарстана по привлечению туристов.