Новости раздела

Новые книги о старой Казани

Книги о столице Татарстана неожиданно оказались бестселлерами

Вчера в литературном музее Евгения Боратынского был аншлаг — несколько сотен людей пришли сюда, чтобы купить книги и альбомы о Казани. Неожиданно выяснилось, что труды краеведов и всех, кто неравнодушен к прошлому и настоящему столицы Татарстана, пользуются необычайной популярностью.

Дошли до ручки

Инициатор презентации книг о Казани — профессор-философ, художник и поэт Владимир Курашов. Несколько лет назад именно он начал разговор об исчезающем городе, который безжалостно уничтожали под эгидой грядущего тысячелетия. Тогда профессор Курашов, человек дела, не стал сотрясать воздух стенаниями, а просто взял фотоаппарат и пошел снимать деревянную Казань, дни которой были сочтены.

Он сделал сотни уникальных снимков — Тельмана, Достоевского, Вишневского, практически всех улицы города, на которых к тому времени сохранилось деревянное зодчество. Сейчас, когда эти дома с резными наличниками, резными дверями и балкончиками исчезли с лица земли, материалу, которым располагает Владимир Игнатьевич, цены нет.

Тогда же он сам сверстал книгу «Казань деревянная», и она в единственном экземпляре лежала у него с столе. Но информация каким-то образом просочилась наружу, о книге вышел материал в газете «Время и деньги», по счастливой случайности его прочел тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев и дал распоряжение книгу Курашова издать. Книга быстро разошлась и потом выдержала несколько изданий.

Курашов тему не оставил, объединив вокруг себя группу казанцев, любящих и знающих город. И вот вчера, в свой юбилей, профессор собрал в музее Боратынского и авторов книг о Казани, и их читателей. Народу пришло гораздо больше, чем предполагали организаторы, — в зале и в фойе к стендам с книгами было не протолкнуться, книжки разлетались, как горячие пирожки. Здесь можно было купить книги историка Анатолия Елдашева и архитектора Сергея Саначина, разумеется, с автографами авторов, можно было оформить подписку на любимый горожанами журнал «Казань».

Сам же Курашов отметился новым изданием — философско-лирическим сборником «Философия дверной ручки», которая анонсируется как «Образно-синтетическое представление повседневности в философии, поэзии, живописи, фотографии и синтетическом искусстве». И это первый сборник совместных работ Содружества мастеров слова и изобразительного искусства, учрежденного Курашовым год назад. Так что у нас есть шансы в недалеком будущем видеть философские обоснования привычных для нас и иногда кажущихся неинтересными предметов.

«Старый дом глянет в сердце мое»

Да простит меня вчерашний юбиляр, но «хедлайнером» собрания поклонников казанской старины стала книга Анны Миллер и Владимира Герасимова. Издание большого формата, названное авторами «Казань 66. Место и время». Тираж небольшой — всего 700 экземпляров, можно предположить, что при хорошей рекламе уже в ближайшее время книга станет библиографической редкостью.

Замысел весьма оригинален — показать жизнь в стране и в городе ровно полвека назад, в 1966 году. Кстати, именно в том году авторы книги окончили школу и, выдержав огромный конкурс, стали студентами историко-филологического факультета КГУ. А конкурс в вузы тогда случился небывалым, и это еще одна примета 1966 года. В тот год выпускниками оказались и десятиклассники, и те, кому пришлось учиться в школе 11 лет.

«Мы работали над книгой почти год, верстку делал я сам. Поводом послужил архив фотографий — почти 10 тысяч, который нам достался от человека, ушедшего из жизни в девяностые годы. Архив был очень интересный, и грех было его не использовать. Практически все снимки датированы 1966 годом», — рассказывает Владимир Герасимов.

Автор фотографий Лев Попов работал на вертолетном заводе, он снимал для души то, что ему было интересно. Кроме его снимков, в книги есть фотографии и других авторов. В качестве текстового материала использованы фрагменты из государственных газет — «Советской Татарии» и «Комсомольца Татарии». Кроме этого, воспоминаниями о 1966 годе поделились некоторые казанские старожилы.

«Казань 66. Место и время» — это издание по-своему уникальное. С одной стороны — перед нами своего рода беспристрастная хроника. С другой — из сегодняшнего дня мы уже знаем, каким образом развивались те или иные события, упомянутые в книге. Вот материал о выставке Алексея Аникиенка, все вроде бы хорошо. Но пройдет еще немного времени, и начнется травля художника, в результате которой он покинет Казань и город лишится собрания его картин, останутся лишь те, что были в частных коллекциях.

Или рассказ об одном из лучших учителей литературы Казани Феодосии Константиновиче Новикове, в 1966 году он выпускал свой класс в 6-й школе, в котором училось много «звездных» ребят. Впрочем, как всегда у Новикова, он умел разглядеть в детях таланты. Например, среди его учеников была София Губайдулина. Но пройдет всего 3 года, и коллеги вынудят Феодосия Константиновича уйти на пенсию, оставив ему лишь факультатив у девятиклассников. Новиков был слишком ярок и независим для своего времени.

Вообще же 1966 год — это преддверие первого юбилея октябрьского переворота, когда все помыслы страны и нашего города были посвящены тому, что случится через год, в 1967 году. Например, готовился к открытию монумент на Арском поле. Казань строится, заселяются новые дома на Декабристов и Гвардейской, увеличивается площадь парков и скверов. 1966 год — это начало культурной революции в Китае и война во Вьетнаме, это выпуск первой советской стиральной машины «Вятка» с таймером и начало проекта, связанного с выпуском новых отечественных легковых машин.

Впрочем, книга не только об этом. Авторы хорошо знают и любят Казань, в издании содержится масса информации, которую могут помнить только любящие город люди. По сути, это путеводитель по прошлому большинства улиц центра города. И не только путеводитель с историческим уклоном. Это — портрет Казани пятидесятилетней давности, его поймут старожилы, для которых «Мелодия» на Баумана, СТЭМ, «Лакомка», пляж «Локомотив» или «Лаокоон» — не пустые слова, а исторические и культурные коды.

Это только первые, поверхностные впечатления от книги Анны Миллер и Владимира Герасимова. Ее надо читать долго, разглядывая фотографии, постепенно вплывая в атмосферу полувековой давности. В атмосферу, по сути, другой страны, сожалеть об исчезновении которой — это значит не иметь головы, но не вспоминать которую — не иметь сердца.

1/38
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов


Татьяна Мамаева, фото Дмитрия Резнова

Новости партнеров