Новости раздела

Лизинг на «костях врагов» и государственном заказе

Участники рынка уверены, что рост может обеспечить либо наличие госпрограмм, либо завоевание доли «умирающих» конкурентов

Лизинг на «костях врагов» и государственном заказе
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

На рынке лизинговых услуг в целом наблюдается снижение количества контрактов, сокращение числа потенциальных клиентов и уход с рынка мелких игроков. В портфелях компаний эксперты отмечают снижение доли оборудования. Все чаще лизингодатели концентрируются на работе с автомобилями, которые легче реализовать в случае банкротства клиента. Следствием кризиса стал повышенный интерес к подержанной технике, однако участники бизнес-бранча «Реального времени» замечают, что удовлетворить спрос не просто — поставщиками являются зарубежные компании, которым сейчас просто не выгодно ввозить в Россию автомобили. Поддержать рынок могут только госпрограммы.

Три года кризиса «съели» 50% рынка лизинговых услуг

В рамках бизнес-бранча «Реального времени» «Чего ждать от рынка лизинга» за одним столом обсудить ситуацию на рынке собрались представители различных компаний по оказанию лизинговых услуг. В качестве одной из тенденций во время кризиса участники отметили уход мелких региональных фирм с рынка. Однако твердо стоящим на ногах компаниям это оказалось только на пользу.

К примеру, «Ак Барс Лизинг» в 2016 году относительно первого полугодия 2015 года прирос практически в два раза. В компании это связывают, в первую очередь, с началом сотрудничества с «Роснано»: прирост произошел за счет производственного оборудования. «Это в том числе не только наша заслуга. Повлияло сужение рынка лизинга — мелкие лизинговые компании уходят, кто был раньше активным, либо стал менее активным, либо совсем ушел. Так сложился рынок», — говорит Ренат Нуруллин, генеральный директор «Ак Барс Лизинг».

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Ренат Нуруллин: «Мелкие лизинговые компании уходят, кто был раньше активным, либо стал менее активным, либо совсем ушел. Так сложился рынок»

Уход региональных компаний связан не только с экономическими сложностями самих фирм, но и с тем, что банки перестают их кредитовать или ухудшают условия кредитования. При этом количество клиентов в целом также снижается. Предприниматели стали реже расширять бизнес и, соответственно, перестали брать в лизинг дополнительное оборудование. Ужесточились и требования лизинговых компаний к клиенту. Все это привело к снижению количества заключенных сделок в целом на рынке.

В этих условиях качество новых клиентов лизинговых компаний становится выше, так как лизингодатели подходят строже, и лизингополучатели идут на сделку только в случае устойчиво работающего бизнеса. В то же время многие клиенты, купившие оборудование до кризиса, столкнулись с проблемами. Эта ситуация породила еще одно явление: массовая реструктуризация старых договоров и их пролонгация. Для новых же клиентов сроки лизинга не только не увеличиваются, но и, скорее, уменьшаются: «На 5 лет договор никто не оформит», — единогласно говорят эксперты.

Для крупного бизнеса при лизинге оборудования ставки, по словам экспертов, по-прежнему остаются на достаточно низком уровне — в среднем на 6,5—11%. Однако рыночные ставки росли на протяжении 2 лет, и сейчас эффективная ставка может достигать 30%. Впрочем, участники рынка отмечают изменение тренда в последние месяцы. «В моем понимании, последний квартал идет такая тенденция, что ставки начинают потихоньку снижаться», — считает региональный директор «Ресо лизинг» по Поволжью Альберт Фатхуллин.

В целом, по словам директора филиала в Казани «ВТБ-лизинг» Эмиля Сафиуллина, с 2013 по 2015 год рынок лизинговых услуг сократился. Если учитывать его наиболее массовый сегмент — лизинг автомобилей, то снижение произошло практически в два раза — с 3 млн штук в год до 1,5 млн. В этом году снижение составило еще 15%.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Альберт Фатхуллин: «В моем понимании, последний квартал идет такая тенденция, что ставки начинают потихоньку снижаться»

Когда КАМАЗ «спит», «просыпаются» китайские производители

Происходят и изменения в портфеле лизинговых услуг. Так, сейчас наблюдается снижение в портфеле количества специальной и грузовой техники. Кризис привел и к тому, что клиенты стали с большой охотой брать подержанную технику. Ставку на подержанные автомобили решили сделать в ООО «Элемент Лизинг» и, как говорит руководитель направления по работе с поставщиками и партнерами компании Лариса Касьянова, не прогадали. Отметил спрос на подержанную технику и начальник отдела лизинга АО «Таткоммунпромкомплект» Ильдар Давлетшин.

Причем спросом пользуются не только иностранные подержанные грузовые автомобили, но уже и российские. Однако в последний год рынок б/у машин начал сужаться. Представители лизинговых компаний объясняют это тем, что в условиях кризиса в 2014—2015 годах на рынок попало огромное количество купленной в предкризисный год техники, но сейчас она уже вся перепродана. А ввоз в Россию европейских машин невыгоден из-за больших утиль-сборов.

Заметно снижается объемы лизинга оборудования. Во-первых, предприниматели реже инвестируют в расширение бизнеса в условиях нестабильности. Во-вторых, направление является более рисковым для лизингодателей: специализированное оборудование в случае банкротства клиента практически невозможно реализовать, так как оно приобретается под задачи конкретного бизнеса: «Мы не знаем, как работать с этим активом, и боимся, что он будет потом неликвидным. Как мы будем потом его продавать?», — говорит Лариса Касьянова, руководитель направления по работе с поставщиками и партнерами ООО «Элемент Лизинг».

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Ильдар Давлетшин: «Клиент должен нам показать договор с крупным заказчиком или документ, что он выиграл крупный конкурс»

— Мы даем оборудование, но оно специфичное, так как это определенный заказ. Клиент должен нам показать договор с крупным заказчиком или документ, что он выиграл крупный конкурс, — поясняет Ильдар Давлетшин из АО «Таткоммунпромкомплект».

Возвращаясь к спецтехнике, стоит заметить, что сейчас ее берут преимущественно российского производства. Однако тут возникает проблема с самим производителем: при поступлении крупных заказов заводы занимаются только ими, переставая поставлять машины на свободный рынок. Например, в сентябре-октябре такой «подарок» устроил КАМАЗ. «Площадки «Русбизнесавто» просто встали. У них был драйвер — КАМАЗ. И они встали по причине того, как нам сказали, что КАМАЗ стал делать грузовики в Сирию или куда-то туда. Розница встала, и у нас пошли китайские самосвалы. Потому что нечего было продавать: «КАМАЗов» нет, «МАЗы» вообще проблема привезти — надо три месяца ждать, да еще и заплатить вперед. Сейчас на рынке опять все ровно», — говорит Лариса Касьянова.

— Это тенденция отечественных заводов. Взять УАЗ — мы там однажды технику чуть ли не два месяца ждали. К ним поступил заказ от «Почты России» на 10 тысяч «УАЗов», и все, — подтверждает Ильдар Давлетшин.

Прогнозы неутешительные

О прогнозах в целом по рынку региональный директор «Ресо лизинг» по Поволжью Альберт Фатхуллин говорить не стал, но по своей компании рассказал, что на следующий год у них стоит план в +20%. Эти планы руководство компании рассчитывает выполнить не за счет роста рынка, а за счет увеличения стоимости оборудования и дальнейшего ухода конкурентов. В свою очередь, заместитель гендиректора по экономике и финансам «Ак Барс Лизинг» Анна Комарова рост рынка прогнозирует, но в небольшом размере — 5—15%. Перед компанией в этом плане стоит задача показать примерно такой же рост.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Лариса Касьянова: «Я не вижу роста и никаких драйверов рынка. Наоборот, стагнацию. Мелкий бизнес сейчас дышит на ладан, «ипэшники» закрываются — это был наш любимый сегмент»

— У нас достаточно высокий рост получился в этом году, поэтому нам бы удержать примерно такие же показатели, но с небольшим приростом — положительную динамику показать все равно надо, — продолжает она.

Ильдар Давлетшин по поводу спада продаж в АО «Таткоммунпромкомплект» не переживает, так как они работают по заказам министерств. В свою очередь, в коммерческом секторе он ожидает спад, связанный с растущими требованиями к клиентам.

О стагнации рынка говорит Лариса Касьянова из ООО «Элемент лизинг»: «Я не вижу роста и никаких драйверов рынка. Наоборот, стагнацию. Мелкий бизнес сейчас дышит на ладан, «ипэшники» закрываются — это был наш любимый сегмент», — говорит эксперт. Ее коллега Ольга Дунаева считает, что часть рынка у лизинговых компаний отберут банки. Однако, несмотря на это, и их компания намерена в следующем году прирасти.

А вот руководитель подразделения «ВЭБ-лизинг» Вильдан Бахтияров, отметил, что по сравнению с этим годом в 2017-м прогнозируется снижение показателей на 25% с учетом высокой базы этого года и изменения рыночных условий: «Все это благодаря тому, что компания рассматривает потенциальных клиентов тщательнее, критерии отбора стали более жесткие. Если раньше мы могли подтягивать клиентов и финансировать их, то на текущий момент мы не готовы этим заниматься». По его словам, не будет бурного всплеска и на рынке в целом, если не будут действовать госпрограммы, например, субсидирования покупки авто: «Без поддержки государства сложно говорить о росте. Может быть процентов 5—10». Согласен с ним и директор филиала в Казани «ВТБ-лизинг» Эмиль Сафиуллин.

Мария Горожанинова, фото Максима Платонова
МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров