Новости раздела

Михаил Фишер, Uber: «Мы хотим, чтобы личный автомобиль стал атрибутом, которым стала лошадь»

Михаил Фишер, Uber: «Мы хотим, чтобы личный автомобиль стал атрибутом, которым стала лошадь»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Будущее за беспилотными автомобилями и такси, которое будет дешевле поездки на общественном транспорте и тем более дешевле, чем завести личный автомобиль, считают в компании Uber. На открытой лекции «Бизнес в эпоху подрывных инноваций» директор по региональному развитию Uber в России Михаил Фишер рассказал, почему личный автомобиль устарел, как лошадь, как совместные поездки на такси сэкономят наше с вами время и почему все дорожные проблемы решат беспилотные автомобили. Стенограмма его лекции.

Личный автомобиль уже не вывозит

Спасибо большое, что пригласили. Очень интересно здесь выступать. Я действительно хотел бы больше посвятить времени не тому, что такое Uber и этому феномену, а, наверное, заглянуть в будущее и поговорить о том, как мы видим будущее транспорта и перевозок.

В начале предыдущего века Генри Форд сделал настоящую революцию. Он сделал автомобиль массовым. Он сделал автомобиль доступным и, таким образом, полностью изменил наше поведение. Космическим образом повысил мобильность населения. И автомобиль начал появляться в каждой семье.

Прошло 100 лет. И мы видим, что в концепции владения собственным автомобилем есть определенные минусы, о которых хочется поговорить сейчас, и о том, как мы [Uber. — прим. ред.] будем их решать.

Буду говорить на очень простых цифрах, чтобы любому было понятно. 4% — это среднее время, которое личный автомобиль реально ездит. 96% времени он стоит. Он стоит либо на парковке возле дома, либо на парковке возле офиса, либо вы уехали в отпуск или заболели или еще что-то. Автомобиль — это, пожалуй, самый низкоутилизируемый актив, которым владеет человечество в данный момент. И это, безусловно, создает проблемы. У нас слишком много машин, потому что мы не умеем эффективно их использовать.

15 процентов. Для того, чтобы хранить это огромное число автомобилей, мы, в среднем, в городах используем 15% пространства. 15% пространства города, которое могло бы использоваться под парки, скверы, детские сады, больницы и тому подобные вещи, используются, чтобы хранить автомобили.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Автомобиль — это, пожалуй, самый низкоутилизируемый актив, которым владеет человечество в данный момент. И это, безусловно, создает проблемы. У нас слишком много машин, потому что мы не умеем эффективно их использовать

10 часов в среднем человек проводит за рулем собственного автомобиля [на соответствующем слайде презентации говорится, что это статистика за неделю; данные по Великобритании]. И так как за рулем собственного автомобиля что-то еще делать не надо, потому что это опасно, по сути, человек теряет это время. Хотя мог бы его продуктивно использовать, чтобы отправить те же емэйлы, читать какие-то интересные вещи.

12% — это объем выхлопов, вернее, вредных выбросов в атмосферу, которые создает личный транспорт. И 30% — тоже удивительная цифра, я недавно ее узнал: оказывается, треть всех пробок создается исключительно потому, что владельцы автомобилей ищут парковочные места. Вы, наверное, эту картину наблюдали: когда машина едет, она притормаживает, пытается запарковаться.

Личная машина устарела, как лошадь

Давайте поговорим про будущее логистики и как мы видим решение этой проблемы в будущем. Несколько идей, которые мы считаем прорывными, которые действительно изменят представления об автомобиле, и о том, как мы передвигаемся.

В первую очередь скажу, что наша цель как компании звучит очень просто: больше людей в меньшем количестве автомобилей. Мы хотим создать такую транспортную систему и снизить стоимость пользования данного сервиса до такого уровня, чтобы у любого человека не было ни единой причины иметь собственный автомобиль, чтобы собственный автомобиль в сравнении с пользованием Uber был космически дорог и чтобы собственные автомобили были в пользовании либо «фанатиков», либо ярых любителей.

Грубо говоря, мы хотим, чтобы личный автомобиль стал таким же атрибутом, которым стала лошадь. Раньше лошадей использовали для передвижения, для перевозок. Сейчас лошадьми владеют люди, которые действительно любят такую езду.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Мы хотим, чтобы личный автомобиль стал таким же атрибутом, которым стала лошадь. Раньше лошадей использовали для передвижения, для перевозок. Сейчас лошадьми владеют люди, которые действительно любят такую езду

Такси для попутчиков

Первая вещь, про которую мы подумали, называется uberPOOL. Что мы увидели? Мы увидели, что в больших городах примерно из одной и той же точки примерно в одну и ту же точку примерно в одно и то же время хочет ехать несколько человек. Единственная причина, по которой они не используют одну машину, — просто потому, что они друг друга не знают.

И мы решили через нашу систему фасилитировать [от англ. facilitate — помогать, облегчать] именно объединение маршрутных пассажиров, чтобы автомобиль использовать максимально эффективно.

Как это происходит на деле? Вы — пассажир. Вы хотите ехать их точки А в точку B. Нажимаете кнопку: «Я хочу поехать отсюда вот сюда». Вам назначается автомобиль. Он приезжает. Вы в него садитесь, и, пока он едет, система мониторит, смотрит, кто параллельно хочет ехать из точки C в точку D и при этом эти точки совпадают с вашим маршрутом хотя бы на 50% таким образом, чтобы ваши маршруты пересекались.

Если система находит такого человека, то ваша поездка, что называется «мэтчится» [от англ. match — сходиться, получаться]. То есть в определенный момент времени в автомобиль, в котором вы едете, садится другой человек. И какую-то часть пути вы едете вместе, как раз до пункта назначения вашего. В этом пункте назначения вы выходите. А система параллельно начинает искать третьего пассажира. Везя второго пассажира система ищет третьего точно так же, чтобы «смэтчить» их пути.

Таким образом, что мы получаем? Для пассажира мы получаем значительное снижение стоимости перевозки. Если 100% пересечение маршрутов, то стоимость поездки падает в два раза. Если, соответственно, 50-процентное пересечение маршрутов, это четверть стоимости поездки.

А для водителя, в свою очередь, происходит, в идеальном состоянии, одна большая-большая непрерывная поездка. То есть любой километр и любая минута, которую он едет, реально оплачивается.

У водителей нет миль и пробегов, у водителей нет простоев и подобных вещей. Таким образом, мы можем предоставлять водителю достойный уровень заработка, при этом снизив стоимость [перевозок], потому что он максимально хорошо использует свой автомобиль.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Одна из проблем общественного транспорта — то, что он доступен не везде. И опять же на помощь приходят такие сервисы, которые закрывают эти пятна. И другая проблема общественного транспорта, что он доступен не всегда

Все, как завещал Ленин, — делитесь

Вот примерно такая картинка, которую мы хотим видеть. Если сейчас в среднем в автомобиле находится полтора человека, то мы хотим, чтобы в автомобиле находились два-три человека. Таким образом мы можем снять определенное количество автомобилей с дороги.

Мы посчитали, что в среднем одна машина uberPOOL позволяет с дороги убрать семь личных автомобилей. Потому что эффективность вырастает в восемь раз. Мало того. Мы видим, что личный автомобиль появился в том числе из-за того, что существующая транспортная структура (общественный транспорт) не всегда и не везде возможна. Но именно из-за того, что для этого на данный момент используются личные автомобили, это не эффективная история. Мы хотим это изменить, чтобы использовались не личные автомобили, а, что называется «шэр» [от англ. share — делить, распределять] — общие автомобили.

Одна из проблем существующей городской инфраструктуры и городского общественного транспорта в том, что он доступен не везде. Городской транспорт — это прекрасно. Но метро не довезет вас от двери до двери. А, соответственно, от станции метро до двери вам нужно как-то добраться и опять же от автобусной остановки.

Тут как раз приходят на помощь такие сервисы, как Uber. Это Лондон [имея в виду представленную на слайде презентации маршрутную сеть]. Там порядка 10% поездок. Ой, вру! Там чуть ли не половина поездок начинается и заканчивается в радиусе до 200 метров от станции метро.

Одна из проблем общественного транспорта — то, что он доступен не везде. И опять же на помощь приходят такие сервисы, которые закрывают эти пятна. И третья проблема общественного транспорта, что он доступен не всегда. Он не работает 24 часа в сутки, к большому сожалению. И мы на своих данных видим, что, на самом деле, огромное количество поездок в нашей системе совершается именно когда закрывается общественный транспорт.

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Система взаимосообщающихся друг с другом автоматизированных автомобилей <> позволит значительно улучшить, на самом деле, нашу жизнь. Вернуть нам пространство городское, которое мы сейчас неэффективно используем, вернуть нам наше время, которое мы просиживаем в пробках, вернуть нам чистый воздух и сделать мир лучше

Умные такси-беспилотники

Ну и, наверное, последняя вещь, которая, мы считаем, будет прорывной, которая совершит революцию и изменит наше представление о передвижении — это то, что сейчас запустилось в Питтсбурге [США].

Это самоуправляемые автомобили. Автомобили без водителя. Автомобили, которые вас везут из точки А в точку В, при этом не прибегая к услугам водителя.

Дело в том, что в любой перевозке порядка 70% стоимости — это деньги, которые мы тратим на то, чтобы давать достойный заработок водителям. А в Питтсбурге мы уже запустили. Технология уже существует. Мы ее уже тестируем. 50 автомобилей сейчас действуют в Питтсбурге совершенно без вмешательства человека.

То есть вы заказываете автомобиль точно в таком же приложении. К вам приезжает такая вот машина [имея в виду машину на слайде презентации]. Вы садитесь, нажимаете: «Мне ехать туда-то», — и она вас везет.

Это как раз то, что позволит нам снизить стоимость перевозки. Как я говорил, порядка 70%. И действительно сделает подобные сервисы настолько доступными, что просто не нужно будет иметь свой личный транспорт. Ну и помимо всего прочего уберем большое количество автомобилей с дорог. И там еще есть очень-очень много позитивных экстерналий. И, в первую очередь, мы уберем пробки.

Например, вы знаете, почему создаются пробки? Если видели, когда светофор с красного переключается на зеленый, сначала стартует первая машина, за ней с каким-то запозданием вторая, третья — и так далее. Происходит неэффективно. Если бы все автомобили на светофоре ровно, когда загорается зеленый свет, с одинаковым усилием нажимали педаль газа, эффективность была бы больше.

И это возможно только когда у нас есть система взаимосообщающихся друг с другом автоматизированных автомобилей, которая позволит значительно улучшить, на самом деле, нашу жизнь. Вернуть нам пространство городское, которое мы сейчас неэффективно используем, вернуть нам наше время, которое мы просиживаем в пробках, вернуть нам чистый воздух и сделать мир лучше.

Юлия Красникова, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
МероприятияОткрытая лекция

Новости партнеров