Новости раздела

Фальсификат для армии: как челнинский бизнесмен подставил ведомство Сергея Шойгу

По госконтракту на 24 млн рублей для ремонта военной техники прислали бывшие в употреблении запчасти

В хищении средств минобороны РФ, незаконном использовании товарного знака ПАО «КАМАЗ» и даче взятки начальнику склада военной части обвиняют 30-летнего Ивана Торопина, бывшего директора и соучредителя ООО «Торопин». С этой фамильной компанией из автограда оборонщики в 2015 году заключили два контракта аж на 52 млн рублей, но вместе с новыми запчастями поставщик, по версии Следкома, отправил в армию старье и контрафакт. «Реальное время» узнало — контракты с «Торопиным» заключали и другие силовые ведомства.

Победный тендер

Дело о почти диверсионной поставке запчастей направлено в Набережночелнинский горсуд. В ходе предварительного следствия Иван Торопин признал вину лишь частично. Сейчас он под домашним арестом. Под арест попала и часть имущества — земельные участки, гараж, оргтехника и запчасти со склада ООО «Торопин», стоимость всего этого обвиняемый оценил в 20 млн рублей.

Эта история началась больше года назад с объявления электронного аукциона на поставку запчастей для военной автотехники семейства КАМАЗ для нужд минобороны РФ. В июле 2015 года ООО «Торопин» аукцион выиграло и до ноября 2015 года должно было поставить 51 тысячу единиц товара в части, базирующиеся в Самарской и Ростовской областях. Судя по аукционным документам, изначально на аукцион подавалось три заявки, а в финале за победу боролись две компании: ООО «АвтоЗилЦентр» готово было выполнить заказ за 17,7 млн рублей, а ООО «Торопин» — за 17,6 млн рублей. Госконтракт был заключен с последним, причем по цене 24,1 млн рублей. Потому что уже после торгов был увеличен объем поставки.

Дело о почти диверсионной поставке запчастей направлено в Набережночелнинский горсуд. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Как полагает следствие, поставщик решил заработать и часть запчастей для боевых грузовиков закупил не у официальных дилеров Камского автогиганта. Таких предложений в Челнах много. В результате примерно пятая часть поставки — на 5,2 млн рублей оказалась весьма сомнительного качества. Речь идет о фильтрах очистки масла, топливных насосах, дисках сцепления, тормозных колодках и даже цилиндрах двигателя. А чтобы убедить заказчика в том, что все это сделано ПАО «КАМАЗ», на коробки клеили этикетки с товарным знаком ПАО, специально заказанные в типографии.

Версия следствия: контрафакт подсластили взяткой

Осенью 2015 года, получив товар у Торопина, начальник военного склада бронетехники одной из частей Самарской области обратил внимание, что часть «новеньких» запчастей пришла без стандартной заводской упаковки, а часть, похоже, уже побывала в употреблении — под свежей краской на сколах видна ржавчина и следы восстановления. Еще часть новых запчастей была промаркирована прошлыми годами, в нарушение условий контракта. Начсклада попросил ПАО «КАМАЗ» прислать специалиста и вместе с ним в апреле 2016 года составил акт приемки товара, указав в нем все признаки контрафакта и несоответствия техзаданию.

В мае решать проблему с приемкой из Челнов приехали директор Иван Торопин с подчиненным. Но каяться и менять запчасти не стали, начали предлагать взятку — мол, пришлите смс на номер телефона с суммой, и в течение часа все решится, — позже рассказывал следователям военный. На следующий день, по его словам, челнинский гость вновь завел разговор о проблеме и назвал цифру «один» — что означало взятку в 1 млн рублей. Военный отказался. А в июне сам оказался в Набережных Челнах на камазовском совещании и после него вновь получил звонок от поставщика с предложением о встрече.

Представитель заказчика понял, ему вновь предложат взятку — ведь обмена запчастей часть так и не дождалась, но и компания Торопина не увидела актов о приемке товара. Военный пошел с заявлением в ФСБ и там согласился на участие в оперативном эксперименте. В тот же день он встретился с Торопиным, после чего на специально открытый счет подручный директора ООО перечислил 1,2 млн рублей. А военный сдал карточку сотрудникам ФСБ.

Уже в июле Ивану Торопину было предъявлено обвинение. А позже гражданские иски к нему заявили минобороны РФ и ПАО «КАМАЗ». Министерство требует возврата 5 млн 186 тысяч рублей из общей суммы контракта, уплаченных за некондиционный товар, автозавод — 1 млн рублей за незаконное использование товарного знака. Сумму ущерба определяли эксперты. Как сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ, из трех предъявленных ему статей Уголовного кодекса РФ Торопин в ходе предварительного следствия полностью признался лишь в незаконном использовании логотипов «КАМАЗ». Вину в даче взятки он признал частично, уверяя, что изначально предлагал военному меньшую сумму. Ну а мошенничество с запчастями и вовсе отрицал, уверяя, что умысла обмануть оборонщиков у него не было.

Доверенный поставщик силовиков

Любопытно, что после случившегося у бдительных военных и следствия появились было подозрения и к запчастям от ООО «Торопин» для грузовиков «УРАЛ» по контракту в 28 млн рублей, также заключенному в 2015 году. Следователи даже приглашали специалистов Уральского завода в часть для дачи заключения, однако уральцы не приехали.

Как выяснило «Реальное время», ООО «Торопин» участвует в закупках с 2011 года, но наибольшее количество контрактов приходится на 2014—2016 годы. В этом году компания заключила 136 контрактов на 349,6 млн рублей. В 2015 году она выполняла 201 заказ на общую сумму 247,3 млн рублей, а в 2014-м — 187 на 124,7 млн рублей (данные системы «Спарк-Интерфакс»).

Абсолютное большинство контрактов ООО «Торопин» заключено с силовыми структурами — МВД, ФСБ, ФСИН, МЧС и минобороны и касаются поставки запчастей для автомобилей «КАМАЗ», а также грузовиков «ГАЗ», «Урал» и «МАЗ». Так, для минобороны и отдельных войсковых частей за весь период работы по госзаказам компания услужила на 65 млн рублей по 26 контрактам. Самыми крупными были уже упомянутые выше контракты на поставку запчастей «КАМАЗ» и «УРАЛ» за 24 и 28 млн рублей. В 2016 году были заключены два контракта поскромнее — поставку генераторов к образцам бронетанковой техники на 4,4 млн и части для автомобилей IVEСO на 3,7 млн рублей.

Каким образом молодому 30-летнему бизнесмену удалось заслужить доверие силовиков? Поговаривают, что репутацию фамильному предприятию создавал отец ныне обвиняемого Александр Торопин, в свое время руливший МП «Промпрогресс» и ООО «Промторгсервис», а потом передавший дела дочери и сыну. Что до Ивана Торопина, то он уже покинул пост директора ООО «Торопин» и перестал быть его учредителем, оставшись работать в компании в качестве менеджера. Впрочем, Торопин-младший остается руководителем ООО «Аргус» (торговля автомобильными деталями и узлами).

Ирина Плотникова, Дмитрий Семягин

Новости партнеров