Новости раздела

Наиль Магдеев: «У нас есть, чем заниматься, кроме того, чтобы ларьки сносить!»

Отстаивать киоски, торговавшие «Обамкой», в автоград приехал бизнес-омбудсмен РТ

Наиль Магдеев: «У нас есть, чем заниматься, кроме того, чтобы ларьки сносить!»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Накануне в Набережных Челнах бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов, мэр автограда Наиль Магдеев с владельцами торговых точек города вновь встретились обсудить будущее несанкционированных торговых объектов (НТО). На этот раз, однако, «в гости» пригласили и представителя УФАС — именно это ведомство недавно вынесло предписание о сносе 25 киосков сети мороженого «Славица». «Гость» в лице замруководителя УФАС по РТ Рузалина Хабибуллина большую часть совещания сидел молча, отвечал редко и на открытый контакт явно идти не хотел… В рамках выездного заседания Совета по предпринимательству внезапно выяснилось, что в УФАС пока даже в глаза не видели проекта постановления, регулирующего НТО. Хотя в ведомство проект команда Тимура Нагуманова отправляла.

Проект, регулирующий НТО, проходит стадию расстановки запятых и перевода на татарский

Встреча в бизнес-отеле «Татарстан» главной целью поставила «защиту интересов владельцев НТО, находящихся сейчас под угрозой сноса, и определить порядок законного размещения киосков и ларьков в городе». За два месяца проект постановления Кабмина РТ, разработанный Советом по предпринимательству, который должен будет регулировать правила игры на рынке, уже проходит этап коррекции («расстановку запятых и перевод на татарский язык», как определил сам Тимур Нагуманов). В ближайшее время его уже грозят согласовать и опубликовать.

В Челнах же экстренно готовят и свой пакет муниципальных документов, в т.ч. и схему размещения НТО, который обещают сдать ориентировочно 20 сентября, но просят еще два месяца на «обкатку». Если город не успеет, УФАС может вынести предписания о сносе ларьков и киосков до назначения торгов. Впрочем, Нагуманов рассказал перед заседанием прессе, что в УФАС, вроде бы тоже есть «понимание», и «ничьей крови они не хотят, не хотят никого сносить». При этом число объектов без объективных причин в Челнах сокращать не будут — если только НТО не размещены на охранных объектах или на земле, предназначенной для строительства соцобъектов. «Но не должна после всех схем и процедур создаваться ситуация, которую мы видим в Казани и местами в Челнах: стоят 10 ларьков и все они торгуют цветами… Создают ненужную конкуренцию между собой. Начинают друг друга поджигать, вставлять палки в колеса», — заметил бизнес-омбудсмен.

Напомним, первое выездное заседание Совета по предпринимательству, посвященное теме НТО, состоялось еще 28 мая. Тогда стало известно, что в 2017 году мэрия на аукцион выставит 660 торговых объектов. Цена лота будет зависеть не от профиля торгового объекта, а от места размещения. И менять назначение торгового объекта в пользу более выгодного не позволят. Зато власти пообещали запретить субаренду (дабы не пришли «денежные мешки» и, выкупив все лоты, не раздавали по высоким ценам объекты тем же старым коммерсантам). И заверили бизнесменов, что не будут заставлять их демонтировать уже существующие объекты (как то требуется по закону). Однако скоро выяснилось, что УФАС никакого обещания не демонтировать не давало. По-видимому, последней каплей стала выдача предписаний «Славице». Фабрика по производству мороженого (штаб в Красноярске) была открыта, между прочим, с подачи самого Магдеева. Разумеется, такой удар по МСБ, который мэр холит и лелеет, в т.ч. и на заседаниях антикризисного штаба (где «Славица» после открытия почти сразу же презентовала себя главе автограда), власти города перенести не могли.

Нагуманов — УФАС РТ: «То, что вы с нами здесь, уже достаточно…»

На встрече большинство за круглым столом составили, как ни странно, чиновники. Напротив них были расставлены таблички с ФИО приглашенных бизнесменов (числом семь). Пришли только четверо… То ли некоторые уже махнули на все рукой и смирились. То ли, как предположил Нагуманов, «испугались» (видимо, присутствовавшего на встрече замруководителя УФАС). Большую часть встречи как антимонопольщик, так и предприниматели молчали — говорили, в основном, омбудсмен, частично мэр и представители исполкома.

Нагуманов почти сразу же предложил со своим вступительным словом выступить Рузалину Хабибуллину, который скромно, тихо-мирно, не поднимая головы сидел слева от Радмира Беляева, руководителя отдела по развитию предпринимательства, через две головы от Нагуманова, через голову от Магдеева. Хабибуллин вместо вступительного слова объяснил, что его ведомство выдает лишь предупреждения с требованием: «В разумные сроки, предписания необходимо исполнять, конкуренция должна быть соблюдена». И замолчал. Предприниматели, и так все зажатые, после его комментария совсем потерялись. Нагуманов смущенно в ответ лишь заметил:

— То, что вы с нами здесь, уже достаточно…

На торги без обременения: «пока» УФАС не против

Радмир Беляев, в свою очередь, рассказал о том, что после проведенной инвентаризации оказалось, что на территории Челнов расположено 679 НТО (т.е. на 19 больше, чем было в конце мая). 98 из них — остановочные павильоны. Однако только 667 НТО власти города обещают включить в схему стационарных торговых объектов. Пока составляется соответствующий реестр в районах города, положение о размещении НТО в мэрии, разрабатывается схема размещения. В скором времени обещают разработать порядок организации и проведения аукционов по заключению договоров на эксплуатацию НТО. И только потом мэрия выпустит постановление, утвердит эскиз внешнего вида НТО и в ноябре лишь приступит к проведению аукционов. Информация Беляева любопытная, так как еще в конце мая планировалось, что на аукцион нынешние объекты выставят лишь в январе 2017 года. Возможно, кнут УФАС над собой заставил чиновников быть порасторопнее. Тимур Нагуманов, услышав про ноябрь, тут же обратился к «антимонопольщику»:

— Понимаете, еще полтора месяца берут на «дообточить все моменты», внести на согласование в органы. И к 1 ноября начать торги…

Замруководителя УФАС РТ в ответ лишь покивал.

— Я как бы сейчас не спрашиваю вашего отношения, вы, понятно, не скажете. Потому что вы хотите, чтобы это было завтра. Но, мне кажется, разумные сроки вполне, — добавил Нагуманов.

«Надо быстрее выставлять участки на торги», — сделал вывод Нагуманов

Любопытно также и желание чиновников автограда, которое, как сообщил Беляев, они передали в УФАС: о проведении аукционов с обременением. Напомним, что в конце мая, как и в «рекламном деле», проблему выставления на торги участков с обременением уже обсуждали. Дело в том, что закон требует перед аукционом все киоски, пункты проката и прочие хозблоки с земли демонтировать. Чего ни власти Челнов, ни бизнес-омбудсмен не хотят. Но чего, разумеется, желало бы УФАС. Проблема в том, что в случае выставления на торги участков «с обременением» (т.е. со все возможными постройками на земле), пострадает конкуренция, вход на рынок новичков и/или не местных компаний будет затруднен. Если же торговать, демонтируя, то есть, «начиная жить с нуля» — то МСБ придется выкинуть фактически на ветер деньги на уничтожение своих же объектов. Да еще и без уверенности в том, что участки эти потом ему достанутся: даже на продаже киосков в случае потери участков предпринимателям не нажиться. Зато второй вариант — чистая конкуренция или, как ее назвал Тимур Нагуманов, «конкуренция в вакууме». В первом же варианте торги можно признать незаконными. На сегодняшнем заседании бизнес-омбудсмен признался, что «… с УФАС пришли к выводу: никто не ограничивает выставление участков на торги с обременением, но это в любом случае — риск!». Представитель УФАС опять промолчал. Нагуманов вновь не выдержал:

— Рузалин Рамилович, я правильно вашу позицию сформулировал по обременению?

— В принципе правильно, — тяжело заметил в ответ антимонопольщик. — Но для этого необходимо писать ходатайства нам. Предупреждения выдали, ходатайство на сегодня не поступало пока [очевидно, имеется в виду проблема демонтажа «Славицы» — прим.ред.].

— Ходатайство уже направили! — подал тут же голос Радмир Беляев.

— Рузалин Рамилович, то есть вы изначально не против процедуры, когда будут объявляться торги с обременением? Не бьете по рукам с ходу, не говорите, что так точно нельзя? — все-таки поспешил уточнить позицию УФАС бизнес-омбудсмен РТ.

— Нет. Пока — нет, — с чуть заметной улыбкой заметил Хабибуллин.

— Ну «пока — нет» — тогда надо быстрее выставлять участки на торги, — вздохнул Нагуманов.

«Сносить объекты — нецелесообразно»

Под вопросом пока и определение стоимости участков, выставляемых на аукцион. Нагуманов предложил Магдееву два варианта. В первом — рыночная оценка, ее надо заказывать, за нее надо платить, делаться она будет долго, но она учитывает много факторов. Второй вариант — применение формулы оценки стоимости аренды земли, исходя из кадастровой стоимости. Для второго варианта придется изучать 10 — 20 объектов в разных конца города: «Если цифра адекватная, не пять копеек и не миллион рублей, а в разумном диапазоне — то нормально. Сами понимаете, будет если слишком дешево — зайдет огромное количество игроков, и вы между собой перегрызетесь. А слишком дорого — цена будет неподъемной для вас», — посочувствовал заранее предпринимателям бизнес-омбудсмен РТ.

Мэр также заявил, что их принципиальная позиция «никого не сносить».

— Не создавать ненужного противостояния и напряжения — моя принципиальная позиция. Я думаю, ее любой здравомыслящий человек понимает. Что было — было. Мы в этом состоянии находимся длительное время. Надо с наименьшими издержками из него выйти, коль мы говорим, с одной стороны, о поддержке малого бизнеса. Давайте поддерживать! Без вот этих крайних шагов, которые могут быть, — очевидно дипломатично сообщая свое недовольство действиями УФАС, заявил Наиль Магдеев и тут же обратился уже к предпринимателям. — Мы ничего сносить не хотим — у нас есть чем заниматься, кроме того, чтобы еще ларьки сносить! Мы будем просить республиканские органы войти в положение людей, которые там работают. В 679 объектах явно не один человек работает. Вот в «Славице», сколько человек в каждом киоске у вас работают?

— Два человека, — ответил директор фабрики мороженого Олег Моисеев.

— Вот так! Почти 1400 человек работают [в НТО, — прим. ред.]. И умножьте на 3 — 4, учитывая среднестатистическую семью. Мы все это же должны учитывать? Должны, — категорично заявил мэр.

— Мы тоже считаем, что сносить объекты нецелесообразно, — поддержал его Нагуманов.

Как антимонопольщик, бизнес и его защитник поспорили из-за киосков печати

Антимонопольщик выслушал принципиальные позиции с многозначительным молчанием, но после этого стал отчего-то гораздо разговорчивее. Вот только не в том направлении, в каком явно желалось бы Нагуманову с Магдеевым. Забавный казус произошел с обсуждением заключения договоров без торгов для печатной продукции и ремонта обуви. Вопрос поднял предприниматель Равиль Ахметов, директор ООО «Союзпечать-Челны». Нагуманов подтвердил ему, что в проекте постановления соответствующие примечания остались — «но решение остается за муниципалитетом». Магдеев решением пока делиться не стал. Зато своим мнением по вопросу вдруг решил поделиться доселе молчавший Хабибуллин:

— У нас по Казани был случай по киоску печати буквально в прошлом году. Дело было рассмотрено. Там проблема была в земле. Пять киосков на сегодняшний день убрали… У нас решение было — демонтировать киоски. Мы не согласились…

— Но у нас не земля, у нас же право на размещении участков. Мы считаем, что в рамках действующего законодательства разрабатывается проект, — заметил Нагуманов.

— А как быть, если на место НТО, где торгуют печатью, другой тоже захочет зайти? — сверлил взглядом защитника бизнеса антимопонольщик.

Ему ответили, что если заявятся два предпринимателя-печатника, то процедура как раз может быть отрегулирована муниципальным актом. Тимур Нагуманов предложил представителю УФАС отдельно отрегулировать этот момент, но тут выяснилось, что в УФАСе пока даже в глаза не видели проекта Совета по предпринимательству! «Вы текст же видели?», — как бы невзначай спросил Рузалина Хабибуллина Нагуманов, а получив отрицательный ответ, удивился: «Ну, мы вообще-то направляли его в ФАС! Давайте мы вам тогда текст отдельно покажем, чтобы по нюансам не было каких-то разногласий». Еще после пятиминутного обсуждения частностей, под занавес совещания Тимур Нагуманов в последний раз обратился к Хабибуллину, которого растопить так и не удалось:

— Рузалин Рамилович! Вот вы не хотите ничего комментировать как-то… Может, все-таки добавите что-то?..

Антимонопольщик, то ли довольный тем, что комментировал мало, то ли недовольный тем, что случайно все-таки наговорил больше, чем планировал, буркнул в ответ:

— Нет, без комментариев. Того, что я уже сегодня сказал, уже достаточно…

Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров