Новости раздела

Как Рустам Минниханов разбирался в проблемах садиков, дешевых хостелов, машин на газу и навоза

Бизнес выдвинул свои инициативы на II расширенном собрании Совета по предпринимательству при президенте РТ

Как Рустам Минниханов разбирался в проблемах садиков, дешевых хостелов, машин на газу и навоза
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

«Архимедов рычаг» для преодоления трудностей на пути малого и среднего бизнеса — так отозвались татарстанские предприниматели об итогах работы второго по счету заседания совета по предпринимательству при президенте РТ. И похоже, его глава Рустам Минниханов, взявшийся перевернуть мир, сам не перестает удивляться, через какие странные законодательные преграды и всевозможные чиновничьи глупости приходится прорываться бизнесменам. То вводится неожиданный запрет на работу хостелов, то запускается перерегистрация газобаллонных автомобилей, то подвергаются лицензированию животноводческие отходы — эти «ноу-хау» бьют по карману бизнеса. Какие «защитные» меры нашли на заседании в ходе совещания с президентом — в репортаже «Реального времени».

Частные детские сады просят муниципальные субсидии

Вчерашнее заседание совета по предпринимательству сосредоточилось поначалу на сугубо «внутренних проблемах», которые могут быть решены исключительно при взаимодействии бизнеса и местной власти, так что предпринимателям социальной сферы представилась замечательная возможность наладить первые рабочие контакты. Руководитель проектной группы по дошкольным образовательным учреждениям Наталья Реснянская, за плечами которой богатый опыт управления частным детским садом, открыла дискуссию с представления «бизнес-кейса» к решению наболевшей для властей проблемы сокращения очередности в детские сады. Надо отдать ей должное, «детская тема» была поднята более чем вовремя — на носу очередной учебный год, и уже сейчас молодые семьи ломают голову, как быть с малышами.

По официальным данным, сегодня в очереди находятся 1250 малышей в возрасте от 3 до 7 лет. Им не хватило места в детских садах, хотя за последнее время дошкольных учреждений немало построено в Татарстане. Согласно официальным данным, за 4 года возведено 150 новых и еще больше отремонтировано. К счастью, детей становится все больше и больше, так что властям приходится думать. Наталья Реснянская считает, что идти по пути строительства детских садов дорого, затратно, да и не всегда можно найти свободные земли под застройку, а выплачивать из бюджета компенсации родителям за отсутствие места для ребенка «не всегда рационально». Перечислив минусы государственного инвестирования в новое строительство, Наталья Реснянская предложила перенаправить бюджетные расходы в сторону частных детских садов, уравняв их с муниципальными детскими садами.

— Сегодня муниципальные детские сады получают государственные субсидии на содержание и образование одного ребенка в размере 10 500 рублей, тогда как частным выплачивается бюджетная компенсация только за образование — 2 500 рублей. Если их уравнять в правах, то можно было открыть дополнительные места и гораздо быстрее решить «детскую» проблему. К 1 сентября этого года мы могли бы открыть сразу 500 мест, что привело бы к сокращению очереди в два раза, — пообещала она.

Впрочем, заманчивые перспективы не смогли подтолкнуть Рустама Минниханова к принятию скороспелых решений, тем более что они неизбежно приведут к нагрузке на бюджет. По его словам, сегодня на содержание детей и сокращение очередности среди детей от трех лет бюджет ежегодно тратит до 10 млрд рублей. И если уравнять частные и муниципальные сады, тогда бюджетные расходы вырастут. Хотя он не стал отрицать возможность размещения госуслуг в этой сфере, проведя аналогию с здравоохранением, где частные медицинские центры давно и продуктивно работают по программе ОМС. «Но этот вопрос не бесспорный: минфин и минобразнауки должны внимательно посмотреть», — ответил в заключение Рустам Минниханов. Остается надеяться, что к 1 сентября профильные ведомства подготовят компромиссное решение — в любом случае «точка опоры» для частно-государственного партнерства найдена.

Хостелы пробивают постоянную прописку в жилых домах

Предприниматель Айрат Сунгатуллин, развивающий в Татарстане сеть хостелов, на совещании искал защиты от федеральных новаций. Он жаловался на то, что с предстоящим принятием новых законодательных норм об обязательном одобрении жильцами функционирования хостела в многоквартирном жилом доме его «эконом-гостиницы» не смогут продолжать работу. «В 2015 году Татарстан посетили 2,7 млн туристов, и многие из них выбирали недорогое комфортное жилье. С принятием поправок в ст.17 Жилищного кодекса РФ хостелы квартирного типа становятся незаконными», — констатировал он, не вдаваясь в подробности. Из этого следовало, что жильцы, похоже, не захотят «прописывать» у себя в доме гостиничный бизнес — и что тут делать? Но депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин пообещал проллобировать смягчение жестких норм — ввести норму о получении одобрения 100% жильцов подъезда и без обязательного перевода в нежилое помещение. Правда, за постоянную прописку хостелов в жилых домах депутат пообещал бороться не сейчас, а в следующем созыве, если, конечно, будет избран.

«Так жестко поступать нельзя. То, что сначала разрешают бизнес, а потом внезапно запрещают», — отреагировал на законодательные перемены Рустам Минниханов. По его мнению, если хостел работает в соответствии с санитарно-гигиеническими нормам и не создает неудобств для жителей, то может продолжать работу. «Надо изучить зарубежный опыт и отстоять закон в таком виде, чтобы сохранить работу хостелов», — резюмировал глава республики. По всей видимости, это станет первым заданием для депутата Сидякина в новом составе думы в случае его избрания.

«Газомоторка» жмет на тормоза

Раздражение из-за федеральных новаций усилилось после того, как уполномоченный представитель автогазозаправочных хозяйств РТ Фанис Набиуллин рассказал о том, как вступивший с 1 января 2015 года новый техрегламент (в рамках Таможенного союза) раздавливает «зеленые ростки» газомоторного автомобильного движения. По его словам, с этого момента владельцы автомобилей с газобаллонным оборудованием должны пройти перерегистрацию в специально аккредитованных лабораториях, без чего автомобилист подвергается огромным штрафам. Оказалось, что даже добросовестный автолюбитель не может быстро и в режиме «одного окна» пройти процедуру перерегистрации.

На практике выяснилось, что региональные органы регистрации в многих городах отсутствуют, а автовладельцы решают проблему в частном порядке: приезжают на пункт установки оборудования и договариваются с агентами московских лабораторий, которые за умеренную плату обеспечивают заветными регистрационными номерами. По словам Фаниса Набиуллина, под угрозой штрафных санкций находятся почти 70 тысяч автовладельцев, которые решили, что смогут сэкономить, используя дешевое топливо. Теперь им придется раскошелиться на переоборудование газового двигателя и на оплату перерегистрации. «Люди на газ переходили не от хорошей жизни, а ради экономии, поэтому необходимо внести изменения в техрегламент», — заключил спикер.

«К сожалению, я не знал всех обстоятельств перерегистрации, — признался Минниханов. — Это не только экономия, но экология. 60—70 процентов экологической нагрузки в городах — это не заводы, не «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», это автомобили. И с каждым годом это только усиливается. Наконец, мы всеми силами развивали газомоторную инфраструктуру, и вдруг...» — недоумевал Минниханов. По его мнению, техническая регистрация и переоборудование автомобиля должны проводиться в специальных центрах по упрощенной процедуре. Он обратился к заместителю премьер-министра РТ Шамилю Гафарову как главе комиссию по безопасности дорожного движения урегулировать эту проблему. Поднявшийся с места Гафаров доложил, что проблема известна и обсуждается на уровне председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, под руководством которого в конце сентября в Казани пройдет совещание с участием федеральных министерств.

«Это прежде всего нам нужно, — напомнил Минниханов. — У нас не будет продвижения, если будут вот такие сложности по переводу и обслуживанию. Нужно упростить процедуру по образцу дачной амнистии», — потребовал он. Шамиль Гафаров не хотел раскрывать подробностей, но тут вынужден был сообщить о достижении договоренностей с компанией «Раритэк», производящий установку газобаллонного оборудования, создать сеть аккредитованных лабораторий. В кулуарах совета уже промелькнула информация, что ГИБДД не будет штрафовать «газовиков» до полного разъяснения картины.

Животные могут вздохнуть спокойно

Однако до точки кипения президентское возмущение довела новация по лицензированию деятельности с животноводческими отходами, а проще говоря, навозом. Оказалось, что с 1 июля 2016 года животноводческие предприятия обязаны получить лицензию на обращение с такими отходами. Оформление лицензии обойдется от 100 до 150 млн рублей, сообщила директор центра экологического сопровождения Эльвира Курбанова.

«Я вообще поражаюсь, какие глупости в нашей стране принимаются! — отреагировал на это Минниханов. — Я понимаю, крупные комплексы, где есть экологические вопросы и требования. Но есть фермы, где навоз не отход — это продукт дальнейшего использования в растениеводстве. Это глупость! Кто это придумал? Какой отход? Это удобрение! Тогда ферму нужно назвать фабрикой по производству удобрений».

Поднявшийся тут же глава минсельхоза РТ Марат Ахметов просил не драматизировать, заверив, что производство не пострадает и надзорные органы не станут штрафовать. «Конечно, не будем, пусть кто-то попробует оштрафовать за то, что у него навоз, — попенял Минниханов. — Экологам есть куда идти, пусть идут на свалку, где есть мусор, а не туда, где навоз. На всякий случай я призываю наши надзорные органы глупостями не заниматься. Есть где наводить порядок. Навоз — это безотходное производство, чем дольше навоз хранится, тем качественнее он становится. Вообще люди, которые ничего в жизни не видели, принимают какие-то глупые законы. Слов не нахожу».

«С этого дня животные могут вздохнуть спокойно», — произнес заключительную фразу модератор совета Андрей Акульчев под общий смех зала.

Вперед, но без налоговых льгот

Самой последней оказалась, пожалуй, самая животрепещущая для предпринимателей тема — налоговые льготы. Инициатор проектной группы «Снижение ставки упрощенной системы налогообложения — доход в РТ» Наиль Хузятов, руководитель внедренческого центра 1С «Икс-Игрек-Зет Автоматизация» предложил распространить федеральный закон, предоставляющий субъектам РФ право снижать налоговую ставку при УСН «Доходы» с 6 до 1% для отдельных категорий налогоплательщиков. Регион вправе это сделать до 1 января 2017 года.

«Изначально мы предложили первый вариант, в котором предполагалось снижение до 1% налога для всех предприятий. Но сумма выпадающих доходов бюджета оказалась слишком существенна. В итоге мы пришли к компромиссному варианту — выбрали золотую середину в 3%». При этом он заметил, что экономический эффект от введения льгот «измерялся» в других регионах (перешли 33 субъекта РФ) на примере УСН «Доходы минус расходы». «В исследовании были рассмотрены шесть субъектов, снизившие УСН Д-Р, и шесть регионов, не снизившие УСН Д-Р в период 2007—2012 годов. Данные регионы достаточно разнообразны по структуре и размеру экономик, могут быть признаны репрезентативной выборкой. Так вот, регионы, которые приняли решение о снижении, получили: во-первых, прирост собираемости налога в рамках режима УСН, во-вторых, количество вновь открывшихся предприятий в регионах больше в 1,5 раза в регионах, снизивших УСН Д-Р за 5 лет, в третьих, сумма налога УСН на четвертый год вернулась на уровень, существовавший до введения льгот».

Выступившая следом за ним эксперт совета, партнер АНП «Зенит» Юлия Заздравная дала отрицательную оценку повсеместному льготированию. «Вышедшие из под налогов средства не идут в развитие бизнеса, а просто проедаются», — выдала она окончательный ответ.

Заинтригованные предприниматели ждали заключительного слова Рустама Минниханова. «Если раздавать льготы всем — никому пользы не будет, потому что пока мы не понимаем, кому мы даем эти деньги, на что мы их даем», — таким образом Минниханов высказался за то, чтобы отменить прямые налоговые льготы. По его словам, есть другие формы поддержки бизнеса, которые и нужно использовать.

1/23
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Луиза Игнатьева, фото Олега Тихонова
Мероприятия

Новости партнеров