Новости раздела

Стандарты WorldSkills сделают аналогом ЕГЭ для выпускников колледжей

Минобрнауки РТ рассказало о ходе приемной кампании в профессиональные учебные заведения

Стандарты WorldSkills сделают аналогом ЕГЭ для выпускников колледжей
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В преддверии международного чемпионата WorldSkills в Казани республиканские власти полностью меняют подготовку всей рабочей молодежи, половина которой уходит из средней школы для овладения рабочими профессиями. Вместе с тем по стандартам WorldSkills модернизируются ресурсные центры подготовки рабочих кадров. Финансирование их модернизации идет по стандартам WorldSkills.

Школьники выбирают рабочие профессии

Практически каждый второй девятиклассник Татарстана идет учиться на профессионального рабочего, сварщика или учителя младших классов, констатировали накануне на брифинге в Доме правительства РТ первый заместитель министра образования РТ Андрей Поминов и председатель некоммерческого партнерства «Совет директоров образовательных учреждений СПО РТ» Анфиса Залялова. В этом году на поступление в техникумы и профессиональные колледжи документы подали 17 тысяч 656 выпускников 9-х классов, и наверняка никто из них не останется «на улице». 18 770 открытых бюджетных мест в системе профессионального образования гарантируют зачисление каждому, отказавшемуся от продолжения учебы в школе. Правда, и здесь держится высокий конкурс — доходит до 8 человек на место по отдельным специальностям.

«До окончания приемной кампании остается 2 недели, но уже сейчас сложился высокий конкурс — средний балл аттестатов на многие специальности уже сегодня выше 4 по пятибалльной шкале», — рассказал Андрей Поминов. Но рекордно высокий уровень конкурсантов сложился в Казанском педагогическом колледже. «На обучение по программам «начальное образование» конкурс вырос до 8 человек на место вместо 5—6 человек в прошлом году, а средний балл по аттестатам — 4,6», — поделилась подробностями руководитель колледжа Анфиса Залялова. Наряду с этим наибольшее количество заявлений подано и на технические специальности. Среди лидеров по конкурсному баллу — Казанский энергетический и Заинский энергетический колледжи, Лениногорский нефтяной техникум, где востребованы все бюджетные места. Говоря о продолжающемся росте поступающих в системе профессионального образования, Андрей Поминов добавил, что уровень трудоустройства у них гораздо выше, чем у выпускников высшей школы, и достигает 90%, давая понять, что сегодня зарплаты рабочих порой даже выше, чем у «белых воротничков».

Колледжи по стандартам WorldSkills

Массовый поток молодежи в систему профессионального образования заставил министерство образования и науки Татарстана начать реформирование системы оценки качества подготовки выпускников. По словам Андрея Поминова, уже в этом году при итоговой аттестации профессиональных навыков и умений выпускников ресурсных центров были внедрены стандарты WorldSkills как аналога ЕГЭ для выпускников общеобразовательной школы. «В отличие от общей школы, в системе профессионального образования нет единой системы оценки качества подготовки студентов. В каждом учреждении экзамены принимает своя итоговая комиссия, чьи подходы различны. На наш взгляд, это большая проблема», — признал Андрей Поминов.

Для приведения аттестации всех ребят к общему знаменателю минобрнауки РТ запустило в качестве эксперимента систему итоговой аттестации по единой шкале, максимально приближенной к стандартам WorldSkills. Правда, в этом году по ней оценивали выпускников только по пяти рабочим профессиям. Единая республиканская экспертная комиссия выезжала по все профессиональные учебные заведения и принимала экзамены вместе с преподавателями. Причем формат новой аттестации был приближен к формату WorldSkills, который был разослан за год вперед. «Более того, мы договорились с руководством «WorldSkills Россия» о том, что результаты наших выпускников заносятся в международную систему СIС, где содержатся данные всех участников олимпиады рабочих профессий. Так мы попытались оценить, что получилось», — рассказал замминистра образования и науки, но не раскрыл, как же смотрится первый эшелон аттестованных на их фоне. Андрей Поминов предупредил, что эксперимент на этом не закончится: по итогам 2016—2017 учебного года аттестация будет проводиться уже по 10 рабочим профессиям.

Минобрнауки РТ запустило в качестве эксперимента систему итоговой аттестации по единой шкале, максимально приближенной к стандартам WorldSkills. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Далеко не все готовы участвовать на конкурентной основе»

Вместе с тем по стандартам WorldSkills модернизируются ресурсные центры подготовки рабочих кадров. «В этом направлении мы не рассчитываем на федеральную финансовую поддержку — в Татарстане действует собственная программа до 2018 года», — заявил Поминов.

В этом году выделено 2,5 млрд рублей, из которых свыше 2 млрд рублей пойдет на капитальный ремонт, а около 300 млн рублей будет потрачено на закупку оборудования в формате WS, чтобы ребята могли готовиться по самым современным технологиям. «Эта программа действовала в 2014—2016 годах, и пока нет предпосылок, чтобы она ограничилась 2017 годом. Предполагается, что она будет действовать до 2018 года. За это время у нас будут созданы или преобразованы около 30 профессионально-технических организаций по всей республике», — сообщил Поминов.

Татарстан претендует на лидирующие позиции в национальных чемпионатах «WorldSkills — Россия». Правда, по итогам 2016 года команда республики заняла третье место после Москвы и Московской области. «Но нам этого мало», — подчеркнул Поминов и расчертил дорожную карту действий.

«После проведения национального чемпионата союз «WorldSkills — Россия» опубликовал так называемую «кровавую» таблицу, в которой они результат каждого участника, в том числе и чемпионов, оценили по международным меркам СIС. Они посмотрели, как бы наши ребята выступили, если бы соревновались в мировых чемпионатах, и получилось, что далеко не все готовы участвовать на конкурентной основе», — сокрушался первый замминистра.

По его словам, в первую очередь Татарстан определится с набором базовых компетенций, где «мы можем подготовить хороших участников и стать конкурентоспособными в ближайшие годы на мировом уровне». Во-вторых, определит перспективную сборную с прицелом на 2019 год. «У нас есть понимание, кто эти ребята, по фамилиям, по местам их обучения. Хотя не исключаю, что в нее могут попасть и другие ребята», — уточнил Поминов. В третьих, предстоит создать критическую массу экспертов, полностью погруженных в систему WS, которые смогут организовывать соревнования в формате WS и судить на высшем уровне.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров