Новости раздела

Марат Ахметов оценил объем рынка халяль в Татарстане в 100 миллиардов

«Инвестиционные и инновационные возможности индустрии «Халяль» — под таким названием прошла в четверг конференция в рамках международного форума KazanSummit-2016. Площадка собрала представителей мусульманского духовенства, чиновников, производителей, исламских экспертов и журналистов. Участники встречи, среди которых был и корреспондент «Реального времени», отметили, что доля мусульман в мире растет, а значит, будет расти и спрос на халяль-продукцию. Кто первым закрепится в этой нише, тот и останется в выигрыше.

Объем халяль-рынка республики 100 млрд рублей

Татарстан, будучи одним из ярких мусульманских регионов России, старается быть и самым «халялифицированным». Поэтому использует все площадки, чтобы в очередной раз привлечь к себе внимание арабов для расширения торгово-экономических связей.

— Тысячу лет назад братья-мусульмане принесли сюда ислам, — сказал, открывая форум, министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов. — Наши предки стойко сохраняли чистоту ислама. Производство халяль-продукции не только сохранилось у нас, но и значительно повлияло на кухни многих народов России. Сейчас это не только мусульманский продукт, но и бренд, знак качества.

По его подсчетам, к 2018 году объем мирового рынка халяля прогнозируется в $1,6 трлн. В Европе объем потребления халяль-продуктов оценивается в 65 млрд евро в год.

К 2025 году доля халяль в мире будет составлять не менее 20% от всей произведенной продукции. В России, где проживает более 20 млн мусульман, за последние десятилетия спрос на продукцию халяль резко вырос «ввиду его высокого качества».

— В Татарстане емкость этого рынка только по пищевым продуктам уже оценивается в 100 млрд рублей — это $1,5 млрд. Открываются предприятия общественного питания, магазины. Наша задача —защитить этот бренд от недобросовестных производителей, — подчеркнул Ахметов.

В РТ, по словам министра, более 30 сельскохозяйственных предприятия выпускают халяль-продукцию. Из них 24 готовы работать на экспорт, поставляя в мусульманские страны свои товары: хлебобулочные изделия, баранину, мясо птицы, говядину, колбасные изделия, яйцо, молочную продукцию, мед и другие.

— Открытие рынков мусульманских стран для халяль-продукции из Татарстана будет способствовать налаживанию более тесных отношений между нашими народами, — подчеркнул Ахметов.

Как позже добавил президент Всемирного совета Халяль (WHC) шейх Зафер Наджар, к 2050 году 70% человечества будут исповедовать ислам. Соответственно, потребность в продукции и услугах, соответствующих нормам шариата, будет только расти.

Халяль: религия, чистота и здоровье

Однако далеко не все понимают значение слова «халяль». Как завещал Декарт, прежде, чем что-то обсуждать, нужно определиться с терминами.

Известный мусульманский богослов, член Комитета по халяль-надзору Сирии, глава ученых Леванта Мухаммад Тауфик Рамазан аль-Буты отметил, что халяль заключается в трех моментах. Во-первых, религиозный. Согласно Корану, люди должны потреблять чистую дозволенную пищу.

— Даже если мы не понимаем, почему запрещено, это все равно нам во вред. Мерило «халяль» является мостом взаимодействия людей и не должно их разделять. Например, у иудеев есть свой «халяль», свои мерила. Они не едят неподобающую пищу. И у мусульман должен быть свой стандарт. Этот мир становится как единая деревня.

Мухаммад Тауфик Рамазан аль-Буты: «То, что запрещено религией, на самом деле, приносит вред. Это неприемлемо потреблять в пищу». Фото Романа Хасаева

Во-вторых, это чистота: запрещается потреблять в пищу нечистоты и то, что вызывает отвращение.

В-третьих, здоровье: то, что вредит здоровью, запрещено мусульманам.

— Я согласен с министром сельского хозяйства: то, что запрещено религией, на самом деле, приносит вред. Это неприемлемо потреблять в пищу. У нас в Сирии этим вопросом основательно занимаются различные министерства — экономики, здравоохранения, промышленности и другие, — заключил аль-Буты.

Дозволены ли ГМО?

Вместе с тем, в России производители по различным причинам помещают надпись «Халяль» куда попало. Пользуясь случаем, корреспондент «Реального времени» поподробнее расспросил у председателя Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марата Низамова об использовании этого знака.

— В последнее время немало выявляется подделок, когда под знаком «халяль» выходит продукция, которая халяльной не является. Например, несколько лет назад был скандал вокруг «Царицынской» колбасы. Как бороться с такими подделками?

— Ситуации есть разные. Есть умышленные действия недобросовестных предпринимателей, есть ошибки в технологиях, есть просто незнание того, что знак соответствия «халяль» должен быть только по разрешению. Когда знак соответствия размещается на этикетке, это значит, что за него ответственность несет организация по сертификации. В каждом случае надо разбираться отдельно.

— Марат хазрат, порой знак «халяль» ставят на той продукции, которая в общем-то не нуждается в подобном: мука, хлеб, яйца, крупы, мед и даже спички с туалетной бумагой. Есть ли границы, где уже не стоит ставить этот знак?

Марат Низамов: «Мы говорим об агробизнесе, медицине, туризме. У наших айтишников есть разработки по IT-технологиям. Халяль будет касаться каждой сферы жизни, это образ жизни: здоровье, питание, отдых». Фото Сергея Афанасьева

— Это нонсенс, конечно. Вот смотрите. На сегодняшний день существуют очень сложные пищевые технологии. А их кто заказывает? Производитель. У него главный интерес — как можно дешевле товар произвести и как можно дольше его сохранить. Поэтому применяются различные технологии, как товар удешевить, подольше сохранить и как посредством рекламы воздействовать на потребителя. Если вы говорите про хлеб, то есть такое вещество, как цистин, и он применяется в хлебобулочных изделиях. Он делается из волос. Это очень тонкий момент. Также существует много консервантов, эмульгаторов, которые могут быть для мусульман недозволенными. Поэтому все эти вопросы изучаем, допускаем. Мы можем говорить, что такая технология соответствует или не соответствует.

Насчет круп. Вы знаете, что рис уже есть генно-модицированный? Поэтому с ним теперь тоже много проблем.

— Тогда ГМО — это все-таки халяль или нехаляль?

— Это сомнительное. В исламе есть дозволенное и недозволенное. А между ними — сомнительное. Мы остерегаемся его и не ставим знак «халяль».

— Какие направления халяль-индустрии в России достаточно развиты, а какие еще нужно усилить?

— Мы говорим об агробизнесе, медицине, туризме. У наших айтишников есть разработки по IT-технологиям. Халяль будет касаться каждой сферы жизни, это образ жизни: здоровье, питание, отдых. Что можно развивать? Должен быть здоровый, полезный досуг. Необходимы лекарства, которые должны быть из разрешенных компонентов. Перспектив, на самом деле, очень много.

Тимур Рахматуллин
Мероприятия

Новости партнеров